Познание основ православной веры

Пятница, 19.04.2024, 18:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Иоанн Предтеча - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча
DayДата: Воскресенье, 05.12.2010, 21:35 | Сообщение # 1
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Митрополит Антоний Сурожский.
СЛОВО НА УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА,
ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, со скорбью воспоминает печальное событие из нашей Священной истории - усекновение главы величайшего Пророка - Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это трагическое событие ныне читанное Евангелие передает нам в следующих словах:
«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк. 6:17-29).
Как видите, сегодняшнее Евангелие воспроизводит перед нами скорбную картину предания смерти величайшего Пророка, признанного Самим Спасителем большим из всех, рожденных женами. Все в этой картине носит отпечаток чего-то ужасного, непередаваемого. Этот блистательный пир, эти шумные рукоплескания пирующих, эта полная безумия пляска - и потом вдруг эта дымящаяся теплой кровью голова, принесенная на блюде, поданная палачом молодой девице, которая, в свою очередь, отдает ее своей матери. Это адское смешение ненависти и безумного веселья, пляски и убийства, крови и сладострастия - все это заставляет сердце трепетать и наполняет его ужасом.
Читая в Священном Писании о жизни великих свидетелей, светильников Божиих, невольно приходишь в недоумение и спрашиваешь: почему для иных живущих на земле Господом уготованы мир, наслаждение всевозможными благами, утешение в скорбях и умирают они естественной, спокойной смертью, а на долю сих верных и твердых избранников Божиих выпадает такая ужасная, полная мучений и гонений жизнь и - очень часто - такая страшная кончина?
Посмотрите, какой смертью умирают они: святой пророк Исаия распилен пилой, святой пророк Иеремия во рву побит камнями, святой Захария убит возле алтаря церковного, святой первомученик Стефан также побит камнями, святому апостолу Иакову отсекли голову, святого апостола Петра распяли на кресте, апостол Павел был усечен мечем, да и все почти святые Апостолы, за исключением, пожалуй, святого апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Неисповедимы пути Твои, Господи! Зачем уготовал Ты для них такую кончину?
Но из всех этих мученических смертей смерть Иоанна Крестителя является самой ужасной. Представьте блистающий огнями дворец Ирода, в котором идет пир, а под ним - мрачное подземелье, откуда нет никакого выхода на свет и на свободу. В нем томится Пророк. И вот среди ночи слышатся тяжелые шаги спускающегося вниз грубого и безжалостного воина, отворяется дверь... глухой шум тяжело опустившегося меча - и все кончено. Был ли он застигнут во сне? Молился ли он? Произнес ли какие-нибудь последние слова? Ничего нам не известно, вместо ответа на все вопросы наши лишь гробовое молчание. Таким-то образом пресеклась на тридцать третьем году жизнь величайшего Пророка Божия, который еще во чреве матери своей исполнился Духа Святаго, который тридцать лет прожил в суровых подвигах в пустыне и удостоен был крестить Спасителя мира, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. И если не иметь никакой другой надежды, кроме как на то, что есть в этом тленном мире, то при виде таких смертей можно прийти к полному разочарованию в жизни и сказать себе: зачем же стараться жить благочестиво, когда вокруг всё - одна лишь суета?
Но для верующих это событие не может быть неразрешенным, не может приводить их к разочарованию в жизни, если только имеют они светлую надежду на будущее и смотрят на сей мир как на место своего изгнания.
В то время, когда пирующие с ужасом взирали на главу Крестителя, лежащую на блюде, сам Креститель уже стоял в небесной славе перед сонмом праведников и возвещал им событие, которого они ожидали от века. Он в то же мгновение, как был усечен, присоединился к лику праведных и вступил в вечное блаженство и вечную славу, взошел туда, где будет чувствовать сам безграничную любовь и вечно наслаждаться истинной, нескончаемой жизнью.
Праведники не умирают, смерть над ними не имеет власти, они вечно живут у Господа. Ни одно доброе дело, сделанное человеком ради Бога, не останется без награды, тем более величайшие заслуги и труды Крестителя Иоанна сплели ему на Небе множество венцов и наград.
Только благодаря таким самоотверженным мученическим смертям могла родиться и возрасти Христианская Церковь. Когда мы смотрим на какое-нибудь огромное здание, то непременно знаем, что в основание его положен фундамент, на котором и стоит оно непоколебимо, хотя самого фундамента никто и не видит. Так точно и Церковь. Если мы сейчас видим в мире Христианскую Церковь, где верующие находят себе приют и успокоение от всех земных скорбей, веруют, надеются и радуются, то лишь благодаря вот таким мужественным, самоотверженным смертям, которых никому не сосчитать. И если святого Иоанна Крестителя не стало на земле, то голос его, несмотря ни на что, будет звучать и обличать беззаконников во все времена. И ныне его высокий пример уязвил и растрогал наши сердца, и, верно, найдутся беспорочные души, которые, презирая обольщения этого мира, сделаются непоколебимыми свидетелями правды и истины.
Кроме же всего этого, необходимо верить, что смерть святого Иоанна Крестителя явилась следствием особого распоряжения Промысла Божия и допущена была с великой и благодетельной для рода человеческого целью. Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное. Время отшествия Спасителя из этого мира уже приближалось. Дело, на которое Он был послан, уже было совершено, и те, кто ожидал Его на земле, привлечены были к Нему. Но ожидали Спасителя мира не одни только живущие на земле, но и умершие, которых было несравненно больше. И вот для возвещения им о скором пришествии к ним Спасителя и избирается Предтеча Иоанн, предвозвестивший пришествие Господне жителям земли. Ирод и Иродиада явились лишь орудиями исполнения непостижимой Божественной воли, хотя вина их от этого и не уменьшается.
Дорогие во Христе братия и сестры, воспоминая ныне это событие - усекновение главы славного Пророка, постараемся извлечь из него для себя назидание во спасение своей души. А именно: должны мы крепко помнить, какой вред приносит излишнее упоение вином, как опасно давать необдуманные клятвы и какой может быть от этого грех. Если же по своей опрометчивости или по минутному увлечению и дали мы клятву, исполнение которой может послужить не на пользу ближним, а во вред им, то лучше нам не исполнять ее, лучше показаться перед другими неосторожными, нежели из-за ложного стыда причинить кому-либо зло. Помолимся сейчас Крестителю Господню, чтобы он, любвеобильный, вознес за нас перед Престолом Божиим свою молитву и укрепил нас, чтобы всегда быть нам твердыми свидетелями правды и истины Божией и провести свою земную жизнь в покаянии и благоугождении Господу и тем достигнуть вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Аминь.
1962 г.http://www.na-gore.ru/articles/suroz_predtecha.htm

Добавлено (05.12.2010, 21:35)
---------------------------------------------
Священник Максим Массалитин.
НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ГЛАВЫ КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.
Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос - это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

Икона святого Иоанна Крестителя Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.
Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.
Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы.

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти - 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.
Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад.

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном "обретении" главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.
Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть - в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена. Глава святого Иоанна Крестителя
История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства. 13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи - Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.
На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.
Кафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, "по горячим следам". С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Предтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano) Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын - Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей. В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.
Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.
В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни.

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.
Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый - в Амьене, второй - в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы: "
Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение. "
С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает "кости средних веков". "
Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом - более древним, чем "кости средних веков". С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х. "
Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами). "
Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица - европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому "средиземноморским" (тип, к которому принадлежат современные бедуины).
На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, "первого во благодати мученика"[1]. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.
Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.
________________________________________
[1] Святой Иоанн Креститель назван "первым во благодати мучеником" в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона.

www.pravoslavie.ru

 
LenosДата: Понедельник, 13.06.2011, 20:55 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ
ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ
ГОСПОДНЯ ИОАННА

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня - малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами - святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей. Наибольшего - это говорю не я. Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей, более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Нет большей похвалы во всей вселенной.

И потому сегодняшний день - малая Великая Пятница. Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам, мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве и сегодня христоборцы не кричат: Распни, распни его! Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя.

Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами; Христова, мол, Правда не нужна нам, Божией Правды мы не хотим. Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того, что в этом мире человек, истинный человек, не может удержаться без Бога. Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников земли, а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего, требуют смерти Богочеловека Христа.

Да, сегодняшний праздник - это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он - и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого - на Господа Иисуса Христа.

Сам Господь Иисус Христос - вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. - «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира». Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах.

Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? - Вот Оно - Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг - те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, - такой!

Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелие между евангелистами Христовыми.

Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти земного Ангела и небесного человека, - святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40, 3; Мф. 11, 10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка - Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми.

Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников, Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом.

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть - это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Мы сегодня точно также прославляем и первого исповедника евангельского и христианского, первого исповедника Божия в этом новозаветном мире. Смотри, он бесстрашно, в глаза, говорил и исповедовал Истину Божию: Царь, не должно тебе иметь жены брата твоего, живого брата твоего. Увел ты жену у брата своего. Все законы неба и земли против тебя, и я, я тебе сказую эти законы неба и земли, ибо я на то послан. Царь, ты не можешь иметь жены брата своего. Неустрашим, как бессмертный лев, неустрашим, как Херувим во плоти. Вот, это первый исповедник Христовой веры, а после него - сонмы, лики славных исповедников Христовых в этом мире, - исповедников, свидетельствующих и исповедующих перед всем миром, перед востоком и западом, севером и югом что Господь Христос - Единый Истинный Бог на небе и на земле. И это вопреки всем гонениям, всей лжи тех, кто силится восставать против Христа в мире сем вопреки всем ересям, вопреки всем богоборцам, всем гонителям Христа, неустрашимые всепобедители, бесчисленный их сонм, начиная от святого Предтечи до наших дней. Они свидетельствуют и объявляют всей вселенной сию истину: Христос прежде всего выше всего! Он - Единый Истинный Бог. Вы, лжебоги, маски, личины, скверные и отвратительные личины ложных богов, скрывайтесь! Душе человеческой в этом земном мире необходим Истинный Бог Кто вы, самозванцы? Кто? В могилы, в тысячи сетей вы сами себя влечете, и вы хотите Господа Христа заменить? Как вы нищи, как убоги! Увы, ни над кем весь ад так не смеется, как над вами. Громко смеются демоны над вами, а вы их не слышите, а мы слышим, - мы, христиане.

Да, святой Креститель - это первый христианский исповедник, а за ним, как за кормчим, устремились тысячи и тысячи славных исповедников Христовых в этом мире.

Братья мои, великая тайна проходит черед этот праздник, подобно тому, как нити простираются по ткани и составляют ее. Вы слышали из сегодняшнего святого Евангелия: ученики возвещают Спасителю том, что Предтеча усечен. Умолкли уста, объявлявщие миру о Тебе, Господи! Что теперь? Кто мы, по сравнению с Твоим великим Крестителем? Спаситель молчит. И что необычно, Он зовет учеников Своих и удаляется с ними в пустынное место. Что это? Неужели Господь бежит, неужели Он бежит от Ирода? Смотри, Он, Всемилостивый Чудотворец, взирая на несчастную мать-вдовицу, воскрешает ее сына, никому неведомого, кроме матери и Его Самого. Но вот, Господи, Предтеча Твой лежит мертвый, погубленный, почему его Ты не воскресишь? Ты воскресил дочь начальника синагоги Иаира. Но вот тот, которого ты нарек наибольшим из рожденных женами, усечен злодеем-царем. Господи, охрани Правду Свою, защити Твоего первого апостола, Твоего первого мученика, первого евангелиста, первого Ангела во плоти, первого пророка, первого исповедника. Воскреси его! Спаситель молчит, удаляется в пустынное место и молится Богу. Почему, Господи?

Потому, что святой Предтеча должен стать первым апостолом и в аду, в царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир. В этом царстве смерти, называемом адом, то есть местом непроглядным, где никто никого не видит, в этом царстве смерти были все: праведники и грешники, - все ветхозаветные люди до пришествия Господа Иисуса Христа. Грех ввел смерть в земной мир, смерть в среду людей. И царство смерти было единственным обиталищем человеческих душ после их телесной смерти в этом мире. Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, чтобы и там проповедать душам всех людей: Вот, пришел на землю Тот, Кого вы ожидали, Кого вы жаждали увидеть. Вы, праведники все: Моисей, Авраам, Давид, все святые пророки и праведники. Вот Он пришел на землю, как человек, как Спаситель и творит такие знамения и чудеса, которых вы, все вы вместе, никогда и не видели. Его взгляд исцеляет от всех болезней, Его слово воскрешает от всех смертей, Его глас изгоняет бесов из одержимых ими людей. Поистине пришел Спаситель мира на землю, Господь Иисус Христос. И вот, я иду пред Ним, чтобы и вам проповедать эту преблагую весть, эту радостную весть: сойдет Он и сюда к нам. Через немного времени сойдет, и вы Его увидите. Вы увидите, какова Его человеческая душа, вся исполненная Богом и блистающая бесконечным светом.

Святой Предтеча явился в царстве смерти и как первый Евангелист, чтобы проповедать Евангелие Христово всем душам в царстве смерти. Явился всем им и как первый мученик, чтобы показать, как за Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, Спасителя мира люди радостно пойдут на смерть, пока она не будет побеждена и попрана. Они не будут бояться смерти, ибо будут сильнее ее. Господь дарует победу над смертью тела воскресением Своим с телом. И вошел славный Предтеча в царство смерти, как Предтеча всех истинных исповедников Христовых в мире, всех истинных пророков в мире, чтобы объявить всем душам в царстве смерти: Вот, смерть побеждена, бесы попраны, царство смерти будет разрушено, когда Господь явится здесь через короткое время. И вы будете выведены из этого ужаса в небесные радости, в мир горний.

И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти.

Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.

Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе, Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто? Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле.

Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса.

Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.

Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому апостолу Христову, и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он ее усладит Христовой благодатью, которую таинственно ниспошлет из горнего мира в твою измученную душу. И когда вы в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегните к нему святому исповеднику, скажите ему, что на сердце вашем, излейте скорби и нужды душевные и будьте уверены, он таинственным, божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех искушений и бед. Но если вам нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире: на тебя нападают люди со всех сторон, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить, уничтожить за то, что ты Христов, хотят, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе, ты тогда вспомни о нем, первом мученике, возопий к Нему: О, святый мучениче, первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся царство Христово святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик Святителей. Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость. Пятница малая, а воскресение великое - воскресение для всех христиан всех веков. И для нас сегодня: и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечно живого на небесах святого Иоанна Крестителя Господня, как он победил смерть, причиненную ему Иродом, как возлетел он в небесный мир, чтобы быть первым, после Богоматери, рядом с Господом Иисусом Христом. Вы видели икону, называемую «Деисус», т. е. Моление: Господь сидит на престоле славы, как Царь Небесный, с правой стороны Его - Пресвятая Богоматерь, а с левой - святой Предтеча. Они молятся Ему за род человеческий.

О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас христиан-сербов, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию, всех помиловал, всех спас, чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли Единого Истинного Бога на небе и на земле, Господа Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Монастырь Челие
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
1964 г.
Преподобный Иустин (Попович)

Из книги «Преподобный Иустин Попович. На богочеловеческом пути», C-Пб., 1999 г.
 
Форум » Догматы » Проповеди » Иоанн Предтеча
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа