Познание основ православной веры

Среда, 24.04.2024, 03:32

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | На начало учебного года - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » На начало учебного года
На начало учебного года
KirenaДата: Вторник, 23.11.2010, 17:22 | Сообщение # 1
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Послание Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Викентия,
Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского,
школьникам, студентам, родителям и педагогам

Екатеринбург, 30 августа, "Православная газета".

Возлюбленные о Господе наши дорогие чада, братья и сестры вступающие, как это бывает на всякое лето, в новую многотрудную эпоху ученичества, учительства и воспитания, которая в этом году особенно знаменательна. Заканчивается второе тысячелетие от Рождества Христова, заканчивается скорбный для нашего Отечества и Церкви XX век, и вы, начавшие трудиться в последние месяцы уходящих времен, закончите свой учебный труд 2001 годом со времен пришествия Спасителя. И очевидно, что мое архипастырское слово ко всем вам будет своим центром иметь те спасительные истины Евангелия, которые сохраняют Церковь все это время. Святой мученик Иустин Философ так говорит об этом: "Истинное слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши". Образование, какой бы ступени оно не было, никогда не может избежать воспитания. Последнее, к сожалению, бывает не только добрым, но и дурным. Нам посчастливилось родиться в стране с собственной тысячелетней православной культурой и с тем великим византийским и первоапостольным наследием, которое было сохранено престолом Патриархов Московских. А посему, для нас должны назидательно звучать слова нашего нынешнего Предстоятеля Церкви Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: "Cвоим пророческим гласом Святая Церковь возвещает и власть имущим, и простым людям, и всему человеческому роду: без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и умения, никакие деньги товары, никакая сила и никакая власть не принесут человечеству подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Преодоление греховных влечений человека становится сегодня одной из самых важных задач духовного воспитания". Нынешнее состояние мира вновь выводит нас на вопрос, поставленный некогда Владимиром Соловьевым: "Какой ты хочешь быть Россией, Россией Ксеркса иль Христа?" Однако, каково бы ни было время, в которое нам Господь судил жить, каждый из нас должен прилагать усилия, исходя из данных нам талантов. "Надобно учиться не стыдясь, учить не скупясь" - говорит святитель Василий Великий. Мы имеем величайшие дары к этому: волю, разум, дар творчества. Для верующего человека они реальны и обоснованны. Мы - христиане, никогда не воспринимали этот доступный для познания мир - как иллюзию, поскольку черпали удостоверения в Священном Писании. Вот как говорит об этом Р. Гвардини: "Подлинное понятие творчества, которое одним повелевающим словом воздвигает мир к существованию из ничего, есть только в Библии". А потому возможно истинно творческое образование, наука. Мы же желаем, чтобы к этому каждый из вас присоединил тот духовно-нравственный образ, благочестивый идеал человека, который рождает, воспитывает и являет миру Церковь вот уже 2000 лет. Пусть благословение Божие пребывает на вас, исполняя духовной крепости и мудрости в познании этих высоких истин.
Свое архипастырское благословение я адресую прежде всего вам - милые детишки, впервые в своей жизни переступившие школьный порог. Безусловно, это важное событие и ответственный рубеж. Многие из вас начинают свою школьную жизнь, достигнув семилетнего возраста, возраста, с которого вы уже сами отвечаете за свои добрые и злые поступки. С этого времени вы, также как и взрослые приступаете к таинству исповеди, прося у Бога помощи в своих немощях. Хорошо тем детям, ныне идущим в школы, которых родители часто водили в храмы. Здесь они обнаружат, что те духовные советы и заповеди, которые по-детски вы старались исполнять в семье, пригодятся и в этом новом большом мире. "Дети будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу" (Колос. 3, 20) - говорит Апостол, и тот, кто действительно был исполнителем его слов, узнает, что и в школе родительский совет, родительская опека будет важна. Ведь наши родители уже прошли этой дорогой. Незнающие или не исполняющие эту добрую заповедь сами себя обрекают наступать на грабли, о которых предупреждены другие.
Школьные годы - это время, когда на благодатную почву чистых детских душ можно сеять семена добра, милосердия, трудолюбия, любви. И здесь же дух времени пытается посеять свои собственные греховные семена, которые впоследствии всходят страстями. Сколько их - мы видим ежедневно. Большой заслугой школы является воспитание в юных сердцах знания, что даже небольшую прибыль можно получить, только вложив труд - это в идеале. На самом деле, сколько скорби доставляете вы, дети, не усвоившие этот урок. "Если кто не хочет трудиться, то и не ешь" (2 Фес. 3, 10). Число же тунеядцев и лентяев, увы, еще велико. И вы сами себя обрекаете на дальнейшую неустроенность в настоящей жизни. Потому что обществу нужны, в первую очередь, трудолюбивые, образованные люди. Фундамент сего закладывается именно в эти десять - одиннадцать лет.
Бытует и иная крайность. Видя развращенную жизнь взрослых, которая особенно питается стремлением к пустому богатству, и вы можете заразиться любостяжанием. Человеку кажется, что от наличия денег в кармане он становится счастливым. Воспитание в этом случае каких-то высоких, благородных порывов просто невозможно. И опять-таки, именно дети православного воспитания могут вспомнить евангельское предупреждение: "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк. 12, 15). Об этом вы, безусловно, услышите и на уроках истории, и на уроках литературы, однако, евангельский глас, согласитесь, заставляет переоценивать свою жизнь, а не созерцать чужую. Для нас "важнее быть, чем знать", как говорит преподобный Максим Исповедник.
То, что вы постигнете за эти годы учебы, - все это пригодится не только вам, но и нашему Отечеству, Церкви. Святитель Григорий Богослов, сам проходивший в годы юности светскую науку вместе со своим другом Василием Великим, прямо советует вам "заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, и словесные произведения, и все, что уважается пребывающими вне Церкви, наставник добродетели повелевает, взяв в виде займа у богатых, подобным сему в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени, когда должно будет божественный христианский храм таинства украсить словесным богатством. Многие внешнюю ученость, как некий дар, приносят Церкви Божией. Таков был и великий Василий, прекрасно во время юности купивший египетское богатство, принесший его в дар Богу". Ваши успехи - слава Церкви, утешение родителям, отрада учителям. Я особенно прошу наших верных святому православию чад потрудиться так, чтобы и не крещеные, не церковные ваши сверстники, узнав, что вам помогает Господь, призвали Его спасительное имя. Милость Божия да сопутствует вам во всем.
Дорогие родители! Вы - опора, поддержка и, безусловно, первые наставники собственных же чад. Благословение Божие пусть коснется ваших сердец, дабы крест воспитания вы несли не с ропотом и воздыханием, а радостью и благодарением. Родительская любовь творит чудеса, и все нам должно делать с любовью, разумно и осмотрительно. "Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6, 4) - пусть злоба и раздражение не будут примешиваться к истинной строгости, источником которой может быть лишь любовь. Будьте строгими, но не жестокими. Строгость же в воспитании, особенно сейчас, необходима чрезвычайно. Многие из вас позволяют детям своим делать, что угодно, лишь бы они не доставляли хлопот. Напомню грозные слова святителя Иоанна Златоуста: "Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение. Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему несчастью. Нам нет извинения, если дети у нас развращены". Сегодня как никогда нужно уделять внимание собственным чадам. Алкоголизм, табакокурение, наркомания, насилие - все это, увы, зарисовки не только заграничной жизни. Вдохнув воздуха вседозволенности и беспечности, мы, того не замечая, заразили многих наших детей, лишая себя же самих будущего. Страшно, когда во всеуслышание признается, что школа - это зона повышенного риска. Страшно, когда ни директорат, ни милиция не могут справиться с наркоторговцами, высматривающими наших детей в самих школах. Нам - взрослым - необходимо бить тревогу. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что без вашей помощи педколлектив уже не сможет навести порядок на территории учебного заведения. Хорошо там, где все опасности сведены к минимуму, но во множестве образовательных учреждений ваша поддержка необходима. И, конечно же, в первую очередь она должна осуществляться в семье. "Блажен, кто воспитывает детей богоугодно" - пишет преподобный Ефрем Сирин. Привить ребенку вкус, научить отличать доброе от худого - это ваша обязанность. Церковь, стоящая на страже семьи всемерно поддерживает вас. Когда усталость и напряжение, как кажется, парализуют всякое желание воспитывать чадо, святые таинства подкрепят оскудевшую благодать. Совет опытного духовника, полнота церковной молитвы и заботы покажут выход. Я прекрасно знаю, как трудно быть серьезными, настоящими родителями, но и напоминаю, сколь велика награда за истинное воспитание. Еввула воспитала великомученика Пантелеимона и сама сподобилась прославления. В лике святых сияет праведная Нонна, взрастившая своего сына Григория, прозванного Церковью Богословом. Родители игумена земли Русской преподобного Сергия радуются в ликостоянии со своим святым сыном на небесах. У Церкви примеров множество. Пусть же молитвы этих благочестивых родителей укрепят вас, возможно, родителей новых святых, в деле спасительного воспитания.
Какими будут наши дети, во многом зависит от вторых родителей - учителей и наставников. Вашим кропотливым профессиональным трудом также создается душа ребенка. И от вас юноши выпархивают мужами, а вчерашние девочки становятся прекрасными дамами. Дай Бог, чтобы, видя плоды своих трудов, вы с радостью готовили новых выпускников. Когда мы, священнослужители, обращаемся с миссионерской проповедью к людям, для нас дорог любой человек, сколько бы лет ему не было - 16 или 56. Как подметил Владимир Зелинский: "Церковь юнеет во всех приходящих в нее", - ваш опыт и мудрость могли бы обогатить многих. Церковь же обладает колоссальным богатством, которое щедро раздает всем приходящим в нее.
Учительский труд в школе трудно переоценить. Кроме суммы знаний, которые получает от вас каждый ученик вы вольно или невольно сообщаете им черты своей личности. Это неизбежно происходит во время взаимного общения. Ученики находятся в вашем управлении, их вера в то, что вы преподаете, абсолютна. И перенимают они, поверьте, не только знания, но и те грани вашей личности, которые блещут особенно ярко - вот подлинное ученичество, которое сродни религиозному. Один из исследователей духовных практик Семенцов В.С. так говорит о подобном опыте: "Главной целью было воспроизводство не текста, но личности учителя, новое, духовное рождение от него ученика. Именно это - живая личность учителя как духовного существа - и было тем содержанием, которое передавалось из поколения в поколение". Поэтому очень важно, чтобы сама личность педагога была морально возвышенной, нравственно целостной. Чтобы учительское слово было сильно и образом жизни. Разве в этом есть лучшая помощница, чем Церковь? Мне печально, что до сих пор среди преподавательского состава сохранилось поверхностное восприятие русского православия. Выходит, что история мало чему учит. Наибольшие катаклизмы, как внутренние, так и внешние, случались с нашим Отечеством именно тогда, когда ослабевал этот духовный стержень. И напротив, когда народ вспоминал Бога, от которого отрекся, Бог приходил к своим детям. Сейчас нам пробуют навязать чуждые нашему традиционному менталитету стандарты. Хранителями традиционных устоев, носителями исторического сознания, на мой взгляд, как раз и должны быть вы - педагоги. Ваша любовь к Отечеству, его культуре и истории явственно может передаваться детям. Это то, что в Церкви называется Преданием - живой голос учителя, который передает свой опыт жизни, унаследованный от предков. Так ученик святого Поликарпа Смирнского Папий Иерапольский говорит о своем учителе: "Я полагал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой остающийся в душе голос". Дай Бог, чтобы о вас с таким же благоговением отзывались ваши ученики.
Православная Церковь возносит за вас свои молитвы, почитая ваше ответственное служение. Двери наших храмов всегда открыты для вас. Период, который мы все переживаем, посланный нам Богом, должен научить нас единству, взаимной любви, снисходительности к немощам друг друга и заботе о свих ближних. Оценить его, познать промысел Божий - значит, избавить себя от мучающей безысходности и отчаяния. Как писал Рене Декарт принцессе Елизавете: "Первое и главное познание состоит в понимании, что существует Бог, от которого зависят все вещи: это научит нас принимать как благо все, что с нами случается, ибо все это явно послано нам Богом". Да наградит вас, дорогие педагоги, милостивый Господь Своею мудростью, открыв вам, а через вас и многим, познание множества вещей.

Добавлено (23.11.2010, 17:22)
---------------------------------------------
Начиная с эпохи "Просвещения" роль интеллигенции в обществе Российского государства стала сродни штурвалу огромного корабля. Однако, ответственность именно интеллигенции за все происшедшее и происходящее должна быть неизмеримо больше тех усилий, которые прикладывает именно это сословие по изменению общества. И что греха таить, она не всегда соглашалась брать меру этой ответственности на себя, хотя и сама страдала со всем народом. Слава Богу, минули годы откровенного богоборчества и тоталитаризма. Естественные свободы человека, запечатленные и в Слове Божием, стали легко осуществимы. Мы пробуем жить при новой для России форме государственного и общественного устройства - демократии. Дай Бог нам всем сил избежать соблазнов и искушений, которые возникают, когда ветер свободы не вдохновляет, а пьянит. Иван Ильин так оценивал возможности России при ее демократизации: "Демократия совсем не есть легко вводимый режим. Напротив - труднейший. Демократия предполагает исторический навык, она предполагает в народе культуру законности, свободы и правосознания, требует от человека живого чувства ответственности. А что же нам делать, где всего этого нет?" На этот вопрос русского мыслителя давно ответила Церковь - вчитываться в Евангелие. Свобода дана нам Богом, как возможность свободно любить. Любовь Бога к нам научает и нас: уважать чужую свободу, всегда желать другим спасения, жертвенно идти на крест. Ничего, как кажется, нового, но так актуально именно сейчас. Увы, волюнтаристские попытки разделить Церковь и общество во многом имели успех, и в результате само общество вместо подлинной свободы постепенно заражается рабством греху и служением иным богам. Кто будет отрицать, что современная интеллигенция не прилагает к этому руку, абсолютно забывая, что именно Церковь все 70 лет атеистического режима упрямо твердила о свободе человека и его ответственности. Режима нет - Церковь осталась. Из всех институтов Российской Империи, как бы тогда Государство не пробовало ее под себя подмять, также осталась только Церковь. Поэтому я возвышаю свой архипастырский голос и обращаюсь к боголюбивому студенчеству и профессорско-преподавательскому составу: войдите в ограду церковную, откройте для себя Евангелие, прикоснитесь к Преданию! Для вас - людей образованных - нам есть что сказать. Имена наших философов и богословов вам известны: Великие Каппадокийцы и Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и Феодор Студит, Патриарх Фотий и Григорий Палама, митрополит Филарет и Алексей Лосев, Семен Франк и Бахтин - перечислять можно долго. Кто загонит Церковь в прокрустово ложе "религии для необразованных" с такими именами?
Летом этого года я обращался со своим архипастырским благословением к абитуриентам, поступающим в учебные заведения. Рад, что многие из достойнейших будут проводить лучшие свои годы под сводами университетов, академий и колледжей. Даже по меркам собственно студенческим вы, еще не сдавшие свои первые сессии, пока абитуриенты, поэтому особенная забота Церкви о вас, дабы сохранить вас для науки и образования. Вспомните наши добрые советы, мы готовы придти к вам на помощь. Пять-шесть лет обучения пронесутся очень быстро, от вас же требуется усердие и неимоверная борьба со страстями отвлекающими от образования. На этом пути понадобится мужество, Феодор Студит очень поэтично говорит об этом: "Не таким, как вчера, явишься ты и послезавтра и не навсегда одинаковым пребудешь ты, возлюбленный, но приидет к тебе благодать Божия. Речешь тогда: где был еси доселе, Господи? И Он скажет тебе на это: смотрел как ты борешься и ждал". Лишь бы ваше взросление и изменение было благим.
Студенчество должно оправдать свое наименование - всегда учиться и находиться в поиске истины. Я уже говорил летом, что вы поставлены в сложные условия, вместо того, чтобы прочитывать по 300-400 страниц в день, вам приходиться зарабатывать на хлеб насущный. И, тем не менее, если у вас хватило мужества получать образование в то время, когда другие ваши сверстники, как кажется, и так проживут - вы достойны похвалы. Став образованными, я надеюсь, вы украсите Церковь своими талантами. Не думайте, что с возрастом поиск истины может остановиться у действительно творческих, какими многие из вас являются, людей. "Что касается нас, ищущих истину путем догадок и образов, то мы излагаем то, что пришло нам на ум, ничего не утверждая безусловно, как бы упражняясь" - говорит Григорий Нисский, а блаженный Августин немного поправляет Нисского святителя, утверждая еще и единоверие: "Пусть же читатель, одинаково колеблющийся - спрашивает вместе со мною, заметивший свою ошибку - возвращается ко мне; заметивший мою - отзывет меня. Пойдем же вместе дорогой любви. Если кто-нибудь, читая, скажет: "Это плохо сказано" - так он упрекнет меня за мой язык, но не за мою веру. Пусть не думает, что я обязан молчать из-за того, что не говорю так просто и ясно, как те, кого он понимает. Полезно, чтобы многие писали, разнствуя в стиле, а не в вере, дабы и самый предмет достиг до большинства тем или иным путем" - слова действительно образованного человека. Православие открывает путь к свободному творчеству и поиску истинных смыслов, а подлинная нетерпимость, как и прежде, остается еще в виде пережитков богоборчества. В ваших же учебных заведениях вы, к сожалению, встретитесь как с живыми, так и письменными носителями этой недалекой нетерпимости, неспособной ни к диспуту, ни к диалогу: "Атеистические книги на тему "критика Библии" исходят из презумпции виновности священнослужителей. Если какой-то внебиблейский источник описывает то или иное событие иначе, чем это делает Библия - объявляется, что именно небиблейская версия верна просто потому, что она небиблейская" - подмечает кандидат философских наук, кандидат богословия и известнейший из современных апологетов диакон Андрей Кураев. После эпохи атеизма вопиющая религиозная безграмотность захлестнула, в первую очередь, наше образование. Самые примитивные секты и культы находят поддержку именно в среде, вроде бы думающей, интеллигенции. Подобно варварскому нашествию они разоряют в душах и умах сокровища философской, богословской, культурной мысли. И Церкви, как и в темные времена, выражаясь словами Честертона остается лишь: "отчаянно биться с варварами и упрямо твердить Символ веры".
Безусловно, для тех из вас, кто только желает переступить порог церковный, как подмечает тот же Кураев: "надо иметь немного больше внутренней свободы и независимости от мнений "общества" и западных "спонсоров", чем для того, чтобы вести пропаганду унии" - унии с кем угодно, но только за счет Православия. Впрочем, глядя на многих из вас, я верю и молю Бога, что именно сейчас, когда Церковь нуждается в настоящих учителях и проповедниках, как она нуждалась в них в эпоху ересей, в вашей среде вырастут и новые "каппадокийцы" и новые "исихасты" - владеющие и молитвой, и словом.
Этот странный мир порой выдумывает о вере такие небылицы, что и опровергать их смешно. Но, поскольку, они имеют место, приходится. Одной из таких небылиц будут пытаться научить и вас: будто лишь с отходом от религиозного, христианского мировоззрения - настала новая эра - эра научно-технического прогресса. Что же, ответим на это словами как раз представителя этого прогресса, одного из талантливых физиков - Гейзенберга: "прежде чем выяснить, придерживается ли того же метода и наша современная наука, нам следовало бы выяснить вопрос, что служило Копернику, Галилею, Кеплеру опорой в их доверии к этому новому пути. Эта основа была теологической. Математические законы выступали зримым выражением божественной воли, читаем у Кеплера. С отходом от религии, новое мышление явно не имело поэтому ничего общего". Надо лишь внимательнее учиться и тогда вы сами не будете задерживаться на ложных выводах. Или, как говорил, Ф.Бэкон: "Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог".
Для вас, с точки зрения Церкви, учеба самый важный труд. И здесь мы солидарны и с преподавателями, и с родителями. А потому молимся о вашем успехе, благословляем, дай Бог, чтобы и вы молились о том же.
Дорогие преподаватели и профессора высших и среднетехнических учебных заведений! Милость Божия да пребывает со всеми вами! Все самые добрые слова, адресованные школьным наставникам безусловно, принадлежит и вам. И если те закладывают основы нравственной личности молодого человека, то вы помогаете ему обрести мировоззрение, и также как от личности школьного педагога, в колледже или университете, многое зависит от личности преподавателя. В начале века Василий Розанов так писал о российском мировоззрении: "От старика до ребенка 10 лет известно всем, что такое "святой православный человек", тем, что каждый русский знает, что "такие святые - есть, не переведутся и не переводились"; и что в совести своей каждый русский страдает о своем отступлении от этого идеала и всегда усиливается вернуться к нему, достигнуть его, хотя бы и частично и ненадолго". Наше время рисует образ совсем иной святости, иной совести. В представлении многих эта "совесть" должна греметь на площадях и в газетах, просто "тихо молиться" ей уже запрещено новым обществом. А то, что именно к старцам за мудрым советом не стеснялись обращаться и ученые, и в высшей степени интеллигентные люди - это уже забыто. То, что А.Ф. Лосев принял тайный постриг - об этом молчок. Все наше собственно духовное богатство не только интеллектуальное, мы и о нем скажем, многими называющими себя "цветом российской интеллигенции", "совестью нации" готовится к выбросу на потребу западного гедонизма. У таковых мы спрашиваем: "Если нас призывают к "открытому обществу" и "открытому христианству" - почему же эта открытость должна быть с односторонним движением? Почему под "открытостью" имеется в виду лишь подведение русской жизни, культуры, богословия под стандарты Запада?" (Кураев). Это вовсе не изоляционизм, даже в этом кратком слове я обращался и к Честертону, и к Бэкону, и к Декарту. На мой взгляд, то, что произошло с нашей страной после крушения атеизма лучше всего, выразить словами как раз американца К.Саймака: "И опять человек потерял кумира, а взамен приобрел обыкновенные суеверия, которые подобно вздымающейся волне, понесли его во мрак второго средневековья". Просто давайте говорить на равных. Впрочем, у нас есть множество верных чад нашей Матери Церкви именно из числа кандидатов, докторов наук, профессоров. Налажено сотрудничество со многими ВУЗами, в юбилейный год в Архитектурной Академии открылся студенческий храм мученицы Татианы - первый в Епархии должен стать центром всего православного студенчества города Екатеринбурга. И многие преподаватели с удовольствием согласятся со словами отца Андрея: "Христианин всегда заботится об истине больше, чем о последовательности, если он видит две истины - например, о наличии Промысла и о человеческой свободе - он принимает обе истины, вместе с противоречием. Да, их бывает трудно примирить, но кто же обещал, что в христианской мысли будет легко? Честертон прав: верующий гордится сложностью своей догматики, как ученый гордится сложностью науки". Да благословит вас Господь на труды в науке и образовании. Крепкого вам здоровья и долгих лет счастливой жизни. Вам и вашим близким.
Уходит век, уходит тысячелетие, но остается самое главное. Остаются Бог и люди, к которым Он обращается из вечности в Своей Церкви. Прикоснуться к этому таинству богообщения, сделать вас причастниками божеского естества - миссия Церкви. Пусть же для верных мое краткое обращение послужит поддержкой, для тех, кто готовится переступить церковный порог посильным путеводителем, а для сторонних поводом к уважению той Истины, в которой живет Церковь. Благословение Отца нашего Небесного, Любовь Его Божественного Сына и благодать Животворящего Вездеприсутствующего Духа будет со всеми вами.

ВИКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 
Форум » Догматы » Проповеди » На начало учебного года
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа