Познание основ православной веры

Четверг, 18.04.2024, 19:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
КлирДата: Среда, 10.11.2010, 18:30 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Слово в субботу Великого Поста
ПОСРАМЛЕНИЕ КОВАРСТВА

Вот и пришла первая седмица Великого поста. Эти дни в народе называют чистыми. Чистый Понедельник, например. Ибо с упорством и надеждой приступает люд православный к великопостному труду очищения души от всякой скверны, от уныния и нерадения прилипшей нечистоты. Это устремление исстрадавшейся души нашей передают и песнопения первой седмицы Великого Поста: «Во светлую поста облекшися ризу, пьянства темного и злостяжания совлецемся одежды», «чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрием перепояшем», «чистые явимся Чистому, и Единому от всех ищущему чистоты, Спасу душ наших», «всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любви светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества кротостию».

С понедельника до четверга на вечерней службе читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Один из великих отшельников, соотечественник и почти современник святого Иоанна Дамаскина, святой Андрей сперва просиял славою своих добродетелей как монах в пустыне Палестинской, потом как ревнитель веры на шестом Вселенском Соборе в Царьграде и, наконец, в архипастырском служении на острове Крит. Именно он сложил в уединении своей пещеры умилительный канон покаяния, который с любовью приняла Церковь. Она узаконила читать его как верное выражение чувств всякого христианина, сокрушенного духом, дважды в течение поста на великом повечерии первых четырех дней его, по частям, и весь сполна - на утрени в четверг пятой недели. Сюда же присоединен и малый канон Марии Египетской, являющий нам образец совершенства, какого может достигнуть раскаянный грешник при содействии благодати Божией.
Из всех канонов, которыми так богата Православная Церковь, самый пространный (около 250 тропарей) и замечательный - это великий канон святого Андрея Критского. Это вдохновенное песнопение объемлет события и Ветхого, и Нового Завета и в особенном свете освещает некоторые из важнейших лиц священной истории, извлекая назидания даже из их падений и растворяя плач их собственными слезами. Потому таким близким и личным для всякого молящегося звучит после каждого тропаря умиленное прошение «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
Участие - желательно наиболее полное - в церковных богослужениях, строгое соблюдение поста приготовляют нас великим и спасительным таинствам покаяния и причащения святых Христовых Тайн. Такой труд духовный наши благочестивые предки называли говением, что в переводе означает «благоговейное приуготовление». Еще в произведениях русского писателя И. С. Шмелева, в описаниях российской жизни начала века мы видим, как серьезно относились к этому наши прадеды, прекращались всяческие увеселения, закрывались театры, работник имел право отпроситься у хозяина на три дня для говения... Но тогда же в нашем обществе наблюдалось уже и иное. Малый Художественный театр был, конечно, закрыт. Но за его кулисами актеры устраивали для себя и для своих знакомых веселые представления. В насмешку над народным постом их так и называли «капустниками». Это название сохранилось до сего дня, оно известно многим, но вряд ли кто, кроме историков театра, вспоминает ныне его происхождение.
Удивительно, что такое противостояние длится уже много веков.
Одни стремятся сделать себе хоть немного лучше, а другим почему-то недостаточно собственного падения, и они неимоверные усилия прилагают к тому, чтобы все были такими же, как они.
Всякий, кому приходилось принимать серьезные решения, наверное, помнит, как вдруг объявлялось вокруг множество «благожелателей». Например, собираешься бросить курить, а они тебе подсовывают сигарету, да еще и обещают: «Да не бойся, мы никому не скажем, пусть все другие думают, что ты не куришь». Хочешь уйти с дружеской встречи пораньше да потрезвее, они угощают да подливают сверх всякой меры. А уж кто приступает впервые держать пост, те тем более столкнутся с непониманием, с ухмылками, со стремлением заронить в душу сомнения.
Если внимательно поразмыслить над этим, то неожиданно понимаешь - в глубине души у многих из тех, кто кричит с телеэкранов о своем атеизме, ворочается с боку на бок, неумолимо грызет сердце совесть. И наедине с собой, когда нет вокруг телекамер и не перед кем самоутверждаться, такой человек чувствует, что он в чем-то обделен, не имеет чего-то важного, наполняющего жизнь другого его современника глубоким сокровенным смыслом. Вот тогда-то свое неверие начинают отстаивать с поистине религиозным фанатизмом, вот тогда-то начинают добиваться, чтобы все были, как я. Я курю, и ты научись. Я не соблюдаю постов, и тебе незачем. Я в храм не хожу, и потому строительство храмов все должны считать ненужным.
Все это уже было в истории Православия. В субботу первой седмицы Великого поста Православная Церковь празднует память святого великомученика Феодора Тирона. Этот угодник Божий стяжал мученический венец при императоре Максимиане, в Амасии, около 306 года. Память его кончины мы совершили 1 марта. Празднования в первую субботу Великого поста, именуемую также Феодоровской (18 марта), великомученик удостоился за свое посмертное заступничество за всех христиан.
Римский император Юлиан, отступник и гонитель христианства, желая осквернить святой пост именно в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особенно чтимую, и подвергнуть христиан осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийскому ежедневно в продолжение первой седмицы тайно осквернять припасы, продаваемые по обычаю в Антиохии на торжище, кровию идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны удерживаться. Епарх исполнил повеление Юлиана. Но злоумышление врагов сделалось известно христианам. Святой великомученик Феодор Тирон явился константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелел ему призвать рано утром, в Чистый Понедельник, верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ не знал, чем заменить это лишение, особливо имеющим недостаток в домашних запасах. Великомученик советовал употреблять для пищи коливо или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьею. Так и поступили, таким образом посрамив нечестивые намерения кощунника.
В память этого события и в благодарность великомученику Феодору Православная Церковь с тех пор, то есть с IV века, доселе ежегодно творит празднование в навечерие субботы.

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:26 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
СЛОВО В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Свт. Игнатий Брянчанинов

Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу: что есть православие?

Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиной; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан1. Где нет Духа, там нет православия.

Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения. “Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет”2.

Драгоценное сокровище — учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище — учение Святаго Духа! В нем — залог нашего спасения. Драгоценна, ничем незаменима, ни с чем несравнима для каждого из нас блаженная участь в вечности: столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства — учение Святаго Духа.

Чтоб сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаной, которые — выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.

Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое православной Церковью, то он обязан, по правилам православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал, и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаной.

Значение анафемы есть значение духовного церковного врачества против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лжеименного разума, из плотского мудрования, этого общего достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересью, а исследование этому учению — зловерием3.

Апостол к числу дел плотских причисляет и ереси4. Они принадлежат к делам плотским по источнику своему, плотскому мудрованию, которое — смерть, которое — вражда на Бога, которое закону Божию не покоряется, ниже бо может5. Они принадлежат к делам плотским по последствиям своим. Отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по главному греху его — богохульству, они подвергают его порабощению страстей, как оставленного Богом, как преданного собственному своему падшему естеству. Омрачися неразумное сердце их, - говорит апостол о мудрецах, уклонившихся от истинного Богопознания, — глаголюще быти мудри, объюродеша, премениша истину Божию во лжу: сего ради предаде их Бог в страсти бесчестия6. Страстями бесчестия называются разнообразные блудные страсти. Поведение ересиархов было развратное: Аполлинарий имел прелюбодейную связь7, Евтихий был особенно порабощен страсти сребролюбия8, Арий был развратен до невероятности. Когда его песнопение, Талию, начали читать на первом Никейском Соборе, Отцы Собора заткнули уши, отказались слышать срамословие, не могущее никогда прийти на ум человеку благочестивому. Талия была сожжена. К счастью христианства, все экземпляры ее истреблены: осталось нам историческое сведение, что это сочинение дышало неистовым развратом9. Подобны Талии многие сочинения новейших ересиархов: в них страшное богохульство соединено и перемешано с выражениями страшного, нечеловеческого разврата и кощунства. Блаженны те, которые никогда не слыхали и не читали этих извержений ада. При чтении их соединение духа ересиархов с духом сатаны делается очевидным.

Ереси, будучи делом плотским, плодом плотского мудрования, изобретены падшими духами. “Бегайте безбожных ересей, — говорит святой Игнатий Богоносец, — суть бо диавольского изобретения начало злобного оного змия”10. Этому не должно удивляться: падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их — исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти, которой они поражены, неисцелима. Существенная страсть их — гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии11. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками12. Спаде с небесе, - говорит Пророк о падшем херувиме, — денница восходящая заутра, сокрушися на земли. Ты рекл если в уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши и во основания земли, повержен будеши в горах, яко мертвей13.

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целью и жаждой погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в cлаволюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшей живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех, принадлежащий собственно духам отверженным и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидной личиною, называемой в аскетических Отеческих писаниях оправданиями14. Делают они это с той целью, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенной философией. Страшное орудие в руках духов — ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественной благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими душами. Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих его с определенностью христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божий. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиной: что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенной в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства. Ереси, подходящие ближе к безбожию, удобнее познаются и оставляются, нежели ереси, менее удалившиеся от православной веры и потому более прикрытые. Римский император, равноапостольный великий Константин, писал письмо святому Александру, патриарху Александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещевая его прекратить прения, нарушающие мир из-за пустых слов. Этими словами, которые названы пустыми, отвергалось Божество Господа Иисуса Христа, уничтожалось христианство15. Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто недоступной для постижения его кознию ереси.

Ересь, будучи грехом тяжким, грехом смертным, врачуется быстро и решительно, как грех ума, искренним, от всего сердца, преданием ее анафеме. Святой Иоанн Лествичник сказал: “Святая соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренно предадут анафеме свою ересь16, и немедленно удостаивает их Святых Тайн, а впавших в блуд, хотя бы они исповедали и оставили свой грех, повелевает, по апостольским правилам, на многие годы отлучать от Святых Тайн”17. Впечатление, произведенное плотским грехом, остается в человеке и по исповеди греха, и по оставлении его; впечатление, произведенное ересью, немедленно уничтожается по отвержении ее. Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающиеся на разум Христов18, соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаной. Врачевство анафемой всегда признавалось необходимым святой Церковью от страшного недуга ереси. Когда блаженный Феодорит, епископ Кирский, предстал на четвертом вселенском Соборе пред Отцами Собора, желая оправдаться в возведенных на него обвинениях, то Отцы потребовали от него, прежде всего, чтоб он предал анафеме ересиарха Нестория. Феодорит, отвергавший Нестория, но не так решительно, как отвергала его Церковь, хотел объясниться. Отцы снова потребовали от него, чтоб он решительно, без оговорок, предал анафеме Нестория и его учение. Феодорит опять выразил желание объясниться, но Отцы опять потребовали от него анафемы Несторию, угрожая в противном случае признать еретиком самого Феодорита. Феодорит произнес анафему Несторию и всем еретическим учениям того времени. Тогда Отцы прославили Бога, провозгласили Феодорита пастырем православным, а Феодорит уже не требовал объяснения, извергши из души своей причины, возбуждавшие нужду в объяснении19. Таково отношение духа человеческого к страшному недугу ереси.

Услышав сегодня грозное провозглашение врачевства духовного, примем его при истинном понимании его, и, приложившись к душам нашим, отвергнем искренно и решительно те гибельные учения, которые Церковь будет поражать анафемой во спасение наше. Если мы и всегда отвергали их, то утвердимся голосом Церкви в отвержении их. Духовная свобода, легкость, сила, которые мы непременно ощутим в себе, засвидетельствуют пред нами правильность церковного действия и истину возвещаемого ею учения.

Провозглашает Церковь: “Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за его ублажаем и восхваляем: противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем”.

“Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божия, по случаю: анафема”.

“Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также не признающих Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: анафема”.

“Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый, — не исповедующим, что Отец, Сын и Святый Дух — един Бог: анафема”.

“Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его вольные страдание, смерть и воскресение: анафема”. “Не приемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: анафема”. “Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Maрия не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема”.

“Не верующим, что Святый Дух умудрил Пророков и апостолов, чрез них возвестил нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: анафема” .

“Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема”.

“Отвергающим Таинства святой Христовой Церкви: анафема”.

“Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые православно-кафолической Церковью: анафема”20.

Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моем, вещает она, если вы примете Мое учение, и пребудете верными ему, воистину ученицы Мои будете, и уразумеете Истину, и Истина свободит вы21. Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне православной Восточной Церкви. Аминь.

 
КлирДата: Четверг, 27.01.2011, 12:17 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт. Иоанн Сан-Фр.
"Русская и общечеловеческая правка

Дни первой недели Великого поста называются чистыми. Это дни особенного углубления человеческой жизни, ее духовного возвышения и очищения.
В Чистый понедельник стоящие в церквах слышат пророчество Исайи, обращенное к людям более двух с половиною тысяч лет тому назад. Некоторые страницы его кажутся написанными только вчера. Так близки они современному человечеству Чрез пророка говорит Бог своей земле: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против меня… Оставили Господа, презрели святого… Вся голова в язвах, и все сердце исчахло… Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем"…
Много даров, и самую жизнь, как первый дар, дает Господь человеку. А когда приходит взять плоды, то находит, что человечество не приносит плодов добра, правды, мира и справедливости. Пророк говорит, что если бы не осталось в народах небольшого остатка праведных душ, то мы были бы то же, что Содом и уподобились бы Гоморре.
К властям земли "и к народам обращается пророческое слово, оно должно пройти по всем церквам и домам мира: "Слушайте Слово Господне, князья Содомские (то есть все грешные властители земли), внимай закону Бога нашего народ гоморрский… Праздничных собраний ваших не могу терпеть: беззакония и празднование! Праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня, Мне тяжело нести их"…
Разве это не так бывает в наши дни? Праздники даны не только для отдыха тела, но и — души, для ее научения чрез светлую возвышающую радость. Церковные праздники имеют этот смысл.
Однако так часто люди, называющие себя "верующими", проводят свои праздники несоответственно их религиозному смыслу. Праздники превращаются людьми не в дни особенного общения с Богом, а в дни особого опьянения и омрачения.
И тогда говорит Господь людям. Ему молящимся, но не исполняющим Его заповедей: "Когда простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои… Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову"…
А что сказать о шумных и пустых праздниках людей неверующих и даже борющихся с Богом? Точно и ясно говорит Пророк о растлителях народа: "Выражение лица их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их!"… И в наши дни существует этот способ узнавать тех, кто несет себе и другим гибель: "выражение лица их свидетельствует против них".
И начинает петь пророк песнь про человеческое спасение от зла и усыновление Богу во Христе. Он поет о любви Божией и о нашем неблагодарном к Богу человечестве: "У возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды".
И много еще слов правдивых говорит пророк. "Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, а свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою"…
Разве не считают некоторые веру в Бога "тьмою", а веру в мертвую материю — "светом"? Разве не называют некоторые сладость праведности "горечью", а горечь греха — "сладостью"? Разве не считается некоторыми неверие в Бога — "добром", а преданность Христовой вере и Церкви — злом? Так оно было и две с половиною тысячи лет тому назад. Прогрессируя технически и социально, человечество не прогрессирует столь же горячо в умножении добра и света, и разума духовного.
Опасность для человечества кроется в этом: каждое новое поколение земли, рождаясь и строя жизнь, быстро усваивает научный и технический опыт своих отцов и легко развивает его. Но нравственный и духовный опыт наиболее мудрых и праведных людей, живших в веках прошедших, воспринимается далеко не с такой легкостью и охотой. И мы видим, что нравственно-духовный уровень человечества отстает все более от уровня технического. И уже задумываются народы над опасностью, грозящей им от разрыва и все большего расхождения прогресса технических знаний и прогресса знаний и соблюдений законов Духа.
Как в прошлые века, так и сейчас, есть во всех народах люди, верные Богу и Его святой правде, и есть такие, нравственные и духовные понятия которых стоят — вниз головой: "Сладкое они называют горьким и горькое — сладким…"
Слепые вожди народов делают слепыми всех, кого ведут за собой, и вместе со своими народами они шествуют в бездну… Разве не свершился на наших глазах целый ряд грозных и вразумительных Божиих судов над народами и их вождями, отвергшими путь Христовой правды и дух покаяния перед Богом?…
Суды Божий все время свершаются в истории, и надо только открыть глаза, чтобы видеть их".

 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 16:15 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
СЛОВО прав.Иоанна Кроншт.
На великий пяток.

20 апреля 1907 года.
http://vera-tvoya.narod.ru/bib/ioannk/court18.html#18
Боже мой, Боже мой, почто Ты меня оставил. (Мф. 27, 46).

Так возгласил распятый за грехи мира Агнец Божий Господь Иисус, добровольно пострадавший, ценою страданий и смерти Своей искупивший его от проклятия Божия праведнаго и смерти вечной.

Это — горький вопль не Его только, но всего человеческаго рода. Роду нашему, по правосудию Божию, предстояло быть оставленным от Бога, лишенным благодати и жизни Его, и быть ввержениым в вечную муку. Ужасно представить хотя на минуту муки ада; ужасно вечное разлучение с Богом, Источником жизни. Ужасно клокотание вечнаго огня, страшно палящаго и никогда не сожигающаго своей жертвы. Страшны, невыносимы вопли мучающихся грешников в аду. Напоминая об этом ужасном оставлении грешников и дав Себя в выкуп за них правосудию Отца Своего, Он, Агнец Божий, возносит последний глас от преисполненнаго скорбью сердца: Боже мой, Боже мой! почто Ты меня оставил? т.е. предоставил Меня всей лютости мучении?

Но, слава страстям Твоим, Господи! Ты принял не только казнь крестную, от Отца небеснаго, чтобы нас избавить от вечной казни, но и оставление от Него, т.е. испытание всей лютости мучений, которой должны были подвергнуться по правде Божией мы, грешные. За то — мы не будем оставлены благостию Божиею, если будем веровать и уповать на Тебя до конца, но будем приняты в вечное радостное общение с Тобою в будущем веке.

Возьмем урок от креста и крестнаго Страдальца неповиннаго, Котораго трепещут небо и земля и все, что в них, и Который мог бы в одно мгновение обратить в ничто, в небытие небо и землю, если бы только восхотел. — Какой урок? Урок послушания нашему Спасителю, урок самоотвержения, т.е. отвержения, ветхаго, богопротивнаго человека со всеми его страстями в нас глубоко коренящимися. Хочешь итти за мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною, говорит Он тебе (Мф. 16, 24). Секи же со всеми корнями свои грехи — маловерие и неверие, гордость, зависть, блуд и все страсти, все эти адския, дикия, смертоносныя прозябания, которая по твоему нерадению, насадил и возрастил в тебе первый богоотступник и супостат, а потом засей свое сердечное поле всякими семенами добра — веры, смирения, покаяния и всяких добрых дел. Выучи этот урок твердо, исполни его — и наследуешь с разбойником покаявшимся царство небесное.

 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 16:25 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Протоиерей А. Шаргунов
"СЛОВО НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ"

Еще одна служба страстям Христовым прежде, чем наступит Страстная неделя. Это напоминание нам того, чтобы мы всегда хранили в своем сердце самое главное - память о том, что произошло на нашей земле и что происходит сегодня; память о том, что на этой земле не нашлось места Богу, и о том, что происходит, когда человек забывает о Нем.
Снова и снова мы читаем страницы Евангелия и ужасаемся, видя как люди, которые призваны к служению Господу, ищут изо всех сил и всякими ухищрениями сделать все, чтобы убить Того, Кто является Богом. Верные ученики Христовы: те, которые были свидетелями Его великих чудес, те, которым Он открывал самые сокровенные тайны жизни, вследствие этого забвения тоже оказываются столь помраченными, что в страхе рассеиваются. Сгущается такая тьма, что предательство Иуды, который лобзанием предает Сына Божия, означает именно присутствие в нем сатаны, как и говорит Евангелие. И это - присутствие сатаны вместо Бога во всем роде человеческом, хотя все происходит как бы обыденно, все предельно просто и как будто бы «ничего такого особенного», а так, «как всегда бывает», когда совершается грех.
И Пилат, и Ирод, каждый по-своему, совершают свое предательство, свое отвержение Господа. Ирод хотел с радостью послушать, что расскажет Христос, потому что ему было очень интересно узнать об этом Человеке, непосредственно увидеть Его, и особенно - когда Он говорит о Боге. Ничего, кроме внешнего любопытства, мы не видим у Ирода, поэтому он хочет превратить Христа в посмешище, одевая Его, как шута, в светлую одежду, с тем чтобы просто посмеяться над Ним. Но за образом этого человека нам раскрывается очень многое из того, что происходит, на самом деле, со многими людьми.
Как много таких людей, которые так относятся ко Христу, которые видят в Нем то, над чем можно посмеяться, то, чем можно утешить свое слепое бездушие. Или, может быть, Ирод воспринимает Христа просто как человека, который не имеет никакого значения, как бы говоря, что это слишком незначительный человек, в то время как перед ним стоит Тот, Кто имеет самое главное значение для каждого человека. И здесь нам одновременно напоминание (как и во всех Евангельских событиях) о том, что всякий человек, с которым нас связывает жизнь, являет собой присутствие Самого Христа. По крайней мере, об этом говорит Господь на Страшном Суде. И когда мы исключаем человека, как ничего не значащего, из нашего серьезного общения, то мы где-то приобщаемся к этому темному суду Ирода.
Пилат осуждает уже Христа не как Того, Кто «дерзко» называет Себя Богом, и не так, как синедрион, который за это «богохульство», как казалось членам синедриона, и за «кощунство» предал Христа смерти. Здесь обвинение чисто политического характера: что Он не хочет платить дань кесарю, что Он называет Себя Царем. Для иудеев понятно, что все их рассказы о религиозных подробностях, которыми они живут, не произведут на Пилата никакого впечатления, поэтому политическое обвинение имеет для них главнейшее значение. И во все последующие времена христиане всегда, прежде всего, как и Сам Господь, обвиняются как противники кесаря, то есть как политические преступники. Во все последующие времена и, в том числе, во времена, когда явился сонм новомучеников и исповедников Российских.
Эти люди - Пилат и Ирод, которые враждовали до этого между собою, становятся друзьями. Вот это - новое единство, которое образуется уже не в Боге, а в сатане. Люди, замышляющие зло, оказываются более едиными, чем те, кто стоят за добро и правду. И этот процесс все очевиднее происходит в истории рода человеческого. Мы знаем, что он завершится объединением всего человечества под властью «человека беззакония» - антихриста. И в этой тайне, в этих страшных таинственных событиях у Креста мы можем уже читать прообразы того, что будет - прообразы всех путей рода человеческого. И то, как эта толпа выходит навстречу Христу, вооруженная дрекольями, и все, что вслед за этим происходит, и крики всех «Распни Его», в то время как ученики Его рассеиваются - все это одновременно пророчество о времени антихриста.
И тем не менее, победа Христова - на Кресте. Она присутствует во всем, в каждой подробности. И прежде всего - на самом Кресте, когда тьма покрывает землю от шестого часа до девятого, оттого что солнце, «не терпяще видеть» этого беззакония, скрывает свои лучи. Эта тьма как бы свидетельствует, что всякий раз, когда на земле отвергается Христос, на ней становится темно. И слово Господне «имеющие очи видеть, да видят» сказано о тех, которые видели Христа на Кресте, когда на Кресте раздирается Тело Христово, разрывается церковная завеса от верхнего края до нижнего. То есть именно та тайна Бога невидимого, неприступного, которая становится открытой для всех, имеющих очи, когда на Кресте является Божественная любовь во Христе.
«Видевший Меня, - говорит Господь, - видел Отца» (Ин. 14,9). И эта жизнь делается доступной всякому человеку. Господь спасает всех, кто прикасается к Нему как бы внезапно, - тех, которые среди этого ужаса и мрака, еще не сознавая, что происходит, постепенно входят в эту тайну. Как прикасается к этой тайне Симон Киринейский, как бы случайно прибывший на день Пасхи в Иерусалим для того, чтобы принять участие вместе со всеми в этом великом торжестве, и которого римские воины заставляют взять крест Преступника, ведомого на казнь. И Симон, в отчаянии, что вместо участия в Пасхе Господней вынужден заниматься таким позорным делом, принимает на себя это бремя, не сознавая того, что участвует в несении самого Креста Господня.
О нем сказано в Евангелии от Марка, что это был отец Александра и Руфа - неких людей, очевидно, известных всей Церкви, иначе они не упоминались бы в Евангелии. Может быть, тех, о которых апостол Павел говорит в своем Послании к Коринфянам: о некоем Руфе и его матери, которая является его (апостола Павла) возлюбленной духовной матерью. Видимо, так открылась этому человеку тайна того, к чему он прикоснулся (как будто бы случайно оказавшись здесь, на этом поле), так что все его семейство стало известно Церкви именно как причастное самому Кресту Христову. Как бы случайно находит людей Господь, во всех обстоятельствах жизни сердца всех испытующий, и влечет к Себе, избирая некоторых, и открывает им тайну Своего спасения.
Сегодняшнее Евангелие от Луки говорит нам о благоразумном разбойнике, который вместе с другим разбойником был распят за преступления, совершенные им. Он рядом со Христом переносил свои страдания и вместе с другим - неблагоразумным разбойником - вначале хулил Господа. Но вдруг что-то коснулось самой глубины его сердца, и он произнес эти знаменитые слова: «Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 42).
Каждый из нас всегда произносит эти слова со страхом Божиим и надеждой, потому что каждый, кому открывается его жизнь в свете Христовом, знает, что ему нет оправдания, и он может сказать только, что осужден справедливо, что достойное по делам своим приемлет. Не только земные скорби, которые ему посылаются здесь, на земле, не только саму смерть, но и вечное отвержение от лица Божия. И одновременно, этот распятый грешник, этот разбойник благоразумный может видеть, что Праведник, в Котором нет никакого греха, никакой тьмы, страдает невинно, исполненный любви и сострадания к тем, кто рядом Ним. Молитва этого человека, висящего рядом со своим Спасителем на кресте: «Помяни мя, Господи, в Царствии Твоем» в час, когда лучшие ученики разбежались и отреклись от Него, когда, можно сказать, весь род человеческий отрекся от Своего Бога, и никто не устоял среди этой торжествующей власти тьмы, - стала молитвою всей Церкви.
Много есть на свете такого, о чем можно сказать, уже слишком поздно, что это нельзя изменить (и почти обо всем так можно сказать). Но молитва благоразумного разбойника стала надеждою, что есть одно, о чем можно всегда сказать - пока жив человек, пока бьется у него сердце, еще никогда не поздно обратиться ко Господу и сказать эти слова всем своим существом: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И Господь скажет: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). дни подготовки к Страстной неделе и слышим утешение Господне в Крестопоклонную Неделю - слова Христовы: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие», пришедшее в силе (Лк. 9, 27) - слова, подобные тем, которые Он сказал благоразумному разбойнику. Эти слова обращены, конечно, не только к тем, которые стоят около Христа, и не только по поводу того, что некоторые из Его учеников увидят Преображение Господне и станут свидетелями Его победы над смертью, увидев Его Воскресение. Слово Евангельское обращено лично к каждому из нас. Каждое слово.
Господь и сегодня говорит, что есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе. Между Царством Божиим и между нами стоит наша смерть, и стоит этот путь Господень, Его страдания, к которым мы имеем возможность приобщаться в Церкви Божией во все эти святые дни. Слово Христово - не слово человеческое, и если Господь так говорит, то оно исполняется. Оно исполнялось уже с тысячами и миллионами людей, которые слышали эти слова утешения. Господь и сейчас говорит с нами. Он знает, кому будет дано увидеть Царство Божие, когда придет Пасха Христова, и кому будет дано увидеть Царство Божие прежде, чем наступит смерть каждого из нас. Тому, кто отвергнется себя, кто возьмет крест свой вместе со Христом, подобно Симону Киринейскому и подобно разбойнику благоразумному, будет вместе с Ним.
Дай нам Господь услышать Евангелие, которое мы с вами слышали сегодня, и это обетование Христово и со страхом Божиим продолжить наш путь к неделям страдания нашего Господа, к Пасхе Его Святой. Аминь.

 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 16:26 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния.
До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву с самых юных лет была современная, очень современная, позорная женщина. Однако, если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то «ароматное». Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, так что вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом.
Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство. Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства - семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос.
Что такое апокалиптическая блудница на красном звере?
Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению. «Вы от своей работы получаете удовольствие?» - «Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег - корень всех зол, торжество маммоны, диавола. Все продается и покупается - Отечество, красота и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И, что страшнее, - сотни раз публикуемые газетами сообщения о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией, и то, что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже почти не воспринимают. Не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» - к разврату.
Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри - теперь пытаются смешать ее с грязью. Что же делать Церкви в этой беде? Наш долг - возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия, об угрозе человечеству. Здесь - болезнь вырождения нации, которая отражается на третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь - покушение на существование России, превращаемой в Содом и Гоморру; и здесь вечная смерть: широкий путь во ад, как говорит Писание.
Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» Церковь адекватно реагировала на сатанинское, организовываемое государством растление, многое сегодня было бы иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского Собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений или покупающий эти изображения (применительно к нашим дням -смотрящий их по телевидению) да будет отлучен от Церкви». Ты вне Церкви, ты лишен ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда ты прикасаешься к ее святыням, ты делаешь это в суд себе и во осуждение: ты не можешь принести в ней даже покаяния, не оставив прежде своего мерзкого занятия. Вот о чем говорит это Сотое правило. И мы знаем еще, что грех блуда, по разумению Церкви, стоит рядом с убийством и идолопоклонством и на много лет лишает причастия. Если по нынешним, ненормальным временам, мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял (и не может отменить, потому что они продиктованы любовью: «да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех») - все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток продолжительности его.
Мы помним из жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь - буквально «не может» войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь.
Итак, прежде всего мы должны стать на трезвую почву. Зло должно быть названо своим именем, и вся разрушительная сила греха должна быть правдиво обозначена. Только после этого можно говорить о покаянии, до тех пор оно может существовать в одних мечтах и воображении. Без покаяния как говорить о самой главной тайне жизни - о Воплощении Слова Божия и о том, что оно связано с тайной целомудрия? Не представлять ли тем самым для самонадеянных глупцов, как говорит апостол Иоанн Богослов, Бога лживым? Как осмелиться произнести, что за всепревосходящую чистоту Девы Марии даровано всему человеческому роду спасение? С кем поделиться сокровенной мудростью о том, что личность человека - не только душа, но и тело. Кто услышит и поймет, что тело христианина чисто и свято, и сродно Телу Христову, что оно омыто водою крещения, помазано святым миром, причастно животворящим Христовым Тайнам? Не метанием ли бисера будет обратиться со словами:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6, 19). Только тогда, когда мы приносим Господу подлинное покаяние, узнаем мы Духом Святым, для чего дано нам тело, и исполняемся решимости до смерти стоять за чистоту, которую имели в телах своих святые мученики, приобщившиеся силе Креста Христова и Воскресения.
Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания? Аминь.

Протоиерей
Александр Шаргунов
«Великий пост»

 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 16:29 | Сообщение # 7
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
СЛОВО прав.Иоанна Кроншт.
В великий и святок пяток.
http://vera-tvoya.narod.ru/bib/ioannk/court08.html#08
Се, человек! (Иоан. 19, 5).

Вот как поруган, изъязвлен, умучен безгрешный и святейший Господь наш Иисус Христос! Какая же нужда безстрастному Богу пострадать так ужасно от людей плотию Своею? Какая нужда была Самому Богочеловеку перенести эти как бы адския мучения на земле? Не было, братия, для Бога никакой нужды подвергать Себя такому безчестию и таким страданиям на земле: Его самопожертвование совершенно добровольное, — и Он мог не воплощаться, не страдать и не умирать. Только тогда мы все, как грешники и как враги Божии, были бы на веки пленниками и рабами диавола, и все погибли бы вечно; тогда не было бы этих двух сторон: правой и левой, не было бы сказано: праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники — в муку вечную (Матф. 25. 46.), а было бы одно грозное определение всем — вечная мука. И подумать страшно! Но Господь, по безконечному милосердию Своему, не терпя видеть мучимым от диавола род человеческий, пришел нас освободить от рабства ему и от вечных мучений. А чтобы нас освободить от работы врагу, коему мы предались и предаемся сами, Он восхотел стать за нас по человечеству послушнейшим рабом Отцу Своему небесному, Коему мы стали и ныне постоянно бываем непослушны, — и в человеческой плоти и человеческою душею, человеческими силами, подкрепляемыми Божеством, победить диавола-искусителя, коему мы так легко отдались в плен и ныне отдаемся чрез свои грехи; далее, чтобы освободить нас от вечных мучений ада, которым, по справедливости, должны бы были подвергнуться безсмертныя души наши, плененныя диаволом, Он, предвечный Бог, восхотел Сам человеческим существом Своим вынести на Себе наши вечныя мучения. И вот, как видите, как слышите из Евангелия, Он претерпел за нас эти мучения. Он вытерпел весь позор и всю лютость мучения от людей и от бесов, чтоб нас достать из ада, где без Спасителя пришлось бы нам вечно мучиться. — Но Христос из ада нас достал, а мы сами в ад идем (Читатель! послушаемся о. Иоанна и, если стоим мы на широком пути, конец котораго “зрит на дно адово”, повернем круто и усердно на путь узкий и тесный (евангельский).): идем безстрашно, закрыв глаза, чтоб не видеть света и чтоб скорее вринуться в него. Многие из нас безстрашно предаются всяким грехам и не думают исправляться, как будто Христос греху служитель и будто всех, даже нераскаянных, не изменившихся сердцем и делами грешников, введет в рай. Непостижимое жестокосердие и безчувствие владеет многими из нас. При страданиях и смерти Христа Спасителя вся тварь содрагалась от страха — земля тряслась, камни распались, мертвецы воскресали, а наши души не содрагаются от страха при виде страданий и смерти Богочеловека, при воспоминании о вечных и лютых мучениях, которым мы подверглись бы, если бы не пострадал и не умер за нас Господь. Наши сердца не распадаются, не размягчаются и не разстаются с маловерием, неверием, с жестокосердием, гордостию, злобою на ближняго, завистию его благополучию, с осуждением, чревоугодием, объедением и пьянством, скупостию, сребролюбием, плотскою нечистотою. Сколько таких людей, которые и в это священно-ужасное время не перестают работать диаволу и питать злобу на ближняго; завидуют друг другу; помышляют о сребренниках, о татьбе, о пьянстве, о нечистоте. Сколько есть таких, которые лишь только дождутся праздника, как тотчас напьются пьяны и предадутся разгулу и растлят храм тела своего, бывший, хотя на краткое время, Храмом Господа по принятии и вкушении святых Тайн тела и крови Господней! Но что я говорю — о празднике? Не видим ли мы еще до праздника, даже теперь, когда мы воспоминаем страдания Христовы за нас, — людей пьяных и предающихся распутству? Они — беззаконный народ, который ныне устами благословляет Христа, а завтра или сегодня будет хулить Его делами своими. О, неблагодарные, безчувственные, несмысленные, каменносердечные люди, которые сегодня как будто сострадают Христу и сораспинаются с Ним, а завтра или послезавтра будут распинать Его! Но доколе это будет с нами, братия? Доколе нам лицемерить? (Справедливо о. Иоанн называет лицемерием то состояние человека, когда дела его и слова не согласны с Духом Евангелия, почивающим в учениях православной церкви.) Доколе нам работать диаволу и наичувствительнейше оскорблять Господа? Вот что, братия, — если не распадутся каменныя сердца наши с многоразличными злобами своими, пристрастиями своими, нечистотами своими, если мы не отымем от них маловерия, безверия, хладности, объядения и пьянства, студодеяния, злобы, гордости, зависти, лености и праздности и прочих страстей, — то нас осудят некогда те камни, которые распались во время смерти Христовой. Если мы не покаемся и не обратимся к Богу всем сердцем, то вринемся в тот ад, из котораго пришел избавить нас Сын Божий. Ей, братия, истинно! “Аще не покаетеся, вси погибнете(Лук. 13, 3.)! Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый? Вемы бо рекшаго: мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго” (Евр. 10, 29—31.). Аминь.

 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 16:30 | Сообщение # 8
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
СЛОВО прав.Иоанна Кроншт.
В 3-ю неделю великаго поста — Крестопоклонную.
http://vera-tvoya.narod.ru/bib/ioannk/court05.html#05
Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира
(Глт. Гл. 6—14).

Так Апостол язычников писал в своем послании к новокрещенным из язычников жителям города Галаты, ревновавшим неправо об иудейском обрезании, т.е. говорит он, вы хвалитесь совершенно напрасно обрезанием, ныне ненужным и упраздненным, как имевшим временное, преобразовательное значение, а я хвалюсь только крестом, которым мне и всем верным даны от Бога все блага, победа, благословение, спасение и жизнь вечная.

В третий воскресный день Великаго поста, на утреннем Богослужении, Церковь выносит торжественно из алтаря напрестольиый крест для благоговейнаго поклонения верующим с трогательными песнопениями, изображающими таинство креста или превосходящия всякий ум ангельский и человеческий благодеяния роду человеческому Распятаго и умершаго на нем по Своему изволению Господа славы. Этот трогателышй обряд делается с тем намерением, чтобы укрепить и утешить истинно постящихся христиан в подвиге поста и молитвы и в тех острых искушениях, коим подвергаются подвижники от злых и лукавых духов, нападающих с особенною силою на борющихся с ними. Как бы Сам распятый говорит мостящимся: Я ради вас постился и молился четыредесятницу дней и ночей, и победил общаго врага вашего, сокрушившаго и убившаго вас; подвизайтесь и вы мужественно и терпеливо, — побеждайте его и вы с помощью Моею; — ибо сей род бесовский побеждается только молитвою и постом (Мр. 9, 29). Я за вас претерпел добровольно крест и смерть, и крестом разрушил ад и смерть и из мертвых воскрес, положив начало общему воскресению рода человеческаго, — и дал вам крест Мой, как верное оружие и непобедимую победу и одоление на врагов невидимых. Вспоминайте же благодарно Мои страдания и смерть, с любовию за вас претерпенныя, и не забывайте благодеяний креста и силы его, разорившей ад и даровавшей благословение и жизнь человечеству и отверзшей заключенное небо.

Вот для чего выносится в середине поста крест и бывает поклонение ему или — вернее — Распятому на нем. Мы с любовию, со страхом и благодарением должны все вспоминать добровольныя страдания за нас Христа и усердно распинаться Ему, или — распинать свои пагубныя плотския страсти, делающий нас врагами Богу и нам самим и жалкими рабами диавола, усиливающагося всех нас низринуть в пропасть адскую. Не пустая эти слова: диавол и ад, а действительныя существа или силы действительныя. Никто другой, а Сам Господь Бог и Человек победил их, и Он один может избавить людей от власти и мучительства их. Верующие и искренно кающиеся спасутся от них, а неверующие погибнут за неверие и ожесточение.

Как относятся наши интеллигенты, неблагонамеренные писатели, и многие учащие и учащиеся к этому святому и животворному орудию нашего спасения — кресту? Они, по невежеству и легкомыслию, не хотят чтить креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя — значит, переучились и из света христианскаго вступили в непроглядную тьму бесовскую: возгордились сатанинскою гордостию и забыли Того, Кто, будучи Богом, смирил себя ради нас до смерти, и смерти крестной (Фил. 2—8), чтобы дать нам Собою образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным.

Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу в избегнет страпнаго, правдиваго суда Его — вечнаго огня и ужасиато тартара. Но, впрочем, недоучки и переучки не верят и в личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ; верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов, а ие Богу истинному, и потому живут и действуют так, как будто никому ие будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти. Вольному — воля и безумному — безумие, ибо обуи Бог премудрость мира сего (1 Кор. 1, 20), но истина Господня пребывает вечно и ни одна йота и ни одна черта не прейдет от закона, доколе не исполнится каждое слово Евангелия до йоты (Мф. 5, 18). Тот, Кто есть Самая вечная истина, солгать не может.

Повидимому, скоро наступит день второго пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в писании отступление от веры, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом и святынею... Тайна беззакония уже в действии (еще во времена апостольския), только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления котораго домогается известная публика), — и тогда откроется беззаконник, котораго Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (слышите за что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине (Евангелия и церкви), но возлюбившие неправду: а теперь исчезла правда, и повсюду неправда и в печати и в жизни. — Закончу слово словами Апостола: мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине (ведь вы верите истине?), избрал вас ко спасению, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (Фесс. 2, 3—17). Аминь.

 
Форум » Догматы » Проповеди » НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа