Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 07:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
КлирДата: Среда, 10.11.2010, 18:11 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
"НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ РАБА ТВОЕГО, ВЛАДЫКО..."
Жизнь наша устроена премудро, она постоянно предоставляет нам повод для спасительного размышления. Вот и ныне, 15 февраля, Православная Церковь празднует двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, воскресный день 27 февраля является Неделей о блудном сыне.

Смысл этих праздников прекрасно выражен в церковных песнопениях. "Радуйся, Благодатная Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущие во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение" (Тропарь празднику Сретения Господня). "Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство. Тем же Ти блудного глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих" (Кондак Недели о блудном сыне). Праведный старец и кающийся грешник. На первый взгляд, что между ними общего? Но не будем спешить с выводами.
Некогда египетский царь Птолемей, создатель одного из великих чудес - Александрийской библиотеки, замыслил перевести на греческий язык то, что мы ныне называем Ветхим Заветом - Моисеевы и пророческие книги иудейского народа. Однако царь сомневался, что перевод будет точен, захотят ли иудеи открыть свое сокровенное знание людям им чуждым, владеют ли они в необходимой мере греческим, не будет ли спора между переводчиками о том или ином месте? И были не просто избраны среди израильтян 70 мудрых и искусных в обоих языках мужей - "70 толковников", но и всякий из них, получив все необходимое, трудился над переводом в уединении. И когда работа была закончена и полученные переводы сличили, то с изумлением увидели, что они совпали слово в слово! Так дивно и явно была показана истинность Богооткровения Ветхого Завета, книг Моисеевых и пророческих!
Среди переводчиков-толковников был и праведный и благочестивый Симеон. Его труд над переводом ознаменовался промыслительным событием. Когда, работая с книгами пророка Исаии, Симеон записал пророчество "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына" (Ис. 7,14), то вдруг усомнился как сможет дева зачать и родить, сохранив девство. Он уже взял нож, чтобы стереть на пергаменте записанное... Но тут же Ангел Господень удержал руку Симеона и сказал ему: "Веруй тому, что записано; ты сам узришь событие величайшего сего таинства, ибо не увидишь смерти, пока не увидишь Имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня". С того часа Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова. Он удалился в храм иерусалимский, пребывал там неотлучно, жил праведно и непорочно, молился Богу Проходили десятилетия, Симеон стал глубоким старцем, но надежда его не оскудевала.
И вот, когда рождшийся Спаситель наш на сороковой день своего земного бытия был принесен Пречистою Своею Матерью и святым Иосифом Обручником в храм, праведный Симеон познал свыше, что этот Младенец и есть предсказанный через пророка Исаию Мессия и что эта Матерь и есть Пресвятая Дева Исполнилось его упование. дивная и долгожданная встреча состоялась! С благоговением и радостью принял святой старец в свои объятия Господа и воскликнул "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". (Лк. 2,29-32)
С тех пор Церковь именует святого праведного Симеона Богоприимцем и празднует память его на следующий день после праздника Сретения Господня.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский так говорил об этом великом событии "Праздник Сретения научает нас тому, что Господь сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды - как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, "чтобы исполнить всякую правду" Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными" (Мф. 3,15)
Но разве не так же, с надеждой и верой, с раскаянием, но и с упованием, устремился к родному порогу блудный сын, притчу о котором за две седмицы - недели до начала Великого поста напоминает нам Мать-Церковь?
"Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; приими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его" (Лк. 15,17-20).
Разве в этот радостный момент долгожданной встречи - ибо не только сын, но и отец (раз "когда он был еще далеко, увидел его отец") ждал и все смотрел на дорогу - не возвращается ли непутевый, но дорогой сердцу сын! - не возопили уста их "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко"?
Обратимся вновь к великому наставнику и молитвеннику за нас - святому праведному Иоанну Кронштадтскому: "...бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренние тайные сретения, то есть встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объвмлвт ее, примиряется с нею, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении Святых Христовых Тайн Тела и Крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные и невольные грехи, например, в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Кто, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий". (Лк. 2,34).
Пусть каждый из нас нелицемерно в сердце своем оценит, к какой из этих двух категорий людей он принадлежит ныне, и надо ли ему лишать себя радости от встречи с Господом в предстоящий воскресный день праздника Сретения Господня.
И еще слово святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешного человека Он не подался бы и не возмог на них носиться: "Ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою, Христа с велиаром?" - (2 Кор. 6,15). Так и ныне Христос не может обитать в сердце и теле, повинным греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель". Подобно блудному сыну прислушаемся в этот час и к другим, точным и кратким словам уже одного из наших современников: "Спешите в храмы Божии, пока еще звонят!"

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

 
461119Дата: Вторник, 15.03.2011, 22:17 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Архимандрит Рафаил (Карелин). Сретение

Слово «сретение» значит встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея. В притворе храма два ветхозаветных праведника — Симеон, названный Богоприимцем, и Анна встретили Святое Семейство.

Симеон происходил из священнического рода. В молодости он участвовал в переводе Библии на греческий язык. Анна, которую народ почитал как пророчицу, всю жизнь неотлучно находилась при храме. В символическом плане праздника Симеон олицетворяет Священное Писание, Анна устное предание храма.

Храм — место таинственной встречи. Душа, очистившись в пламени покаяния, как руда в горниле, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. Теперь Симеон и Анна не только верой сердца, но и очами своими видят Бога. Храм — мистический центр мира, где сходятся все меридианы и сферы земли и неба. Храм — преддверие вечности. Там пространство теряет свою протяженность, а время — одномерность и необратимость. В пространстве храма заключается вся Вселенная. Время в храме свернуто, как пергаментный свиток, на котором записана история мира от первого дня творения до Страшного Суда. Его можно раскрыть и прочесть в ритмах богослужения. В храме время циклично: сутки, неделя, месяц, год подобны вращающимся кругам, вложенным друг в друга. Святая Святых храма — это неподвижная точка в движущемся космосе. В храме вместе с людьми ангелы составляют единый хор, где каждое слово превращается в небесный луч. Храм — это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной.

По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм.

В течение сорока дней после Рождества Христова Дева Мария жила в Вифлееме, в доме Саломии, Своей родственницы, дочери Иосифа Обручника от его первого брака. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета. Иоанн Богослов назвал Бога любовью, другое имя Бога — смирение. Смирение — это печать Христа на челе святых.

Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим. Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный храм Божий, повинуясь закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед которой склоняются ангелы, склоняет голову Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святая Святых, кто станет Жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой Дом. Эту тайну знают только ангелы-хранители и двое святых — Симеон и Анна. Также посвящен в эту тайну первосвященник (старший священник чреды) Захария, отец Иоанна Предтечи. Старец Иосиф держит в своих руках клетку с двумя горлицами — жертву за Иисуса, которых затем выпустили на волю. Это пророчество о том, что Иисус Своей Голгофской жертвой освободит души людей из темницы ада, даст им свободу и Свой вечный небесный покой.

В Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы встретился с Новым Заветом, Младенцем Иисусом, лежащим на руках Пречистой Девы.

Святой Симеон Богоприимец во время перевода книги пророка Исаии решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая женщина родит сына», но был остановлен ангелом, который возвестил ему, что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества. Прошли годы и десятилетия. Три раза Старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Жители Иерусалима рассказывали своим внукам, что их отцы и деды видели в детстве своем праведного Симеона, который неизменно каждую субботу приходил на молитву в храм. Старец был живой летописью Израиля.

Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил Бога. Пророчество исполнилось. Время отшествия Старца из этой жизни приблизилось. Он произнес слова вдохновенной молитвы: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Эту молитву Церковь поет ежедневно на вечернем Богослужении. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, пророчески сказал, что Ее сердце пронзит меч скорби. Кто больше любит, тот больше страдает. В Иерусалимском храме Она впервые пережила Свою Голгофу. В словах пророка Она увидела то, что ожидает Ее Сына. Уже в то время Ирод подозревал, что его обман раскрыт, и волхвы не вернутся в Иерусалим. В царском дворце обсуждались планы, как найти и умертвить Новорожденного Царя Иисуса. Престарелый и больной Ирод решил приготовить себе погребальную тризну — умертвить всех Вифлеемских младенцев. По преданию Симеон Богоприимец был убит у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус.

В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды — краса ночного небосвода — в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины.

После принесения жертвы Святое Семейство возвратилось в Вифлеем. У южных ворот Иерусалима, за городской стеной, высился, как мрачная каменная глыба, дворец Ирода. Узкие, как щели, окна башни были похожи на глаза змея, который неподвижным пристальным взглядом смотрел на дорогу. Дева Мария хранила глубокое молчание, прижав Младенца к Своей груди. Так при виде зловещей черной тучи спешат одинокие путники, чтобы скорее достигнуть пристанища и найти себе кров от надвигающейся грозы.
http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi....ie.html

 
461119Дата: Вторник, 15.03.2011, 22:18 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Проповедь митрополита Сурожского Антония

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы сегодня празднуем Сретенье Господне. Сретенье – слово древнеславянское, которое значит на русском языке «встреча», а на сербском «радость». И вот сегодня мы встречаем Господа с той глубокой и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец Его держал на руках своих и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств о том, что настанет день, когда рознь между человеком и Богом придет к концу, когда Сам Бог снизойдет к нам плотью, как Спаситель наш, примиряя нас Своим Воплощением, Своей жизнью, Своим учением и Своей смертью на Кресте с Богом нашим и Отцом.

В позднике Сретенья сливаются одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа. Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд. Но бывают и такие, что рука не поднимается, потому что сердце полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретенья Господня обе эти черты в себе соединяет.

Встречает Христа Симеон-Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить Свое дело примирения и преображения мира.

Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна-пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира. Его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами.

Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь – и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас. Христос посреди нас, и никто нас не вырвет ни из руки Его, ни из любви Его.

Но вместе с тем, праздник Сретенья Господня несет на себе глубокую печать священного ужаса и скорби. Тот же Симеон, который возвестил пришествие Господне во плоти, принес страшную весть Божией Матери о том, что Ей меч пройдет сердце, что Она будет пронзена такой болью, испытает такое страдание, как никто на земле.

Тогда Она не знала, каковы будут этот ужас и это страдание. Позже, предстоя у Креста Господня на Голгофе, Она его пережила до конца. Скорбь и ужас Матери, которая видит своего Сына пригвожденным ко кресту неправедным судом, ненавистью тех людей, ради которых Он жил, проповедовал, ради которых Бог стал Человеком. Видела Она, как часами из Него текла жизнь и, наконец, приняла Его, мертвого, во свои объятья.

Это Ей предрек Симеон-Богоприимец. И поэтому, празднуя этот день, ликуя о нем, как о нашем спасении, вспомним, однако, об этой душераздирающей скорби Божьей Матери. Сколько матерей и в России, и во всех странах мира могут эту скорбь понять. У кого дети, сыновья, дочери были отняты болезнью или жестокой смертью войны.

Каждый из нас после своего рождения приносится в храм или приходит сам позже, чтобы быть крещеным и предстать пред Богом в воцерковлении. Это воцерковление младенца или взрослого – образ того, что тогда случилось в древнем Иерусалиме. Как поставлен был Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, пред лицом Господним, так и каждый из нас, когда мы бываем крещены, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Каждый из нас приходит или приносится в храм, чтобы стать до конца, без отказа Божьим достоянием, не вообще чадом Божиим, но сыном или дочерью Божьими, вступающими в тот же путь, каким шел Господь наш Иисус Христос.

Если мы хотим понять, что значит до конца быть христианином, вспомним одно изречение евангельское и одно слово апостола Павла. Когда Иаков и Иоанн на пути в Иерусалим, где Христос должен был пострадать и принять смерть, Его спросили, смогут ли они после Его победы сесть по правую и левую сторону Его царственного престола, Он им ответил вопросом: Готовы ли вы пить ту чашу, которую Я буду пить, то есть приобщиться тому страданию, которое Я должен вкусить? Готовы ли вы креститься тем крещением, которым Мне надлежит креститься, то есть погрузиться в тот ужас страдания, который Мне предстоит? И апостолы ответили: Готовы.

Так и мы, когда, крестившись, предстаем перед Богом в надежде в свое время разделить Его вечную участь, торжество вечной жизни, должны быть готовы сказать: и на земле, Господи, готовы мы разделить Твою земную судьбу. Готовы, подобно Тебе, жить правдой, провозглашать истину, крестно любить ближнего нашего до готовности пострадать жизнью и смертью нашей для других: для друзей и для врагов – для всех положить свою жизнь.

Как однажды Святейший Патриарх Алексий (Симанский) сказал: «Церковь – это тело Христово, ломимое во оставление грехов человеческих». Чтобы это осуществилось, должны мы помнить слово апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». И однако, так как это полезнее, необходимо для вас, готов я остаться жить на земле.

Кто из нас может всей душой, всем умом и всем сердцем, всей волей и всей жизнью сказать: «жизнь для меня – Христос» не только в том смысле, что Христос в крещении, в таинствах, в учении Своем, в кроткой Своей близости дает мне новую жизнь, а в том смысле, что только то, что Христово, только то, чем Он жил, стало теперь целью и содержанием моей жизни. И однако, это – признак истинного христианина. И если бы мы так жили, в таком единстве со Христом, с такой к Нему всецелой любовью, могли бы и мы сказать, как апостол Павел говорил: «Жизнь для меня – Христос, а смерть — приобретение». Потому что, живя на земле, я отделен от Христа, а все желание, все устремление жизни моей, в том, чтобы лицом к лицу Его узреть, чтобы с Ним быть всегда, чтобы ничто меня от Него не отделяло.

И при всем этом апостол Павел, научившись от Христа любить, любить своего ближнего и дальнего, друга и врага, гонителя и защитника, говорит: и однако, так как для вас это нужнее, я останусь жить на земле.

Так и мы должны бы всей душой, всей силой жизни стремиться к встрече со Христом. И, однако, быть способными сказать: Да, но у меня есть дело на земле. Я должен чистотой своей жизни, светом, льющимся из меня, правдой моих поступков, истинностью моих слов – всем моим существом быть свидетелем Христа. И хотя всей душой я мечтаю быть с Ним, я останусь в осиротелом, тусклом, горьком мире, чтобы внести в него свет, внести в него надежду, внести в него радость, внести в него любовь.

В этот праздник, который нам напоминает наше собственное воцерковление в свете крестного пути и крестной жертвы Христовой, обновим данные нами обеты крещения, вновь вступим с новой решительностью, с новой надеждой на путь Христов. И не станем говорить, что мы слабы, что нет у нас крепости достаточной. Господь сказал апостолу Павлу, который просил о силе: Довольно тебе Моей благодати. Моя сила в немощи совершается. И апостол Павел восклицает: И поэтому буду я хвалиться только немощью своей, чтобы все во мне было силой Христовой.

И в другом месте: «Все мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе». Павел был, как мы, человеком из плоти и крови. Ему тоже было страшно, ему тоже бывало больно. Он тоже боролся за свою цельность и верность – и он победил. И он нам говорит: последуйте за мной, как я последовал за Христом.

Исполним же это слово и станем каждый день по-новому глубже, более совершенно Христовыми, и подобными нашему Учителю, Спасителю и Богу. Аминь.
http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi....ne.html

 
LianaДата: Вторник, 17.05.2011, 21:00 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
протоиерей Георгий Шмид

"Встреча двух заветов". Проповедь в праздник Сретения Господня

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Повествование св. Луки о принесении 40-дневного Младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм (Лк 1:22-40) легло в основу праздника Сретения Господня. Как и сам праздник тесно связан с предшествующими ему Рождеством Христовым и Обрезанием, так и рассказ Евангелиста не является замкнутом на самом себе самодостаточным событием на страницах излагаемой им священной истории.

Это неотъемлемая часть т.н. Евангелия Детства, представляющего собой гораздо более широкий ряд сообщений о Рождестве, младенчестве и первых годах жизни Иисуса Христа, которые можно почерпнуть из первых двух глав Евангелий от Матфея и Луки. Иными словами, из всех авторов новозаветных книг только два уделяют внимание этой теме. Даже св. Иоанн, усматривающий начало Евангелия в предвечном бытии Слова (Ин 1:1-14), обходит молчанием обстоятельства того, как «Слово стало плотию» (Ин 1:14) и, неоднократно упоминая «Матерь» Иисуса (2:1,3,5,12; 19:25,26,27), ни разу при этом не приводит Её имени.

Почему Евангелисты Матфей и Лука положили за отправную точку своих повествований историю Боговоплощения и поведали нам об обрамляющих её событиях? Какое место занимают рассказы Евангелия Детства в рамках их писаний?

Важное значение, которое изначально отводилось этим эпизодам, подчеркивается одним интересным наблюдением: и Матфей и Лука как правило следуют канве событий, принятой в Евангелии от Марка, но при этом вплетают в неё свои собственные повествовательные нити, не нарушая этим её последовательности. Изложение Матфея и Луки не совпадают между собой там, где они перестают следовать Марку.

Неповторимость повествований Матфея и Луки усиливается также и различным подходом к их отбору. Отправной точкой у св. Матфея является откровение Иосифу тайны Боговоплощения (Мф 1:18-25). Поведав о Рождестве (Мф 1:25-2:1), Евангелист останавливает свое внимание на историях поклонения волхвов, бегства Св. Семейства в Египет, избиения младенцев и возвращения в Назарет (Мф 2:1-23), чем охватывает разом в объеме одной главы события нескольких лет.
У св. Луки началом Рождественской истории является повеление кесаря Августа о всемирной переписи, благодаря чему Иосиф с Марией оказались в Вифлееме (Лк 2:1-5). Лаконично рассказав о Рождестве (Лк 2:6-7) Евангелист уделяет пристальное внимание последующим событиям: явлению Ангелов пастухам (Лк 2:8-14), их поклонению Новорожденному (Лк 2:15-20). Продолжают его повествовательную линию обрезание и принесение Младенца в Иерусалимский храм (Лк 2:21-40); подразумеваемый промежуток времени, лежащий в основе происшедших событий - несколько месяцев. Сказанного достаточно, чтобы убедиться в полной уникальности и независимости каждого сообщения друг от друга: между ними столько же общего, сколько и в приводимых на страницах этих Евангелий двух родословных Иисуса Христа.

Однако, ценность каждого из этих сообщений от этого не только не падает, но, наоборот, возрастает. Абсолютно отличаясь между собой в выборе повествовательного материала, предшествующего Рождеству (Мф 1:1-17; Лк 1:1-80), совершенно разнясь в описании около Рождественских событий, оба Евангелиста, тем не менее, сходятся в утверждении нескольких фундаментальных истин относительно Личности Иисуса Христа.

Первой из них по порядку является утверждение о принадлежности Иисуса Христа дому царя Давида. Этим буквально открывает своё Евангелие Матфей (1:1), начинает и оканчивает свой рассказ о Благовещении и Лука (Лк 1:27,32). Внимательного читателя поражает удивительная согласованность в объявлении этой константы мессианского достоинства Иисуса обоими свящ. авторами: на страницах их Евангелий это происходит либо при первом же упоминании о Христе (как у Матфея) либо при первом упоминании о событии, напрямую касающегося Его Рождества (как у Луки). Та же картина наблюдается и в двух родословных Иисуса Христа: при всем их отличии друг от друга оба Евангелиста, тем не менее, ведут родословие Христа через Иосифа, принадлежащего к дому Давида (Мф 1:16, ср. Мф 1:1,20; Лк 3:23, ср. Лк 2:4). Их стремление подчеркнуть происхождение Иисуса от Давида заметно и в том, что Ангел Господень в своем обращении к Иосифу именует его «сыном Давидовым» (Мф 1:20), а Лука называет Вифлеем, место рождения Христа, «городом Давидовым» (2:4).

В параллель утверждению о мессианском звании Иисуса оба свящ. писателя согласно утверждают Его достоинство как Сына Божия. Свидетельству «Ангела Господня» у Матфея «ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (1:20) вторят слова «Ангела Гавриила» у Луки: «раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35).

Вершиной звучания этой темы станут слова 12-летнего Отрока Иисуса, обращенные Им к Иосифу и Марии: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:49). Мягко отняв звание «отца» от Иосифа (2:48) Иисус возвращает его Своему истинному Отцу - Отцу Небесному ... Глубоко символично, что на этой ноте св. Лука завершает свой рассказ о Детстве Иисуса, а вернется к Нему в связи с крещением на Иордане, когда уже не 12-летний Отрок Иисус будет свидетельствовать о Своих Богосыновных отношениях с Отцом Небесным, но Сам Отец возвестит Ему: «Ты - Сын Мой возлюбленный» (Лк 3:22).

Вторая истина, общая для Матфея и Луки, касается их совместного утверждения о том, что Личность Христа и Его служение являются итогом ветхозаветной истории Израиля. Чтобы донести эту мысль до своего читателя, Матфей упорядочивает все предшествующие рождению Христа поколения в приводимой им родословной в три группы. Построенная таком образом генеалогия охватывает три основных периода в истории Израиля: возникновение еврейского народа и установление монархии (1:2-6); разгром Израиля и переселение в Вавилон (1:7-11); конец пленения и рождение Мессии (1:12-16), призванного восстановить и возвеличить царство своего далекого предка Давида.

Именуя Христа «сыном Давидовым и сыном Авраамовым» Матфей также подчеркивает Его глубокую укорененность в истории Израиля, благодаря чему Он становится ее истинным воплощением. Свое дальнейшее развитие эта мысль получает в том, что Матфей усматривает исполнение многих пророчеств как в истории Детства Иисуса Христа так и в Его последующем служении. Подобного нет ни в одном синоптическом Евангелии: обычная для св. Матфея фраза: «да сбудется реченное чрез пророка» встречается у него 12 раз (1:22; 2:5,15,17,23 и т.д.), единожды у Луки (3:4) и ни разу у Марка.

Утверждая ту же мысль о новорожденном Богомладенце, св. Лука избирает иную повествовательную нить. Ее основным средоточием является не родословная Иисуса Христа, как у св. Матфея (у Луки она помещена за границами рассказов Евангелия Детства), а обрезание и Сретение Господне (2:21-40). Совершение обрезания над Новорожденным формально запечатлело Его принадлежность к избранному Богом народу (Быт 17:1-11), в среде которого д.б. произойти от семени Авраама Источник благословения всех народов. Теперь настало время этому сбыться в Личности Младенца, на что указывало само Имя, данное Ему Ангелом до рождения (Лк 1:31). Упоминание о втором обряде возвращало память читателя к тексту книги Исход 13:2,13: «Освяти Мне каждого первенца» - так повелел Господь в память пощады первенцев еврейских от руки Ангела, истребившего первенцев египетских в страшную ночь перед исходом из Египта. В основе этого закона лежит мысль об усыновлении Богом первенца между прочими народами - Израиля (Исх 4:22), мысль о первенстве, которое обретает свой смысл лишь в перспективе появления в этом народе Первенца Божия от семени Авраама, в Котором реализуются все обетования, данные Богом «отцу множества народов» (Быт 17:4,5).

Выбор этих событий не только подчеркивает итоговый характер служения Иисуса Христа, но в то же время и озадачивает нас. Адресатом Евангелия являются христиане из язычников, наследники эллинистической культуры, для которой обрезание как таковое было глубоко отвратительно. К чему упоминать об этом и погружать, в целом, своего читателя в атмосферу религиозной обрядности иудеев, в которой тот ничего не смыслил? Гораздо уместнее было бы видеть расположение этих текстов у св. Матфея, который, к тому же, и обращал свой труд иудеям.

При чтении Евангелия, особенно в первый раз, мы ставим себя порой на один хронологический уровень с описываемым, когда история еще вершится; на самом деле, за выбором этих событий стоит осмысление происшедшего с позиций 70-80-х гг., когда были написаны обе книги св. Луки: христианство уже распространилось «от Иерусалима до края земли» (Деян 1:8) - Рима, а стрелка миссионерского компаса стала уверенно развернулась в сторону язычников. Лука пишет об уже свершившемся и, помещая читателя в атмосферу иудейского благочестия, использует стиль и язык Септуагинты, подчеркивая этим, что излагаемая им история – священная. Каковы ее основные положения в изложении Луки?

Во-первых, свой рассказ об Обрезании и Сретении Господнем он сопровождает 5-кратным упоминанием о соблюдении св. Семейством предписаний Закона (2:22,23,24,27,39): этим подчеркивается преемственный характер христианства, единство и связь времен от Израиля до Иисуса, от Иисуса до первой общины, и от первой Иерусалимской общины до церквей, насаждаемых Павлом. Апофеозом этой темы станет главное утверждение Луки в Деяниях: Церковь, насажденная трудами Павла среди язычников, к которой принадлежит и сам Лука, является единственной хранительницей благ спасения, отвергнутого иудеями (ср. Деян 28:28).

Во-вторых, это окружающие Сретение реалии: Закон, Храм, Симеон и Анна - на всем лежит печать древности, ветхого, доживающего свой век. Но на их фоне Новорожденный Богомладенец воспринимается не просто как некий контраст. Он - средоточие, смысл и воплощение всего упомянутого: и Закона, этого «детоводителя ко Христу» (Гал 3:24), и Храма, «которого выше» (Мф 12:6), смысл жизни Симеона (Лк 2:26,29) и Объект пророчеств Анны (Лк 2:38).

В-третьих, в устах праведного Симеона, Младенец - источник «спасения», которое Бог «уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников» (Лк 2:32). По сути, Лука открывает свое Евангелие утверждением о том, что универсализм был присущ служению Иисуса Христа изначально, с момента Его Рождества, в отличие от Матфея, у которого тема проповеди всем народам звучит как завершение Евангелия (28:18-20).

И, наконец, общий дух пророчеств Симеона и Анны подчеркивают осевое значение Личности Новорожденного как в судьбе всего мира (2:32а) и Израиля (2:32б,34), так и в судьбе Богоматери (2:35).

В итоге, содержание первых двух глав у Матфея и у Луки играет роль связующего звена между историей Израиля и историей Христа. Предварив Его служение кратким обзором основных тем Ветхого Завета, они подчеркнули величие и значимость Личности Иисуса, торжественно провозгласили: в Новорожденном Младенце в наш мир пришел Царь-Мессия из дома Давидова и единородный Сын Божий, наследник обетований, данных Аврааму, Спаситель мира.

Aминь.
http://www.vladimirsobor.spb.ru/slovo8.html

 
Форум » Догматы » Проповеди » СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа