Познание основ православной веры

Суббота, 20.04.2024, 17:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Армейский священник - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное » Служба в армии » Армейский священник
Армейский священник
461119Дата: Четверг, 10.06.2010, 13:01 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Говоря о той роли, которую должен играть священнослужитель в армии, архиерей отметил, что "священнослужитель в армии все-таки должен быть особым лицом". "Он не должен участвовать в марш-бросках, он не должен бегать или стрелять, или заниматься военной подготовкой. Может быть лучше, если он это пройдет все заранее. То есть, иначе говоря, если бы капелланами становились люди, которые сами когда-то, не будучи еще священнослужителями, отслужили в армии. Таких людей очень много. Вот я служил 2 года в армии, для меня эта тема не чужда. Я знаю, чем живут солдаты, я знаю, чего они хотели бы услышать от священнослужителя. Я, уже будучи священником, посещал солдатские казармы, беседовал с военнослужащими – и солдатами, и с офицерами. Но я не считаю, что, если бы мне сейчас надо было пойти в армию капелланом, я должен был бы снова повторять военную службу. Конечно, ситуация в Латвии отличается от ситуации в России тем, что там профессиональная армия. И действительно, если это профессиональная армия, это значит что в субботу и воскресенье военнослужащий может прийти домой, может пойти в храм. Но если речь идет не о профессиональной армии, а о том, что, по сути дела, на год, полтора, или на два, люди оказываются вдали от родины, вдали от семьи (некоторые из них уже, например, женатые и семейные люди, которые разлучаются со своей женой и с детьми), то, конечно, таким людям требуется психологическая поддержка. Не говоря уже о том, что верующим людям требуется, прежде всего, связь со своей церковью. Именно вот эту связь должен осуществлять военный капеллан. Каждый человек должен иметь право, служа в армии, оставаться активным членом своей собственной церковной общины. И именно для этого нужны военные капелланы", – считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
"Мы глубоко убеждены в том, что священнослужители, то есть люди, имеющие священный сан, не должны призываться в армию. Люди должны призываться в армию до того, как они получили священный сан. И священнослужитель не должен убивать людей. Ведь у нас существует такое правило, что даже если, например, священнослужитель, сидя за рулем автомобиля, случайно, не по своей вине, сбил человека и тот человек скончался, то священнослужитель лишается права дальше продолжать службу. Поэтому при выполнении воинского долга, если уж случилась такая ситуация, мне кажется, что священнослужитель должен договариваться с командованием своей части, может быть, его епархия должна была бы вступиться за него, чтобы, по крайней мере, ему не давали таких поручений, где опасности подвергается жизнь людей", – заключил архиепископ Иларион.
Русская линия
 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 20:00 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Военное духовенство России.
Автор: Протоирей Георгий Поляков http://mirknig.com/knigi....ii.html
 
KirenaДата: Четверг, 10.03.2011, 14:43 | Сообщение # 3
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Флотские священники
Деятельность православного духовенства на флоте
 
КлирДата: Пятница, 25.03.2011, 20:52 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Военное священство (Телепрограмма 19.02.11) http://www.sedmitza.ru/text/1950427.html
 
RosaДата: Понедельник, 20.06.2011, 21:49 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
На войне атеистов не бывает
http://www.raskol.net/content/naidite-menya-ya-khochu-posluzhit
"Несколько лет назад в одном из московских храмов я встретился с солдатом, который, как позже выяснилось, из-за «неуставных отношений» сбежал из части. Год или, может быть, два, он скрывался от трибунала, и когда я, наконец, об этом узнал, мне захотелось ему помочь. С просьбой о помощи я обратился к одному из военачальников, который оказался человеком верующим. Он заинтересовался и нашел возможным принять участие в судьбе моего друга. Парень благополучно дослужил тот срок, которого ему не доставало, и его амнистировали. Пока длилась вся эта история, я старался поддерживать его: приходил к нему в часть, мы общались... И за это время я увидел боль, увидел подвиг нашего воинства и понял, что не помогать людям, которые защищают нас в таких непростых жизненных обстоятельствах уже не смогу.

Сначала это был любительский вариант помощи, несколько лет я возил солдат и офицеров в паломнические поездки.Потом в Синодальном Отделе началась реорганизация: стали создаваться направления по родам войск, и оказалось, что кроме меня во Внутренних войсках больше некому заниматься с военнослужащими. Меня официально зачислили в штат, а через некоторое время я был рукоположен в диаконский сан.

Приносит ли удовлетворение такое служение? Конечно. Хотя нагрузка, честно говоря, немаленькая. В командировках бывал три раза. Первый раз я возил благотворительную помощь для военнослужащих (тельняшки, крестики, молитвословы) в Старопромысловскй район в 2001-м году. Тогда было очень сложно с предметами первой необходимости: зубные щетки, карандаши, тетрадки – все это было целым состоянием для скромного быта военнослужащего. Второй раз мы ездили в одну из частей Северного Кавказа в 2002-м году, чтобы построить там часовню. А в третий раз я был в командировке в 2007 году и находился в зоне боевых действий с Нового годадо Рождества Христова. Это была катехизическая поездка, в день мы объезжали по три подразделения. Служили, крестили желающих, совершали требы.

В горячих точках отношение военнослужащих к священнослужителям мало назвать «теплым», скорее, оно очень горячее. Егоможно, наверное, сравнить с отношением сына к матери. Вообще христиане на войне больше похожи на христиан первых веков, чем на современных православных людей. Думаю, что именно о такой любви, какую имеют они, мы читаем у святых отцов.

Вообще на войне атеистов не бывает. Перед боем солдат может внешне спокойно выглядеть, но внутри него все пульсирует и трепещет, каждая клеточка переживает ожидание встречи со смертью. В такие моменты ему бывает очень нужна духовная поддержка. Если в части есть храм, солдатприходит сюда, чтобы попросить у Бога помощи, разрешить свои сомнения, помолиться о живых и усопших близких, найти духовную опору в испытаниях. И поройбывает очень нужно, чтобы именно батюшка сказал простые, но очень важные слова: «Ты мужественный и замечательный воин, выполняй свой долг честно, достойно, и мудро. Иди спокойно. Да благословит тебя Господь». В его благословении, в священнической молитве, в окроплении святой водой воину подается благодатная помощь Божия. Любой нормальный человек это чувствует, и бывает очень благодарен за это.

Войска, в которых я служу, воюющие, и однажды у нас был такой показательный случай. На третьи сутки захвата заложников в «Норд-Осте[1]» солдат ночью подняли по тревоге. С трех часов воины находились в полной боевой готовности и напряженно ждали приказа о прибытии к зданию ДК. Развязка приближалась, но результат был непредсказуем. Вместе с отцом Алексеем Кругликом мы тоже прибыли в часть ночью. Отец Алексий благословил солдат, окропил святой водой, и мы пошли служить Литургию. Литургия закончилась. Именно в этот момент в храм зашли офицеры и радостно сообщили нам, что террористы обезврежены, а большая часть заложников освобождена.

В современном массовом сознании армия почему-то предстает словно какие-то каникулы для взрослых мальчиков, после которых ребята обязательно должны вернуться домой здоровыми. Но военная служба в своей основе, как раз наоборот, предполагает опасность, риск для здоровья, что хорошо понимают родители в православных европейских странах, скажем, в Греции. Они точно знают, что за солдата нужно сугубо молиться, просить для него помощи у Бога, заранее готовить парня к этому испытанию. У нас же, с подачи средств массовой информации, считается, что пойти в армию, это примерно то же самое, что пойти в школу при наступлении определенного возраста. Только в школе человек учится девять или одиннадцать лет, а в армии он будет служить два года.

Военную службу нам пытаются показать как времяпрепровождение, ничем не отличающееся от обычного гражданского. Это особенно наглядно видно в ситуации, когда происходит какое-то правонарушение. Если, скажем, погибает человек в дорожно-транспортном происшествии, то ничего особенного об этом в средствах массовой информации не говорят. Есть даже своя статистика ДТП. Но не дай Бог военнослужащему совершить даже менее серьезное нарушение, информация об этом идет по всем сводкам и расценивается как что-то очень страшное. Получается, что мера ответственности, применяемая к военному человеку, гораздо выше меры ответственности человека гражданского. Институт воинства крайне неудобен для части наших политиков и весьма невыгоден для антироссийских зарубежных центров власти. Нередко обществу навязывается образ заведомой ущербности, нецелесообразности и отсталости всякого созидательного труда, а тем более воинского служения. Гражданам России подспудно внушается мысль, что время проведенное человеком на военной службе гораздо менее привлекательно, чем даже время, проведенное в заключении.

Как-то один журналист, пригласивший на передачу военнослужащих спецподразделения, которые только что вернулись из командировки, спросил меня перед камерой:

– Наверное, эти люди ходят в храм, чтобы смыть кровь со своих рук?

Тогда мне пришлось объяснить ему, что его вопрос крайне некорректен и даже оскорбителен. Ведь в нашей стране, кроме способных к войне мужчин, живут женщины, старики, дети, которые не могут защитить себя сами. Не могут защитить себя и те, кто занимается мирной деятельностью на благо Отечества. И именно для этой цели, для того, чтобы защищать свою страну и своих соотечественников, во все времена во Всех странах существовало воинство. Боевая служба – это экзамен для мужчины на стойкость и мужество. Нагрузки, которые несут военнослужащие, часто бывают непомерно тяжелы. Представьте себе хотя бы марш-бросок. Человек должен пробежать несколько километров в неудобной обуви, с оружием в руках, в бронежилете... Ему тяжело, душно, подчас больно... Но, преодолевая все это, он должен выполнить поставленную задачу, победить и выжить. И в первую очередь, воин проливает не чужую кровь, а свою, он теряет своих товарищей, с которыми за время службы сроднился, претерпевает физические, психологические и духовные страдания за нас с вами, а мы только пользуемся плодами воинского подвига, не заметного для обывателя."

Добавлено (20.06.2011, 21:49)
---------------------------------------------
"Священник в армии

В нашей части был такой интересный опыт. Перед тем, как военнослужащих направляли в командировку в составе спецподразделения, мы всегда старались свозить их в Троице-Сергиеву Лавру. Там, в обители Преподобного Сергия, они исповедовались и причащались. И часто бывало так, что несмотря, на страшные обстоятельства, в которых им доводилось бывать, все они возвращались в Москву живыми. Заметив это, они и сами стали перед командировками просить, чтобы их свозили в Лавру. По возвращении батюшка соборовал их, даже если они оставались целыми и невредимыми, но побывали на территории, пропитанной ненавистью. Ненависть ранит человека. Мы можем не замечать травмы нефизического характера, но это не значит, что ее нет. После того, как человек пособоруется и причастится, равновесие в его душе восстанавливается, он меняется внешне, меняется и aего поведение. Люди, которые не имеют этого опыта, какими бы хорошими они ни были, оставляют в себе зло и несут его по жизни. И когда они по каким-то причинам ослабевают, скажем, из-за болезни, то сил для того, чтобы сдерживать боль, которая со временем накапливается в израненной душе, не хватает, и тогда она прорывается вовне и обнаруживается все, что так тщательно человек скрывал.

Надо еще сказать, что те военнослужащие (таких немного сейчас, но все же они есть), которые ходили в храмы до призыва на военную службу, причащались, исповедовались, переносят службу как нечто такое, что им просто надо прожить. Для них – это необходимая составляющая христианства. И они говорят так: «Если мы каждую неделю причащаемся, то у нас уже нет грязных мыслей, раздраженности, разобщенности, нет злости друг на друга».

Я знал одного бойца, которого так сильно своим пристрастным, предвзятым, отношением затерроризировал офицер, что парень при всем своем природном терпении и оптимизме, очень грустил. А такой совестливый был, правдивый, и при этом спортивный – очень редкое сочетание. Как-то подходит он ко мне, глаза озорные, сам весь сияет, и говорит: «Отец Алексей, оказывается, чтобы «заказать» человека, всего сорок рублей нужно. О здравии, конечно, но закажу! И заместителя командира, и командира роты закажу». Такое вот сметливое солдатское богословие.

В обществе бытует миф о том, что Церковь навязывает себя армии. Но из личного опыта я могу сказать, что так как в армии солдаты встречают священника, гражданские люди встречают, наверное, только маму, любимую девушку или друга. Поэтому, когда горе-правозащитники, (защищающие очередной западный проект в России) утверждают, что военное духовенство не нужно, это означает, что они признают за своими соотечественниками возможность положить за них жизнь, но считают что кровь, пот, слезы, и боль этих воинов ничего не стоят. Людям, которым больно и плохо, и которые просят о конкретной помощи, они говорят: «Нет, вам такая помощь не нужна. Мы лучше знаем, что вам нужно». Но ведь это все равно, что сказать голодному: «Да, зачем тебе есть, и так хорошо». Но при этом тот голодный их же еще и защищает. Такая вот «высшая» справедливость.

Вспоминается такая история. Как-то я пришел в часть, и лицо одного солдата показалось мне знакомым. Я понимал, что не мог его раньше видеть, но крестик, который у него на груди, точно давал я. Разговор с этим парнем я начал издалека:

– Скажи пожалуйста, у тебя братья есть?

– Есть, – отвечает он.– Старший брат.

– А он в какой части служил? – И парень называет ту часть, в которой я бывал. Тогда я спрашиваю:

– И он, наверное, в командировке был?

– Да, – отвечает.

– А что у тебя за крестик?

– Брат дал, сказал, что он его спас.

– Не сказал как?

– Нет. Сказал, что спас и сказал, чтобы я с ним шел.

Бывая на встречах с воинскими коллективами в центральной европейской части России, можно убедиться в том, что люди православного вероисповедания составляют в армии примерно восемьдесят-восемьдесят пять процентов; процентов семь-восемь – мусульмане, процента два – буддисты и иудеи. Полтора-два процента составляют атеисты. Но это, скорее те, кто, грубо говоря, вообще ничего о религии не слышали. Они просто еще не пытались определиться в духовной жизни. Убежденных атеистов в армии я почти не встречал. А если брать солдат срочной службы и контрактников, то здесь потребность духовного общения с православным священником колоссальная. Состояние, в котором пребывают эти военнослужащие, можно даже определить как духовный голод.

Офицеры, по отношению к духовенству, в целом, тоже настроены очень доброжелательно, но здесь есть один очень тонкий момент. Офицер в армии – это человек, который, в большей степени, чем солдат, не свободен. Это парадоксально, но это так. Офицер зависит от многих обстоятельств. А священнослужитель в части – это, своего рода, прожектор внутренней жизни воинского коллектива. И вовсе не всегда командиру или офицеру нравится, что есть дополнительный источник, который может пролить свет на неблагополучную ситуацию. Ведь командира может и устраивать это неблагополучие. С прокуратурой он договорился... Другое дело, если командир – человек порядочный, честный, любит свое дело, тогда, как правило, он понимает, насколько важно для военнослужащих общение со священнослужителем.

У меня был случай, когда отец продал квартиру своего сына в то время, когда парень служил в армии. У парня возникло желание отца убить. Этот молодой человек находился в таком состоянии, что мог бы совершить и самовольный уход из части. Что делать? Успокаивать солдат не входит в обязанности командира части. К психологу парень не пойдет. Сейчас везде есть бесплатные психологи, но у нас в стране этих специалистов военнослужащие посещают только в том случае, когда надо определить, можно ли им носить оружие. Душу психологу солдат открывать не будет. А в беседе со священником возникает ощущение чего-то теплого, домашнего, отцовского, если хотите. Священник является таким буфером, который сглаживает острые углы во взаимоотношениях воинского коллектива и имеет возможность не как должностное лицо, а как лицо духовное, взывать к совести человека.

Кроме того, батюшка может выделять в коллективе лидеров, беседовать с ними, общаться, не только призывать их к порядку, но и действительно способствовать тому, чтобы они как более сильные, крепкие и выносливые люди, показывали солдатам пример братского отношения друг к другу. Человек должен постоянно наставляться в добре, чтобы «не сойти с рельсов», чтобы не быть несдержанным. И здесь духовное лицо обладает очень большим авторитетом, но при этом свой авторитет никому не навязывает.
Немного о « межрелигиозных конфликтах» в армии

Еще один миф в нашей стране связан с утверждением о неизбежности межрелигиозных конфликтов при появлении в армии духовенства. Однако, известно, что большинство представителей традиционных конфессий поддержало внесение предыдущим главным военным Прокурором проекта о военном духовенстве в Совет Федерации. Единственное, что смутило некоторых представителей исламского сообщества, так это то, что штатное духовенство должно было иметь военное звание. Но потом этот вопрос был снят, и решено, что священник будет соответствовать по своей должности некоему званию, но звания иметь не будет, как это и было в дореволюционной России. Это означает, что представители духовенства не согласны с утверждением о возникновении межрелигиозных конфликтов в армии. Более того, пятые сборы военного духовенства, которые проходили в 2007 г., наглядно показали, что священнослужители всех традиционных религий Российской Федерации видят необходимость совместной работы по окормлению военнослужащих.

Жить по соседству вполне естественно и для мусульманина, и для христианина, и для буддиста в нашей стране. И когда нас начинают пугать «межрелигиозной враждой», можно вспомнить и личный опыт общения людей друг с другом. Мусульманин не будет уважать христианина, который, относится к своей вере с пренебрежением. Буддист вряд ли предпочтет общению с христианином общение с атеистом. Если воинский коллектив в своей основе состоит из людей разного вероисповедания, которые хотят служить, им тяжело, но они хотят, если это истинные воины, то, конечно, помочь им сгладить какие-то шероховатости в отношениях можно. Всегда можно помочь тому, кто принимает помощь.

Но, конечно же, священник должен быть очень деликатным. Вообще, когда приходишь в гости, всегда надо быть предельно корректным и аккуратным, потому что не к тебе пришли, а ты пришел. И если у батюшки хватает мудрости не давить на волю людей, с любовью относиться к военнослужащим других религий, это и будет самая эффективная работа, которая, конечно, станет большим подспорьем и для командира и для солдат.

Общение со священником смягчает и разряжает ненависть, которая неизбежно есть там, где есть война. Не потому, что солдаты – плохие люди, а просто быть воином очень трудно. Но душа человека исцеляется любовью и Божественной благодатью. В армии и сейчас уже есть отцы, которые светятся как драгоценные камни. Главное только, чтобы духовное общение не стало для военнослужащих формальностью. Если солдат приводят на службу, и они красиво стоят в форме всю Литургию, но при этом нет диалога, нет общения с ними, значит и духовной работы нет. Это было естественно, скажем, лет восемь-десять назад, потому что не было еще такой востребованности священника в армии, но сейчас ситуация изменилась. Тогда надо было преодолеть преграды, мешавшие батюшке прийти в часть, а теперь солдаты остро нуждаются в пастырском окормлении. И если этого не происходит, то нет и смыла у этих встреч. Это все равно, что врач будет приходить в больницу, чтобы сказать больным: «Вот, я пришел, вижу, что у вас все хорошо, все вы – хорошие», – и уйти".

Добавлено (20.06.2011, 21:49)
---------------------------------------------
Невольник – не богомольник

И все-таки я знаю очень многих батюшек, которые так любят своих подопечных, так молятся, так переживают за них, что если военнослужащим предложить прекратить это общение, то они обидятся. Часто отношения между воинами и священнослужителем поддерживаются и после увольнения. Бывшие солдаты приезжают к духовнику специально, чтобы обвенчаться, окрестить детей, попросить совета. И мне особенно нравится, наблюдать за тем, как это бывает красиво, когда человеку рассказываешь о вере, а потом он сам тебя атакует:

– Я хочу исповедоваться, причаститься, сходить в храм.

Причем, когда мне пытаются сказать, что «в храм солдаты пойдут», только потому что для них – это выход в город, увольнение, другими словами, развлечение, я точно знаю, что это увольнение непростое. Есть принципиальная разница между тем, чтобы пойти на экскурсию или прогулку и духовным трудом. Пойти в храм на службу, это – не отдых. Это совсем другое. Надо подняться до завтрака, поисповедоваться, потом сосредоточенно молиться на службе. Так, что получается почти полноценное солдатское дежурство, только немножко необыкновенное. Есть разница и между радостью от паломнической поездки и похода в храм. Поездка – это, если так можно выразиться «легкое времяпрепровождение», а радость от похода в храм достигается усилием над собой. И очень важно, чтобы решение о том, что это усилие необходимо предпринять молодой человек принимал самостоятельно, а не под чьим-то нажимом. Господу не угодны христиане, которые силой были загнаны в храм. Бог не нуждается в наемниках. Сыне, даждъ Мне сердце твое (Притч. 23, 26), – говорит нам Господь. Для того, чтобы солдат поцеловал крест, надо сначала рассказать о ему Боге. Ведь поверить по приказу невозможно. Нельзя основывать отношения на официальных церемониях, подменяя ими настоящее, живое общение с людьми. Но если священник приезжает в часть четыре раза в году (на присягу, на день части, на 9 мая, и 23 февраля), и предлагает воинам прикладываться к Кресту, это бывает очень обидно, не честно как-то, не по-воински, не по-мужски... Воины отдают нам при встрече воинское приветствие, хотя в уставе ничего не написано об этом. Они улыбаются, когда видят нас на улице. Хорошо, когда и священнослужители отвечают им тем же.

У каждого из нас свой духовный опыт. Многих людей в форме привела к Богу удивительная книга Виктора Николаева «Живый в помощи». Надо сказать, что она оказывает на военнослужащих чудесное воздействие. Бывало, что офицер, прочитав ее, на следующий день вел всех солдат в Храм. Кто-то пришел к вере на войне, кто-то, пережив личную трагедию. Но любому верующему человеку в трудные минуты бывает очень нужен священник. Мне часто звонят уволившиеся ребята, чтобы задать единственный вопрос: «Отец Алексей, вы все еще этим занимаетесь?» И я думаю, что они были бы даже оскорблены, если бы я ответил отрицательно. Им это также нужно как, бывает нужен человеку жизненно важный ориентир. По незначительным вопросам они просто не стали бы отнимать у меня время.

Наука побеждать. За веру и Отечество. Даниловский благовестник.Москва, 2008 г.

 
Форум » Разное » Служба в армии » Армейский священник
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа