О ТРАВОЛЕЧЕНИИ (Православная газета № 10 (23) 1995г.)
Тело наше Бог создал "из земли", т. е. из материальных элементов нашей Вселенной, нашей Галлактики, нашей планеты Земля. Также "Господь создал из земли врачевство, - пишет Сирах, - и благоразумный человек не будет пренебрегать ими" (Сирах. 38,4). Итак, лекарства - от земли, не от магии, не от сверхъестественных способностей. Бог дал человеку разумение, как те или иные вещества воздействуют на наш организм, какие страдания способны они облегчать. В этих словах Сираха и будем искать себе верный ориентир в причудливом мире современной медицины.
Травы тоже создал Господь и дал их нам в употребление. Но нигде у Сираха и нигде у святых отцов мы не читаем, что врач при этом должен совершать какие-либо магические действия над своим лекарством, воздействовать на пациента внушением, гипнозом и т. п.
Врач православный может и должен молиться Богу и о пациенте, и об успехе своего дела. Причем не выдумывать ничего более того, что может пациент: запивать свои лекарства святой водой, наряду с медикаментами использовать соборное масло или масло от св. мощей, осенять крестом с молитвой "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" лекарственные средства и медицинские препараты.
Однако Церковь относится однозначно неодобрительно к тем "народным целителям", которые выдумывают свои молитвы "на освящение" лекарства, пришептывают заговоры, тайные молитвы. Земле - земное.
Нет греха в знании воздействия трав на человеческий организм, но прежде чем пользоваться услугами травников, необходимо поинтересоваться через компетентных людей, не было ли в роду у "целителя" (или "целительницы") колдунов и знахарей, т. к. их знания передаются по наследству (как, например, это известно о Т. Семеновой - "целительнице" из Карелии, практикующей также в Сыктывкаре), не собирают ли они свои травы в соответствии с некими обрядовыми действиями, не обносят ли травы вокруг свечей, не проводят ли над растениями магических манипуляций, чтобы "усилить" их воздействие. С православной точки зрения неуместны рассуждения и об энергетическом потенциале и биополях растений, т. к. это не подлежит вмешательству человека.
В народе часто травничество идет рука об руку с чародейством, экстрасенсорикой, внушением. Все эти явления - тяжкое наследие язычества, следствие получения неких тайных знаний от падших духов. Трава, лекарство, повязка, на которой было сделано соответствующее "заклинание", внушение - есть уже орудие чародейства. Такое "лекарство" ничем не отличается от вещей, через которые колдуны делают людей бесноватыми и порченными. Чародеи любят "целить", поэтому вывеска врача для них с давних пор более всего удобна, и нам необходимо точно знать, из чьих рук мы получаем лекарство.
Широко распространена сегодня практика тибетской и ведической медицины, использующей в своем арсенале преимущественно травы. Успехи тибетских медиков поразительны. Расспрашиваю о неком московском травнике-чудотворце, кто он по вероисповеданию. Мне сообщают, что он увлекается йогой. Тогда я задаю следующий вопрос: "Не дает ли этот травник к своим травкам еще и некой мантры для чтения или упражнений йоги?" Ответчик задумывается и вспоминает, что, действительно, врач вместе с точным назначением лекарства обязывает пациента читать небольшую молитвочку на санскрите. Кто и что исцеляет тогда? Трава или же духи, привлекаемые чтением мантры и создающие видимость исцеления для погубления души больного? Айюведическая медицина при всех своих достоинствах неотделима от обряда молитвословий неким "божествам". Православный человек обязан знать, что "боги" эти не имеют ничего общего с Пресвятой Троицей, а, следовательно, под их именами выступают падшие ангелы.
На многих препаратах индийского производства стоит пометка "Айюрведик-медицын". Можно ли ими пользоваться? Ап. Павел говорил, что христианин может смело вкушать даже и идоложертвенное, если сам он твердо уверен в непоколебимости своей веры и не верит идолам (1 Кор. 10, 19 - 31). Это значит, что пища, принесенная в жертву идолам перед подачей на стол, не может принести вреда христианину, если мы, конечно, не забываем о крестном знамении и молитве. Блаж. Матрона говорила, что бесы барахтаются, купаются в продуктах, оставляя на них следы своих мерзких страстей, мы же, не осеняя пищу крестом, оскверняемся такой едой, а часто и болеем. То же и с лекарствами...
Мы должны осведомиться о том, прошли ли эти лекарства клинические испытания в Европе, Америке, России, какие имеются противопоказания по применению препарата, внимательно изучить его химическое и фармакологическое действие. Так, например, знаменитый курс чесночной настойки с молоком, который рекламировался чуть ли не как секрет вечной молодости, - наиболее известный рецепт тибетской медицины - оказался вовсе не безобиден и не панацеей от всех болезней. Многие терапевты знают, что некоторые пациенты повредили желудок в результате приема этого средства, а "безобидный" Лив-52 в больших дозах не угнетает цирроз печени, как это написано в показаниях к применению, а, напротив, способствует его развитию.
Сегодня трудно и врачу, и пациенту разобраться в истинно научных и псевдонаучных теориях. Так, колдовство, гипноз, манипуляции психикой сегодня подают как виды науки, хотя истинная наука, тоже познающая мир земными средствами, открещивается от такого родства.
Претендует на науку и йога, и ведическая мудрость. Да, древние люди накопили богатейший опыт наблюдений над внешним миром, но не будем забывать, что этот опыт был тронут молью идолопоклонства и разъеден чародейством. Практически все из того здоровья, что несут в себе веды и йога, дают нам и обычные исследования ученых, далеких от восточной мудрости. Будем помнить, что йога есть способ утончения плотской природы человека для мистических ощущений. Однако в мир духов стремиться опасно, т. к. йога не очищает нас от греха и не способствует размягчению сердца, а это значит, что мы утончаем перегородку, отделяющую нас от мира падших духов, и ангелы Божии уже не могут общаться с нами, нечистыми духовно.