Познание основ православной веры

Пятница, 19.04.2024, 17:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Отношение к болезни - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Православная медицина » Проблемы со здоровьем » Отношение к болезни
Отношение к болезни
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 14:50 | Сообщение # 1
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
БОЛЕЗНИ ТЕЛЕСНЫЕ

(Православная газета №3 (37) 1996г.)

1. Они служат нам и для спасения, и на погибель. Терпение болезней есть мученичество.
Здоровье ваше пошатнулось. Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы отчаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!.. Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, эти же последние суть такого рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться... Здоровье и нездоровье в руках Божьего промышления о нас суть средства к спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно - есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения - в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь!...
Вам делали операцию. Даруй, Господь, чтобы она сделала дело, для которого была принята. Господь да помилует и спасет вас!..
Другая у вас боль от болезни дочери... Вот что вам скажу... Как вы все уже возможные средства перепробовали, то вам остается одно - примириться с этим горем и нести его с покорностью Богу, веруя, что вся эта болезнь необходима для спасения вашего и дочери вашей.., а также и мужа ее.
Примирившись таким образом, и держите себя спокойно и то же спокойствие одолжите и дочери. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет - на 5, 10, 20. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай пред глазами... - за терпение.
2. Их нравственное значение.
Терпите благодушно вашу болезненность и благодарите за нее Бога, потому что не будь ее, вы бы, может быть, ходили кверху ногами, а теперь сидите и ходите все как следует. Другая польза та, что будь вы здоровы, как следовало бы, если бы вы вздумали деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, другие молитвословия, выстаивание общих церковных и прочие труды. Теперь же это у вас заменяется терпением болезненности. Терпите же и о прочем не беспокойтесь. Только душу держите, как следует. Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте: трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умносердечной, предзрении пред собой Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, с скорбящими соскорбеть, памятовать Бога и смертный час и прочее подобное. Вот вам спасение!
Всем надо держать в мысли закон, по которому Господь размеряет участи наши на земле. Тут все от Господа от мала до велика, и се есть средства в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья, таков смысл и болезни вашей дочери. Ей на дороге к будущей блаженной жизни непременно, по Божию премудрому и благому суду, надо потерпеть, что терпит. Усвойте это воззрение и ей тоже самое внушите, и то, что есть тягостного в этой болезни, перестанет тяготить душу и успокоит ее. Вера - целительница души, упованием окрыленная и любовию согретая.
Установясь в сем уубеждении, о лечении всю заботу имейте и сердечное попечение, но с душевным спокойствием и преданием всего в волю Божию. Пусть и дочь так расположится. Счастье земное тоже благо в своей мере. Но если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья - буди воля Божия! Довольно с меня любви мужа, матери, отца и родных. Приношу благодарение Господу и за это, и за то, что дается и что не дается. Да даст только мне Господь благодушие и терпение и такое настроение духа, с каким не стыдно явиться пред Господом.
3. Причины их появлений.
Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, что6ы вразумить его угадать лекарство. И ко святым угодникам прибегаете и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте). Ибо не знаете, где сокрыта для нее помощь Божия. Может быть, Бог судил ей быть таковою, потому что для нее это спасительно. И она во всю жизнь останется ради своего спасения. Если Бог послал сию болезнь на время, чтобы испытать веру ее и родителей ее. Бог один все это ведает. Болезнь - не позор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. Пусть молится сестра усерднее Богу, но, молясь, пусть не говорит: "Дай здоровья, а - буди воля Твоя, Господи! Слава Тебе, Господи! Если угодно Тебе, Господи, избавь, а не угодно, буди воля Твоя. Верую, что и это (болезнь) хорошо, как хорошо здоровье. Благодарю Тебя, милостивого Создателя!"
4. Как их переносить.
Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как эпитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в какую попал бы человек, если бы был здоров, иное, чтоб терпение показал человек, и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от всякой страсти и для других причин... Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: "Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня эпитимию и наказание!" Когда вспомнишь, что прежде не всегда помнила Бога, говори: "Слава Тебе, Господи, что Ты дал мне повод и науку почаще вспоминать о Тебе!" Когда придет на мысль, что если бы была здорова, то иное н не доброе сделала бы, говори: "Слава Тебе, Господи, что не допускаешь меня до греха", и так все... Так и благодушествуй!
Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь; ибо в разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры - те не Божии, туда и нечего ходить.
В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость - это дело человеческое. Придет - отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием её сбросить, то тут ничего грешного. Это естественное чувство! Грех начинается, когда вследствие сего чувства душа поддается нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать. Бога же благодарить.

(Из писем свт. Феофана Затворника)

 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 14:53 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ

(Православная газета № 19-20 (77) 1997 г.)

Очень сложно сопоставлять медицину наших дней и современную международную классификацию болезней с библейскими временами. В Библии классификация внутренних болезней отсутствует, а медицинские наблюдения весьма суммарны; они сводятся к тому, что видимо: к кожным болезням, ранениям, переломам, лихорадке, сопровождающей инфекционные заболевания. Это, а также общие понятия слабости и немощи, возбуждения и припадка. Но, несмотря на это, взгляд Библии на медицину для нас все-таки очень важен, ибо он - ориентир для верующего человека.
В библейские времена естественных причин болезней даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости, например, как у Бытописателя: "Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава" (Быт. 27:1). Главная причина такого подхода в том, что болезнь обычно рассматривалась как наказание за грехи. Так, увидев слепорожденного, ученики спросили у Иисуса: "Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?" (Ин. 9:2). Болезнь могла посылаться Богом прямо, например, перед казнями египетскими "Господь сказал (Моисею): кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)?" (Исх. 4: 11).
Болезнь могла возникнуть у человека с Божия соизволения через посредство нечистой силы, как у Иова, когда "отошел сатана от лица Господня и поразил Нова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов. 2: 7). Причиною болезни могла также быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: "Глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность" (Иов. 5: 2); а с другой стороны, "кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей" (Притч. 14: 30).
Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: "Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того... Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни" (Сирах. 37: 30-34). Однако в любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи.
Для религиозного сознания главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен? Почему болезнь, поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть и образ Божий. И сейчас, хотя целый ряд болезней и сошел на нет, им на смену пришли другие. Потому, несмотря на все колоссальные достижения медицины, верными и поныне остаются слова псалмопевца и пророка Давида:
"Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" (Лс. 89: 10). А это - уже религия.
Для правильного понимания этой проблемы, то есть взаимоотношения религии и медицины, невозможно обойти саму основу, а именно библейскую антропологию.

Болезнь и грех

Испытание болезнью должно возбудить в человеке сознание греха. В просительных псалмах это и отмечается: мольба об исцелении всегда сопровождается признанием грехов: "Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою... Смердят, гноятся раны мои от безумия моего" (Пс. 37: 4-6). Однако встает вопрос, является ли каждая болезнь следствием грехов болящего? И ответ на этот вопрос не всегда ясен.
Медицина у библейских народов была в ведении жрецов и в известной мере она сохраняла связь с магией. Библия своему народу запрещает применении магии, связанной с идолопоклонничеством. Но в Ветхом Завете связь священника с врачевателем была очень тесной. При религиозном взгляде на болезнь исцеление понималось как знамение того, что человек прощен Богом, "ибо Я Господь (Бог твой), целитель твой" (Исх. 15: 26). В цепом медицинские знания были крайне поверхностны: не обнаружено никаких следов существования медицинского образования в библейской Палестине. В Библии до эпохи Царств нет никакого упоминания о врачах. Как и в Древнем Египте откуда вышли евреи, медицинские обязанности в годы исхода нередко исполнялись священниками. Они осматривали больного в случае проказы, налагали карантин, следили за санитарным состоянием стана и соблюдением личной гигиены. Вся 13 глава Книги Левит посвящена дифференциальной диагностике кожных заболеваний, 14 глава - диагнозу и лечению проказы, 15 глава содержит предписания о чистоте тела мужчины и женщины.
Из 2 Книги Паралипоменон (16: 12) известно, что Аса, царь Иудейский, "в болезни своей взыскал не Господа, а врачей". Летописец упрекает Асу в том, что тот обратился не к Господу, но только к врачам, чтобы исцелиться от болезни, которая была карой Божией.
38 глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в свою очередь содержит настоящий гимн медицине: "Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он (Бог, - еп. К.) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни" (Сир. 38: 1-14).
В Новом Завете апостол Павел называет Луку "врачом возлюбленным" (Кол, 4:14).
Библия не занимается анатомией и физиологией, а прямо и четко указывает на земное в узком, а также в планетарном смысле этого слова, происхождение человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2:7).
Известно, что пропорция химических элементов человеческого" тела и земли примерно одна и та же. Человек - не инопланетянин, он не пришелец из других миров: он - земля и в землю уходит. Поэтому Екклесиаст и сказал "в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных " участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета! Все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах" (Ек. 3:18-20).
Однако хотя человек и дышит одним и тем же воздухом, что и презренные в Библии свинья и бродячий пес, и больше пяти минут не может прожить без этого воздуха, ибо "одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом", человек был поставлен над миром. Творя человеческую природу, Бог действует особенным образом; то, что в богословии называется предвечным Советом Троицы, - как бы сосредотачиваясь, прежде чем эту человеческую природу сотворить: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу твоему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:26-28).
Человек потому способен и призван быть не только в мире, но и стоять над миром, что Сам Бог "вдохнул в лице его дыхание жизни". И вот это живое существо, наделенное образом Божиим, стало называться человеком.
Итак, человек состоит из двух основных элементов: материального тела и духовной бессмертной души.
В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом "басар", в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело - (лат. Согриз) и плоть , то есть примерно то, что теперь в дистологии называется "тканью и представляет собой нижестоящее понятие - структурную организацию тела. Тело есть совокупность слаженно действующих органов, состоящих из ткани.
В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по своему существу (о "плотском человеке" апостола Павла скажем ниже). Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: "Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня... кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня" (Иов. 10:9,11). Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача, и Псалмопевец славит Бога: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей Славлю Тебя, потому что я дивно устроен" (Пс. 138:13,14). Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим: "Слово стало плотию" (Ин. 1: 14). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин плоть" вносит некоторую смысловую двойственность, говорит: "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5:29-30).
В Послании к Евреям (2:14) апостол Павел еще больше утверждает достоинство плоти: "Как дети причастны плоти и крови, то и Он (Иисус, - еп. К.) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола". Поэтому и в молитвах, связанных с Причащением (до и после него), встречаются не только выражения "тела" Христова, но и "плоть". Например, в молитве перед Святым Причащением святитель Василий Великий обращается к Иисусу Христу: "Безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости, в последние дни в плоть оболкийся...". Или же в благодарственной молитве святого Симеона Метафраста говорится: "Давый мне пищу плоть Твою волею... паче же пройдиво уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце... составы утверди с костьми в купе. Чувств просвети простую пятерицу".
Плоть представляется составной частью нашего телесного существа, когда человек здоров. Об этом говорят в контексте такие библейские выражения как "плоть и кровь", "Кость и плоть", "сердце и плоть". А в болезненном состоянии человека слово "плоть" может обозначать все тело, как, например, у царя Давида: "Чресла мои полны воспалениями и нет целого места в плоти моей" (Пс. 37:8) или у апостола Павла, когда он жалуется на "пакостника плоти", пишет к Галатам: "Хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не призрели искушения моего в плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня..." (Гал. 4:14). Когда же апостол Павел в Послании к Коринфянам о духовном человеке противопоставляет его человеку плотскому, то здесь дуализм не антропологический, а нравственный. Сказать, что человек - плотский, значит характеризовать его с той стороны его земного, телесного, внешнего аспеита, которая дает ему возможность выражать себя только (или преимущественно) посредством этой плоти.
Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, - оно выражает личность в ее главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царствии Божием не является полноценным состоянием личности. Поэтому тело должно воскрес нуть, как Сам Господь, ибо по слову Апостола "тела ваши суть члены Христовы" и храм живущего в вас Святого Духа" (1 Кор 6-15,19).
В ветхозаветном понимании тело достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то, и другое выражает человека во всей его совокупности. Новый Завет более подчеркивает достоинство тела. Тогда как плоть возвращается в землю, - тело посвящено Господу. Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: "Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Флп. 3:21), станет "телом духовным" по образу небесного Адама (1 Кор. 15:44,49).
Понятие "душа" в библейском смысле этого слова отличается от нашего обыденного понимания. Наше сознание чаще всего представляет человека состоящим из тела и души, как сосуд с несмешивающимися жидкостями (скажем, с водой и маслом). В Библии душа имеет очень много значений, и все зависит от контекста.
В общем же душа обозначает всего человека: поскольку он оживлен духом жизни, но душа не является "частью", образующей в соединении с телом человеческое существо. Собственно говоря, душа не обитает в теле, а выражается телом, которое в свою очередь, как и плоть, обозначает всего живого человека. Поэтому понятия "жизнь" и "душа" часто оказываются равнозначными.
Душа как субъект совпадает с нашим "Я" также, как и библейские "сердце" или "плоть", но с большим оттенком внутренней углубленности и жизненной силы. Это "Я" выражается в различных видах деятельности, которые даже не всегда духовны.
Так, например, в одной из притч Христовых богач говорит: Скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: "безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя" (Лк. 12:19-20).
Душа - это символ жизни, но не ее источник. Источник жизни - Бог, действующий посредством Своего Духа. "И вдунул (Бог, - еп. К.) в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2:7).
Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира - материальный и духовный. Потому процесс их разделения, или смерти, так страшен и томителен для человека, что он перестает быть человеком. Несомненно, душа нуждается в теле, а тело в душе. Душа не совершенна без тела, а тело не совершенно без души.
Существует также тесная связь между духом и мозговой деятельностью. Всякая духовная деятельность связана с мозговой; всякая мозговая деятельность имеет духовный аспект. Человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, не сможет рассуждать здраво. Также, как и самый великий музыкант не смог бы исполнить шедевр на разбитом фортепиано. Душа не будет свободной в своем выборе, если ее парализует плохая работа организма.
Существует разрываемая только смертью органичная связь между душой и телом. Через болезнь уже начинает проявляться власть смерти над человеком, и поэтому Библия касается, в основном, религиозного значения болезни.

 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 14:54 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ: ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ

(Православная газета № 12 (70) 1997 г.)

Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.
С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества - стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь - закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.
"Причина болезни - грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость",- утверждал преподобный Ефрем Сирин. "Неужели все болезни от грехов? - спрашивал святитель Иоанн Златоуст. - Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни". "Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек", - говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что "болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение".
Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: "...дано мне жало в плоть... удручать меня, чтобы я не превозносился" (2 Кор. 12, 7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.
Таким образом, святые отцы несчитали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.
В XX веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание. Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.
"Болезную, братие, вместе с вами, - говорит св. Киприан в Слове о падших. - Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада..." Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно также, как для мужчины труд в поте лица. В Ветхом Завете часто рядом стоят "труд и болезнь" (Пс. 89, 10), а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет. "...и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове..." Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.
Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляют думать об их святости и об истинности православных путей спасения души.
Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности - вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?
С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: "Прежде болезни заботься о себе..." (Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу. "Здоровье есть дар Божий, - говорил преп. Серафим Саровский, - но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.
В рассказе "Живые мощи" ("Записки охотника") И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению. Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было "очень томно", затем она "привыкла, обтерпелась" и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух. Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда "припасенная ключевая вода". В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. "Послал Он мне крест - значит, Он меня любит..." - это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради "Рассказывали, - пишет И.С.Тургенев,- что в самый день кончины она все слышала колокольный звон... Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а "сверху". Вероятно, она не посмела сказать с неба.
Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием - подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.
Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг - молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии, лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых.
Некоторые больные (обычно из монашествующих) этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое рещение, если оно принято без ведома духовника, яляется греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию.
Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен" (Сир. 38, 12). Итак, лечиться необходимо, важно другое - как и у кого.

В. ЖОХОВ,
священник и врач г. Москва

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 14:15 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Как смотреть на лечение? Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению. Поэтому, болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих — и смерть моя, и жизнь. Но Ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку, и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет. Нужно при этом знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усматривать волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы, например, рак печени и т.п. Спрашивается: можно ли в подобных болезнях решаться на предлагаемые операции? Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary3.html
 
КлирДата: Пятница, 21.01.2011, 15:09 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Уроки Православия. Правильное отношение к врачам, болезням и лечению. Ч 1-2 (ТК Союз 2010-10-19)
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=18891
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=18892
 
461119Дата: Понедельник, 28.02.2011, 14:52 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что болезни - это напоминание нам от Господа, что смерть наша не за горами, и следует нам очистить все прошлое искренним сокрушением, покаянием, принятием Святых Таин. Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человека. Эта мысль раскрыта многими Святыми Отцами. Дело вот в чем. Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека новым по образу Божию, точнее - по образу Спасителя Иисуса Христа.

Игумен Никон (Воробьев)

 
TimonaДата: Воскресенье, 01.05.2011, 21:41 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Я инвалид детства, и мне рекомендовали несколько упражнений по восстановлению здоровья. Вопрос: ведь все мы сыны Божий, и Ему было угодно, чтобы я был инвалид, так можно ли мне делать эту зарядку с церковной точки зрения?
Лечебная гимнастика вполне допустима для христианина Желаю Вам выздоровления".

архим. Рафаил К.

 
Форум » Православная медицина » Проблемы со здоровьем » Отношение к болезни
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа