Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 03:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Когда пить не грех? - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Пьянство » Когда пить не грех?
Когда пить не грех?
КлирДата: Четверг, 11.03.2010, 21:02 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Вопросы и ответы о вине
 
TimonaДата: Воскресенье, 12.09.2010, 15:58 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Феодор Студит (Подвижнические монахам наставления, сл.105): «Вино да приемлется по малому утешению, и то в дни праздничные, при утомительных крайне трудах, при болезнях и когда сходить, куда предлежит, не близко; в другое же время следует довольствоваться одною чашею, и много - много двумя».

Добавлено (12.09.2010, 15:58)
---------------------------------------------
Иоанн Златоуст (т.2, ч.1 бес.1): «… «употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). …Павел… не совестился и не стыдился писать Тимофею, чтобы он прибегал к услугам вина. (Представляется это особенно важным) не потому, что постыдно пить вино, - да не будет! это учение еретиков, - а потому, что он не почитал стыдом того, что без помощи вина нельзя исправить болящего члена, и так был далек от стыда за это, что выставил даже это (наставление) на вид всем будущим поколениям. …(Тимофей) так презирал роскошь и смеялся над пышным столом, что впал даже в недуг от слишком сурового образа жизни и чрезмерного поста. Что он был таким не от природы, а постом и употреблением воды разрушил силу желудка, послушайте, как сам Павел определенно говорит об этом. Он не просто сказал: "употребляй немного вина", а, сказав наперед: "впредь пей не одну воду", затем уже присоединил совет употреблять вино; словом же: "впредь" он обозначал, что до того времени Тимофей пил воду и вследствие этого стал болен. Кто не подивится его любомудрию и строгости? …Некоторым кажется, что это наставление и совет ««употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23)) дают оправдание для более беззастенчивого употребления вина. На самом деле не так. Если кто-нибудь тщательно исследует это изречение, то увидит, что наставление предписывает скорее пост. Заметь, в самом деле, что Павел дал этот совет не сначала и не с первых шагов, а посоветовал тогда только, когда увидел, что все силы (у Тимофея) уже подорваны. И тогда он не просто посоветовал, а с некоторым предварительным ограничением; не просто сказал он: "вино употребляй", а: "немного вина"; не потому, что Тимофей нуждался в таком наставлении и совете, а потому, что мы нуждаемся. Написав послание ему, он ставит нам меру и пределы употребления вина, повелевая пить столько, сколько надо для того, чтобы восстановить ослабевшие силы, сколько требуется, чтобы доставить здоровье телу, а не новую еще болезнь, потому что неумеренное питье вина не меньше, чем и чрезвычайное употребление воды, даже гораздо больше причиняет тяжких болезней и душе и телу, производя борьбу страстей, внося в ум бурю нечистых помыслов, расслабляя и расшатывая силы тела. Не так разрушается земля, обременяемая постоянным обилием вод, как расшатывается, расслабляется и исчезает сила тела, постоянно затопляемая питьем вина. Будем поэтому избегать крайностей с той и другой стороны, заботясь и о здоровье тела и сдерживая его необузданные порывы. Вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели, ибо "вино", говорится, "веселит сердце человека" (Пс. 103:15), а ты делаешь его причиной печали. И действительно, чрезмерно упивающиеся бывают мрачны духом, так как над умом их разливается великий мрак».

 
LianaДата: Воскресенье, 12.09.2010, 16:45 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт Василий Великий : «Видал я еще иных сластолюбцев, которые, по чрезмерному любострастию, под предлогом печали обращались к вину и пьянству, и покушались извинить свою невоздержанность словами Соломона, который говорит: «дадите» вина «сущим в печалех» (Притч.31:6). Но это - приточное слово, которым не позволение упиваться дано, но поддерживается жизнь человеческая. Не говорю уже о загадочном смысле сего изречения, по которому под вином разумеется умственное веселье; и по первому представляющемуся в речении смыслу не малое выражается в нем попечение о том, чтоб безутешные и горько плачущие, предавшись слишком плачу, не вознерадели о пище, но чтобы, как хлебом укреплялось сердце любителя грусти, так вином поддерживались упадшие силы. А винолюбцы и пьяницы не печаль утоляют, но обменивают одно зло на другое, и став какими-то неблагонамеренными посредниками, одни душевные болезни меняют на другие. Подражая тем, которые уравнивают тяжести на весах, они столько же убавляют печали, сколько прибавляют сластолюбия. Впрочем, думаю, что вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того наливаться вином, чтобы оно производило помрачение рассудка; потому что скорбь не вытекает вместе с вином, а между тем в душе является новое зло - пьянство. Если же рассудок есть врач печали; то крайним злом будет пьянство, препятствующее врачеванию души».
 
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 21:50 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Священник Георгий Балакин
Обязательно ли православному выпивать?
От редакции: Статью, которую мы публикуем, редакция получила с сопроводительным письмом следующего содержания: «Здравствуйте, уважаемая редакция! Внимательно прочитал обсуждение статьи протоиерея Алексия Бабурина «Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий» и не смог остаться равнодушным после высказываний некоторых участников о том, что "нужно научить людей пить в рамках культурной традиции". Хотелось бы высказать свое отношение к данной проблеме. Предлагаю к обсуждению на форуме "Русской Линии" свою статью "Обязательно ли православным выпивать". С уважением священник Георгий Балакин». Мы благодарим отца Георгия за прекрасную статью-проповедь и считаем, что текст ее заслуживает серьезного обсуждения.

Странный вопрос скажете вы. Человек вправе сам решать: пить или не пить.

Однако если посетить свадьбу или день рождения, корпоративную вечеринку или праздничный банкет, то легко можно убедиться в том, что свободы в данном вопросе просто не существует. Оказывается, что пусть не всегда, пусть не по всякому поводу, но пьют спиртное практически все. Пусть помаленьку, но пьют. Пьют мужчины и женщины, бизнесмены и безработные, интеллигенты и «работяги». Пьют РУССКИЕ.

Про наш регион – Горный Алтай говорят, что это место, где встречаются три религии, три культуры. И действительно у нас проживают русские (православные), алтайцы (большинство – православные, но есть среди них буддисты и язычники) и казахи (мусульмане). В 2006 году праздновалось 250-летие вхождения Горного Алтая в состав России, так вот одно из праздничных мероприятий начиналось тем, что гостей встречали и угощали девушки в национальных костюмах. Девушка в алтайской одежде с милой улыбкой предлагала молоко, одетая по-казахски – кумыс. Румяная русская красавица в сарафане и кокошнике, с косой до пояса потчевала водкой. А мне стало до боли обидно! Ну почему!? Почему так живуч этот миф, что на Руси всегда пили!? И почему так упорно утверждается, что народ, построивший величайшее государство, создавший богатейшую культуру, победивший сильнейших и свирепейших врагов – это ПЬЯНЫЙ народ?!

Когда я стал задавать этот вопрос разным людям, то многие из них просто искренне недоумевали: Как так, – говорили – ведь еще князь Владимир, выбирая веру, сказал, что «веселие Руси есть питие», и именно то, что Церковь не запрещает вино, и сыграло значительную роль в том, что мы теперь православные…

Действительно, Церковь вино не запрещает. И сегодня не редкость, когда русские девушки выходят замуж за мусульман, только потому, что в Коране есть запрет на спиртное…

Но ведь Церковь не поощряет пьянство. Более того: «пьяницы… Царства Божия не наследуют.» (1 Кор.6; 10). Так пить или не пить православным?!

Сторонники «пития» обычно свою концепцию, как щитом, закрывают 51 Правилом от Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Такожде и мирянин».

При этом получается какое-то однобокое прочтение. Делается вывод, что епископ, или пресвитер, или диакон, также и мирянин не пьют вино – то подлежат анафеме. Простите, а как же епископы, которые не употребляют мяса и тем более удалились от брака??? Ведь у нас весь епископат – монашествующие. Давайте будем последовательны: если ради подвига воздержания можно не есть мяса и не создавать семью, то и воздержание от алкогольных напитков давайте не будем огульно называть гнушением. Замечательный пример дает нам Апостол Павел: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8; 8 – 9). В наше время пищей мало кто соблазняется, а вот питием…

И еще. Брак был благословлен Богом в раю, до грехопадения. Мясная пища благословляется после Великого Потопа… А вот вина, согласно Библии, Господь не создавал. Он подарил человеку виноградную лозу. А первый опыт общения с вином принес горе человеку – вспомните опьяневшего Ноя в шатре и последовавшее за этим разделение в семье (Быт. 9).

И вообще – позвольте разгневаться!!! До каких пор мы будем считать все спиртные «напитки» (прости меня Господи, да и напитки ли они!) тем вином, о котором говорится в Священном Писании и Правилах Апостольских?! На языке Библии вино – не водка и не коньяк. В античном мире, как известно, водки вообще не было, а про неразбавленное вино достаточно красноречиво говорит одна из эпитафий: «Он жил как раб – пил неразбавленное вино». В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость, терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха. Крепким считалось вино, имеющее не более 10% алкоголя. И пили его, добавляя в него до 2/3 теплую воду. Т.е. в напитке оставалось не более 3 – 4% спирта. Сегодня – крепость главная ценность спиртных «напитков». Пиво пьют литрами, «вино» – бокалами, водку – стопками. Если задаться вопросом – почему-то ответ найти не трудно. В литре слабого пива, в стакане креплёного вина этилового спирта содержится примерно столько же, как в рюмке водки! Человек пьет спиртное ради спирта, но не ради «букета» или пивных дрожжей. А этиловый спирт, – «наркотик, подрывающий здоровье населения», это выписка из решения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 1975 г. Так неужели 51 Апостольское правило обязывает христиан пить отраву? Наверное, нет. Наверное, то вино, что делает виноградарь, и то пойло что заполняют прилавки магазинов – разные вещи. Почти диаметрально противоположные. Как, например, православный священник и буддийский лама или шаман – для безбожников там и там служитель культа, так и человеку алкоголизированному и водка – «вино», и медицинский спирт – «вино», и смесь воды, спирта, красителя и ароматизатора – «вино», и «Антилед» – «вино»! И все ему 51 правило не только разрешает, но и даже предписывает пить!..

А вот православный христианин вполне даже имеет право гнушаться таким вином. Во-первых, потому что ни водки, ни пива, ни коньяка, ни «трояра», ни «Антиледа» Творец Вселенной не создавал, и если в природе существуют спирты, то явно не в пищу и питие. А во-вторых, давно пора признать, что все мы – русские люди сегодня смертельно больны алкоголизмом. Если я, например, могу пить или не пить совершенно одинаково, то для четверых из пяти моих соседей одна-единственная рюмка является тем омутом, попав в который им не выбраться. И сегодня мы все вместе просто обязаны совершать подвиг воздержания, к чему, кстати, и призывает 51 Апостольское Правило.

А что касается знаменитого афоризма св. кн. Владимира, – то ведь это он говорил еще будучи не христианином. Он еще искал веру и рассуждал, как язычник, который не знает иных радостей, кроме земных сладостей… А вот когда он, прозревши духовно и телесно, вышел из Св. Купели, то и радость ТРЕЗВЕНИЯ открылась ему. Потому и на пирах Св. Князь угощал не столько питием опьяняющим, сколько питием отрезвляющим – чтением Священного Писания и душеспасительной литературы…

…Когда в церковной среде поднимается вопрос о трезвости, то сторонники культурного пития обычно отбиваются таким аргументом, мол Сам Господь Иисус Христос первое чудо совершил на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино, и устанавливая Таинство Евхаристии опять-таки вместе с хлебом избрал вино…

Что касается Первого чуда – то здесь мне возразить особо нечего, кроме того, что как-то встретилось такое утверждение, что «доброе вино» на языке Библии это свежий виноградный сок… Я принимаю это утверждение на веру, и ничего доказывать или опровергать не стану. Просто как-то трудно поверить в то, чтобы Христос, пришедший восстановить в человеке Образ Божий начал Свое служение с того, что содействовал бы окончательной потере образа человеческого в пирующих…

 
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 21:50 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
А вот что касается Евхаристии. Здесь просто необходимо проговорить два момента.

Первое. Довольно часто можно слышать, что в Церкви причащают вином. Более грязную хулу трудно придумать… Вином «причащают» в кабаке, а в Церкви мы Причащаемся Плоти и Крови Христовых…

Второе. Как известно, у нас в Сибири виноделие не практикуется. Брагу – варят, самогон – гонят, к сожалению! А вино, настоящее, красное, виноградное – никто не делает. В 2000 году я пробовал получить вино из купленного винограда, но служить на нем не дерзнул. А то, что у нас продается под названием «Кагор» – в 98% случаев подделка. Синтетический компот на техническом спирте. И некоторые батюшки, за неимением лучшего вынуждены брать это на проскомидию. Я знаю, что Поместный Собор 1917-18 годов рассматривал возможность служения по необходимости на заменителях, в частности на вишневой настойке, знаю, что многие подвижники в сталинских лагерях литургисали на клюквенном соке. А как быть нам, деревенским священникам, если марочный кагор не по карману, а то, что доступно – и рядом с виноградом не стояло? Не является ли кощунством принесение в Алтарь «вина» только по надписи на этикетке?

Наверное, настало время обсудить и решить этот вопрос самым серьезнейшим образом. Тем более, что за полтора десятка лет служения священником мне встретилось немало собратий по службе, имеющих алкогольную зависимость. А традиция «запивать» после потребления Даров, увы, не поспособствовала освобождению от оной. А вот если бы вино, приносимое в Алтарь, имело не более 7-9% спирта, или вообще его не имело, то эта проблема растаяла бы как дым…

И последнее. Сколько я себя помню – особо положительного отношения к спиртному у меня никогда не было. Однако были в моей жизни и периоды сознательной трезвости, но чаще я, как и многие, не выдерживал давления порочной традиции. Слава Богу, алкоголиком, в физиологическом значении данного слова я не стал, но вот как праздновать без вина, как принимать гостей, как, в конце концов, просто расслабляться – вот тут я стоял на твердых позициях культуропитейства. Пока мне не попалась книга выдающегося борца за трезвость, талантливейшего врача, замечательнейшего человека Ф.Г.Углова «Самоубийцы». Вот выписка из этой книги:

«Нет такого заболевания, течение, которого не ухудшилось бы от употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не страдал от приёма спиртных напитков. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг.

Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени она будет 1,45, в спинно-мозговой жидкости – 1,50, и в головном мозге – 1,75.

При вскрытии наибольшие изменения имеют место в мозгу. Твердая мозговая оболочка напряжена, мягкие оболочки отёчны, полнокровны. Головной мозг резко отёчен, сосуды расширены, множество мелких кист диаметром 1-2 мм. Эти мелкие кисты образовались в местах кровоизлияний и некроза (омертвления) участков вещества мозга.

Но не в этом самое большое зло алкоголя. У лиц, употребляющих спиртные напитки, выявляется раннее склеивание эритроцитов, красных кровяных шариков. Чем выше концентрация спирта, тем более выражен процесс склеивания. В мозгу, где склеивание сильнее, так как концентрация спирта выше, оно приводит к тяжёлым последствиям: в мельчайших капиллярах, которые проводят кровь к отдельным мозговым клеткам, диаметр их приближается к диаметру эритроцита. И если произойдёт их склеивание, они закроют просвет капилляра. Снабжение мозговой клетки кислородом прекратится. Такое кислородное голодание, если оно продолжается 5-10 минут, приводит к омертвлению, то есть к необратимой утрате мозговой клетки. И чем выше концентрация спирта в крови, тем сильнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток гибнет.

Вскрытия «умеренно» пьющих показали, что в их мозгу обнаруживаются целые «кладбища» из погибших корковых клеток.

Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких лет употребления спиртного. У всех обследуемых установлено уменьшение объема мозга, или, как говорят, «сморщенный мозг». Причём, изменения выражены больше всего в тех отделах коры головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти и т.п.»

Вот это меня поразило больше всего. Я не позволял себе напиваться. Никогда не «опохмелялся», но даже самое скромное «возлияние» довольно ощутимо стало отражаться на способностях памяти. Комментарии, как говорится, стали излишними…

Хорошо, – сказал я себе. Я пить не буду и это мне нетрудно. На приходе также не сложно провозгласить «сухой закон». А не потеряем ли мы чего-то?

Между тем приближался Престольный праздник 2006 года.

Наш Престольный всегда в понедельник – День Святаго Духа. И всегда это был рабочий день. А в 2006 году наш Праздник совпал с Днем Независимости России, и мы ждали небывалое стечение народа. После Литургии и Крестного хода всем, прямо в церковной ограде было предложено небольшое угощение для подкрепления телесных сил богомольцев, затем состоялся концерт Воскресной школы, различных творческих коллективов и личностей. А затем священники, участвовавшие в службе, пошли в гости к настоятелю. И вот здесь мы провели эксперимент. Спиртного покупать не стали, а на стол поставили виноградный сок, разлитый в фужеры. Когда все помолились и расселись за столом – я сказал тост. Поздравил всех с праздником, поблагодарил за предпринятый труд, и предложил выпить того вина, что в древности ценилось гораздо выше, чем вина в современном понимании. Некоторые батюшки не сразу поняли, о чем идет речь, но в итоге – никто не обиделся. За столом мы посидели нисколько не только не хуже, чем со спиртным, а много лучше. Не было чувств тяжести в желудке, тупости в голове, а ощущение праздника осталось до позднего вечера.

Следует добавить, что Престольные праздники 2007 и 2008 годов, несмотря на отсутствие спиртного, собрали еще больше народа и прошли с еще бОльшей радостью. Как и многие другие события нашей приходской жизни…

Например, в этом году после Престольного мы всем приходом, с детьми, выехали на берег реки. Сварили уху, пожарили шашлык, поиграли в футбол и волейбол, попели песни, да просто повеселились. И без капли спиртного. И даже никто не вспомнил, что чего-то не хватает, а отдохнули великолепно…

…Не вино, и не спирт виноваты в том, что наш величайший, талантливейший, трудолюбивейший и могущественнейший народ тонет в пьяном омуте, теряя, может быть и безвозвратно те дарования, которые в прошлом возвеличили его. Виноват сам народ, а это значит – я, мой брат, мой сосед, виноваты в том, что разучились без дурмана радоваться, переносить скорби и просто общаться. И сегодня спиртное нам всем смертельно противопоказано. Если мой организм еще может расщеплять Це-два-Аш-пять-О-Аш, то где гарантия, что организм моего сынишки или внука будет справляться с этой задачей?

Обидно и больно, когда люди православные, иногда – священники начинают убедительно вещать, что пить можно и нужно, только в меру, умеючи, культурно…

На самом деле культура и пьянство понятия не совместимые, и нам, людям церковным, нужно хранить трезвомыслие. И не пьянство реабилитировать, а содействовать реальному отрезвлению смертельно больного народа.

Начиная с себя.
Благочинный благочиннического округа Республика Алтай, Барнаульско-Алтайской епархии, настоятель Духосошественской церкви с. Майма священник Георгий БАЛАКИН
http://www.irkutsk.orthodoxy.ru/monitor.php?ID=1577

 
Форум » Грехи » Пьянство » Когда пить не грех?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа