Познание основ православной веры

Среда, 17.04.2024, 00:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Вы - боги - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Дух, душа и тело » Вы - боги
Вы - боги
КлирДата: Воскресенье, 18.04.2010, 18:07 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт.Игнатий Брянчанинов говорил о том, что назначение человека - быть храмом Всесовершенного Бога. "Ум человека долженствовал быть умом Божиим (1 Кор. 2, 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим (1 Кор. 7, 12; 2 Кор. 13, 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6, 17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5, 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4) ! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! Такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6). В таком состоянии находился наш праотец немедленно по сотворении его, так что слова, сказанные им о жене, Спаситель мира прямо назвал Словами Божиими (Быт. 2, 24; Мф. 19, 4, 5).
 
461119Дата: Воскресенье, 18.04.2010, 18:55 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Клир)
назначение человека - быть храмом Всесовершенного Бога

Человек - существо, ради которого создан мир. У него также есть особый, состоящий из трех частей логос. Из догматического богословия:

1. Логос бытия, согласно которому человек создается из души и тела и, таким образом, причастен как к миру ангельскому, так и к миру вещественному.

2. Логос благобытия, определяющий нормы деятельности человека и добрые задатки его души.

3. Логос вечнобытия, определяющий высшую цель Промысла, - обожение человека, соединение его с Богом в вечности.

Преподобный Максим Исповедник пишет: "Идеи (логосы) сущего, прежде век предустановленные Богом, как знает Он Сам, - те, которые у божественных мужей обычно называются также благими хотениями (Божиими) - хотя и невидимы, однако созерцаются (нами), будучи "помышляемы" через рассматривание творений. Ибо все творения Божий, с должным искусством умозрительно созерцаемые нами по естеству, возвещают нам сокровенно те идеи, по которым они получили бытие, и вместе с собой выявляют в каждом творении Божие намерение"

Сообщение отредактировал 461119 - Воскресенье, 18.04.2010, 18:57
 
LianaДата: Вторник, 11.05.2010, 18:42 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Авва Фаласий (Добротолюбие, т.3, сотн.2, ст.58): «Никто пусть не думает, что он действительно сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божественных черт».
 
461119Дата: Воскресенье, 30.05.2010, 19:41 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
 
deloДата: Среда, 09.06.2010, 13:23 | Сообщение # 5
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Вы - боги

Вы - трупы. Как-то на проповеди про грешников один батюшка сказал - вы - живые трупы, когда в своей слепоте не видите грехов.

 
LianaДата: Среда, 09.06.2010, 13:24 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Игнатий Брянчанинов: Трупом по справедливости должна быть названа душа, пораженная вечною смертью: отчуждением от Христа.

Григорий Палама (Омилии. Т.1):..Разумная душа, будучи отделена от Бога, не только становится инертной в отношении благой деятельности, но и сама по себе становится деятельной в дурном отношении, жительствуя, несчастная, до такой степени беспорядочно (а затем также продолжая жить и в разделении с телом), что, наконец, во время суда, вместе с телом, в неразрешимой и невыносимой связи, будет предана вечному мучению, уготованному для диавола и ангелов его; потому что и все они — мертвы, хотя и деятельны на зло, — потому что они справедливо были отвержены от Бога, Который есть Сама Жизнь.

Сообщение отредактировал Liana - Среда, 09.06.2010, 13:24
 
ToffiДата: Вторник, 15.06.2010, 20:02 | Сообщение # 7
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Будете как боги
Психокульты – деградация души в процессе "личностного роста"
http://www.k-istine.ru/psychocults/psychocults_trainings-06.htm
 
RosaДата: Среда, 10.11.2010, 17:55 | Сообщение # 8
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Игнатий Брянчанинов: Разумный образ Божий! Рассмотри: к какой славе, к какому совершенству, к какому величию ты призван, предназначен Богом!
Непостижимая премудрость Создателя предоставила тебе сделать из себя то, что пожелаешь сделать.
Разумный образ Божий! Неужели ты не захочешь пребыть достойным образом Божиим, захочешь исказить себя, уничтожишь подобие, превратишься в образ диавола, низойдешь к достоинству бессловесных?
Не всуе излил Бог свои блага, не напрасно совершил чудное мироздание, не тщетно почтил предварительным совещанием создание Своего образа, не безотчетливо Собой искупил его, когда он пал! Во всех дарах Своих Он потребует отчета. Он будет судить, как употреблены Его щедроты, как оценено Его вочеловечение, как оценена кровь Его, пролитая за нас при нашем искуплении.
Горе, горе тварям, пренебрегшим благодеяниями Бога, Создателя-Искупителя!
Огонь вечный, бездна огненная, зажженная давно, неугасимая, приготовленная для диавола и ангелов его, ожидает образы Божии, искаженные, сделавшиеся непотребными. Там они будут гореть вечно, не сгорать вечно!
Братия! Доколе мы странствуем на земле, доколе мы в преддверии к вечности - в этом видимом мире - постараемся привести в правильность черты образа Божия, напечатленного Богом на душах наших, дать оттенкам и цветам подобия красоту, живость, свежесть, и Бог, на испытании страшном, признает нас способными к вступлению в Его вечный, блаженный чертог, в Его вечный день, в Его вечные праздник и торжество.
Ободримся, маловерные! Подвигнемся, ленивые! Подобострастный нам человек, сперва в омрачении своем гнавший Церковь Божию, бывший противником, врагом Бога, столько исправил в себе, по обращении своем, Богоданный Божественный образ, столько усовершенствовал подобие, что с дерзновением возвещает о себе: …»и уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал. 2. 20)
Никто да не усомнится в истине этого гласа! Этот глас был столько преисполнен всесвятой Истины, столько содействовал ему Дух Святой, что на глас Павла воскресали мертвецы, демоны исходили из мучимых ими людей, умолкали бесовские прорицалища, враги Света Божия лишались света очей, язычники отвергли своих идолов, познали Христа - истинного Бога, и поклонились Ему. Аминь.

Добавлено (10.11.2010, 17:55)
---------------------------------------------
ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Целью христианской жизни является спасение души. Отголоски идеи спасения можно найти во всех древних религиях, как самое дорогое упование, вливающее бодрость и жизнерадостность. Дети Адама и Евы, услыхав от родителей своих благовестие обетованной надежды на возвращение в рай чрез Семя Жены, передали эту истину последующим поколениям. Но в силу поврежденности человечества грехом и нравственного огрубения его, чистота первобытного боговедения помрачилась.
Потускнели, огрубели и исказились у отдельных потомков Адама понятия о главной религиозной истине - спасении.
Христианство является единственной религией, которая вполне раскрывает истинное понятие о спасении души и, главное, указывает на способы осуществления спасения и дает силы для этого осуществления.
Христианство, беря человека в его обычном, земном существовании, далеко от идеализации этого состояния. Наоборот, оно, совершенно реально и жизненно разбирая наличное состояние человека, утверждает, что это состояние не есть то нормальное состояние, которое является достойным человека как образа Божия, как венца творения. Оно указывает причины такой порчи человеческой жизни, раскрывает сущность этой порчи и предлагает самый путь для изменения испорченности человеческой природы и восстановления ее в первозданном состоянии.
Практическое оправдание своих взглядов и упований оно видит в Живой Личности Богочеловека Христа и в лице бесчисленного множества христиан, достигших в разные времена и в разных внешних обстоятельствах своего положения уврачевания своей природы, на деле показавших образцы возвышенной, небесной жизни. Этим оно показывает свою вечную юность, жизненность и общечеловеческую универсальность.
Каким является - по воззрениям христианства - нормальное состояние человека как созданного по образу Бога разумного существа? Оно заключается в том, чтобы пребывать в свободном и нерасторжимом союзе любви с Творцом, Источником жизни и блаженства.
Развивать черты образа Божия в себе - разум, волю, чувства - стремление к Первообразу, для уподобления Ему, для возможно полнейшего отражения в себе Его совершенств святостью жизни, - вообще говоря - в бесконечном нравственном совершенствовании, осуществляемом свободным к тому стремлением воли, - вот что было достойной человека деятельностью на земле, поскольку этот труд поддерживал и углублял жизнь в Боге и с Богом.
Свобода воли - одна из основных и существенных черт образа Божия - должна была содействовать нравственному росту человека, сознательно направляя деятельность его в пределах послушания любви Отчей. Естественно, что, не разрушая свободы, то есть не лишая человека этого основного украшения личности, нельзя было уничтожить в воле возможность склонения ко злу.
То не добродетель, что делается по принуждению.
Возможность не грешить есть состояние свободы, а невозможность грешить - это или состояние существа несвободного, или, чрез навык в добре - достижение состояния, подобного состоянию святых ангелов, которые уже утвердились в добре.
Первозданный человек, находясь в единении со своим Творцом, должен был постепенно утверждаться в добре и укрепляться духовно, чтобы достигнуть состояния, при котором грех стал бы уже невозможным, подобно тому как невозможен грех для утвердившихся в добре ангелов.
Но человек, вместо того, чтобы возвышаться до невозможности греха, осуществил возможность зла. Осуществление этой возможности чрез послушание злому внушению есть преступление, грех, который чрез человека вошел в мир, а за ним смерть и все зло. Для упражнения в свободном самоопределении воли дана была человеку заповедь воздержания. Нарушение заповеди, как акт свободы, делало поступок нравственно вменяемым.
Необходимо отметить, что материалом для образования мотивов к недолжному самоопределению воли не давал ни мир с его стройностью и целесообразностью, ни сам человек в его первозданной чистоте, ни Бог, Который есть Любовь. Эти мотивы или побуждения могли исходить только извне, от другой, свободно разумной личности, относящейся к Богу враждебно.
Бог открывался первозданному человеку как Существо Благое, полное любви. Для уничтожения такого представления требовалось внушить человеку понятие противоположное. Такое извращенное понятие о Боге есть ложь, и причиной, побудившей это боговраждебное существо на возбуждение в первозданном человеке сомнения в искренности любви к нему Бога, могла быть только зависть к его, человека, благодатному положению и стремление сблизить человека со свойствами и качествами своего боговраждебного существа.
В своем обольщении первых людей диавол действовал тем же путем, как и в последствии. Он клевещет на Бога, обвиняя Его в зависти, жестокости, влагая сомнение в искренности Его любви и отеческого попечения о людях. Наконец, обращает внимание на красоту и приятность предмета искушения, покрывая ум человека туманом богозабвения и бесстрашия.
Сущность нарушения заповеди, или грехопадение, заключалась в ложном склонении воли, проявившемся во вкушении запрещенного плода. Но оно имело глубочайшее внутреннее значение, так как в корне изменило все направление духовной жизни человека.
Хуже всего то, что после грехопадения состояние гордости и самонадеянности быстро укрепилось, привело к ожесточению и извращению понятия о всеведении Божием, запечатлелось нераскаянностью и потому не могло быть уврачевано прощением.
Райская жизнь кончилась. Люди были удалены из царства святости, да и сами они в состоянии богоотчужденности не могли не тяготиться этим царством. Надо было много пережить человеку, чтобы, унижаемый грехом, голодая духовно, он склонил гордую выю, осознал свою вину в употреблении во зло своей свободы, взыскал возвращения, как блудный сын евангельской притчи, в объятия Отчи.
Таким образом, грех, как проявление эгоизма, явился коренным злом, повлекшим за собой проклятие (расторжение тесной связи с Богом) и смерть.
Восстановление первозданного порядка, уничтожение греха в его сущности - эгоизм - и следствий греха проклятия и смерти, возвращение в рай, в царство Божией святости, или, что то же, восстановление богообщения чрез единение воли человеческой с волей Божественной - это и составляет сущность спасения души.
Но мог ли сам человек, потерявший или помрачивший истинные понятия о Боге, ниспадший в тьму нелепого идолослужения, погрузившийся в океан пороков и всецело поработившийся грубой чувственности и господству плоти, мог ли он сам возвратиться в Царствие Божие? Нет, не мог.
И не потому, что этого не допустило бы "разгневанное" Божество, но потому, что человек внутренне не был способен к такому возрождению. Требовалось что-то посредствующее между Богом в Его чистейшей духовной природе и человеком в его духовной немощи. Бог, как Огнь поядающий (Втор 4, 24), был нестерпим для поврежденной человеческой природы. Необходимо было снисхождение Божества, сокрытого в образе человека. Требовался как бы особый Родоначальник нового человечества, второй Адам.
Богочеловек Иисус Христос есть единственно возможный путь к восстановлению первоначальных отношений между Богом и человеком. Вот почему воплощение Сына Божия, Родоначальника человечества, способного быть обновленным, ознаменовало начало христианской эры, как новой жизни на земле.
Будучи во всем подобен людям, кроме греха, Богочеловек восстановил в Себе истинное благородство и красоту первозданного человека, в то же время сокрывая в образе Сына Человеческого славу Божества Своего, которая только однажды раскрылась на земле, да и то лишь в возможной для восприятия земнородных мере, на горе Преображения.
В Своем учении Иисус Христос раскрыл условия обновления греховного естества человека. Ближайшим условием для стяжания обновления со стороны человека являлась жизнь, сообразная с природой обновления, то есть вера во Христа Спасителя, свидетельствуемая жизнью по Евангелию, жизнью покаяния, выражаемой в отказе от начала эгоизма и во внутреннем пересозидании, в переломе жизни.
Как чуждый по своей природе греховного начала, Богочеловек должен был во всей силе подвергнуться злобе греховного мира и увидеть обращенным на Себя средоточие диавольского соблазна от самого князя мира и злобствующего по его воле человека, чтобы, "быв искушен, мог и искушаемым помочь" (Евр 2, 18). Своим примером Он освятил путь страданий и внутренней борьбы, соединенной с богопреданностью, как единственный путь духовного возрождения.
Божественное сердце Богочеловека любовию Своею вмещало в себя все согрешившее человечество, во всем его всемирном и всевременном объеме, и усвояло Себе, по безмерному состраданию, достигшему своего наивысшего напряжения в принятии крестной смерти, всю ту бездну страдания и скорби, которою мучим был род человеческий, отторгшийся своевольно от Божественной любви.
Когда в завершении этого величайшего момента Божественного истощения раздалось "Совершишася" человек, в лице Спасителя мира, был омыт жертвенною кровию и предстал Богу Отцу искупленным и очищенным пред судом правды Божией.
Хотя тайна искупления, как и другие тайны веры, трудно постигается в ее внутренней глубине, она осязательно и ощутимо познается в благодатных плодах ее. В переводе же на немощный для выражения небесных тайн человеческий язык она представляется в таком плане. Грех, как нарушение нравственного закона, сосредоточенного в совести, неразлучен, как тень от тела, со страданием, являющимся естественной карой нарушителю внутреннего закона. Однако это естественное возмездие не в силах освободить человека от внутреннего ощущения ответственности перед судом святой правды Божией.
Поэтому Сын Божий, соделавшись Человеком, всю бездну человеческих страданий за грех Адама и происшедших от него поколений, всю совокупность ответственности человечества пред судом святой правды Божией, берет на себя любовию Своего страждущего, усвояющего Себе все греховное человечество, сердца, как бы заключает в Свое Богочеловеческое сердце людей всех времен, бывших до Его воплощения и имеющих жить после.
Христос Спаситель с этим носимым в сердце человечеством совершает Свой крестный путь. Он - Жертва за всех людей. Все человечество соделалось как бы одно целое с Ним, будучи воспринято в жертвенном подвиге любви.
В Своих Богочеловеческих страданиях Он понес все страдания, как кару, равную, так сказать, совокупности греха человечества всех времен и народов, исчерпав всю глубину ответственности за грех пред святой правдой Божией.
В этой принесенной Спасителем мира всеумилостивляющей жертве за грех лежит глубочайшее основание для прощения грехов и невменения их верующим во Христа, прививающимся к Нему, как к живой Лозе, любовию своего сердца (Иоан. 15, 5).
Христос Искупитель и Спаситель дал право всякому человеку воспользоваться всеми благами, вытекающими из совершенного Им примирения грешного человека с Всесвятым Богом, каковые могут быть кратко выражены понятием "богосыновства", то есть преискреннейшего богообщения. Но эти блага воспринимаются только теми, кто верою во Христа, как в Ходатая, любовию к Нему, как к единому Спасителю, делаются как бы одно с Ним, подобно ветви на виноградной лозе.
При совершении всемирной Голгофской Жертвы верующий во Христа вмещался в Богочеловеческом состраждущем сердце, а посредством веры и любви, осуществляемых свободным волеизъявлением каждой личности,- вменяется ей искупление греха и примирение во Христе с Богом.
Воскрешенная и обновленная во Христе человеческая плоть возносится во Христе на небо. Таким образом в лице Богочеловека человечество, уверовавшее во Христа и возлюбившее Его, таинственнейше вводится в лоно жизни Триипостасного Божества, самым теснейшим образом соединяется с Божеством.
Следовательно, в Новом Адаме - Христе Спасителе - человечеству даруется несравненно больше, чем оно имело в Адаме первозданном: в первозданном Адаме было только приближение Бога к людям, а здесь, во Христе - воспринятие Божеством человечества в вечное неразрывное единство с ним.
Таково вкратце православное христианское учение о причине греха, его сущности, о совершенном Богочеловеком Христом искуплении от следствий греха и об уничтожении его сущности - то есть нарушения союза с Богом - через усвоение верой и любовию к Спасителю спасительных плодов тайны искупления - возвращения богообщения и причастия вечной Божественной жизни, иначе спасения души.

Иеромонах Иоанн (Котляревский)

 
ToffiДата: Воскресенье, 26.12.2010, 16:35 | Сообщение # 9
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
иером. Петр Серегин: Человек, сотворенный по подобию Божию, до грехопадения был причастен славе Божией. Согрешивший человек лишился славы Божией. Так за согрешения мы все лишаемся славы Божией (Рим. 3, 23). Но желание быть прославленными в нас остается. Не желая по лености проходить путь к славе Божией через покаяние, очищение и смирение, мы всегда стремимся присвоить себе славу греховной хитростью и поэтому изобретаем себе разные способы самохвальства: по уму, лукавству, упрямству и другим качествам, проникнутым грехом. Чем больше мы ухищряемся прославиться грехом, тем вернее приходим к осквернению себя, к нравственному позору, что может привести и к посрамлению на суде Божием (а предварительно и среди людей).

Никак не доходит до нашего скудного ума истина, что нельзя украсть у Господа Бога Его совершенства и присвоить себе. Единственный путь к славе Божией – очищение от греха и стремление жить для прославления Бога всем своим существом, как до сих пор это послушание проходится святыми ангелами. Господь сказал: …прославлю прославляющих Меня... (1 Цар. 2, 30).

Добавлено (26.12.2010, 16:35)
---------------------------------------------
Проснись, прозри! Видишь ли ты в человеке, который перед тобой, образ и подобие Божие? А если видишь, сознаешь ли ты, что он, как носитель славы Божией, не может быть предметом твоих страстей – похоти и гнева? Может быть, ты скажешь или думаешь, что в тебе нет грубых плотских вожделений гортанных, чревных и подчревных? Но ты не можешь сказать, что у тебя не бывает в душе гнева и неудовольствия. А гнев и неудовольствие возникают из неудовлетворенной похоти – не только плотской, но и душевно-духовной: гордости, тщеславия, своенравия и прочих.

Проснись, прозри: неужели ты не видишь в своем сердце бездну растления?! Впрочем – не отчаивайся, но кайся и молись, и снова полагай начало своему спасению, надеясь на милосердие Божие и стремясь самим внутренним и внешним деланием – воздержанием и молитвой – очищаться от всякой скверны плоти и духа.

 
КоляДата: Понедельник, 10.01.2011, 13:09 | Сообщение # 10
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
Пестов:"Святость

Как можно спрашивать святости с нас — таких немощных духовно, живущих в мире, где кругом царствуют страсти, порок и соблазн? И неужели спасутся только святые, и только они могут увидеть Господа? Чтобы рассеять это недоумение, надо выяснить, что теперь обычно понимают под словом «святость» и что понимали под ним апостолы и первые христиане.

В наше время под словом «святые» подразумевают обычно только прославленных и канонизированных Церковью святых. Между тем, не то понималось под этим словом в первой Апостольской церкви. Апостол Павел вообще всех членов Церквей Христовых называл «святыми». Свое послание к филиппийцам он начинает словами: «...всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Фил. 1,1 -2). В конце этого же послания он пишет: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (4, 22).

Можно ли думать, что все христиане в апостольский век были совершенны и безгрешны? Конечно, нет! Это ясно видно из апостольских посланий и из многочисленных упреков и обличений, которые пишут им апостолы. Вместе с тем, даже прославленные Церковью святые не были вполне совершенны и обладали некоторыми слабостями, свойственными людям. Этих слабостей не были чужды даже сами Апостолы. Из Деяний мы узнаем о разногласии и «огорчении» между Апостолами Павлом и Варнавою в Антиохии (Деян. 15, 36-40). Вспомним также, как святой Епифаний Кипрский приезжал в Константинополь для участия в суде над Великим Светильником Церкви Иоанном Златоустом.

Итак, святость не есть полнота совершенства и не всегда связана с особыми дарами, какими являются чудотворение, прозорливость. Но тогда не все ли верующие во Христа могут считаться святыми? Что не все верующие есть в то же время и святые, свидетельствует Евангелие по отношению многих, которые скажут Христу: «Господи, Господи», но Господь отвечает им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22-23). Где же тогда проходит грань между святыми и остальными верующими? Эту грань, конечно, может проводить только Сам Господь. Как мы знаем из Его притчи, даже ангелы могут ошибаться при духовном различении пшеницы от плевел (Мф. 13, 29).

Сколько в жизни было случаев, когда сегодняшние «плевелы» потом становились «пшеницей» и наоборот. Стоит только вспомнить разбойника на кресте, историю апостолов Павла и Иуды Искариотского, святую Марию Египетскую, бывшего разбойника святого Моисея Мурина и многих других. Отсюда, никто не застрахован от того, что он может ниспасть из святых в «сыны погибели» и, наоборот, — ни перед кем не закрыта надежда на спасение, как «святого».

Но у всякого христианина должно быть стремление стать святым, стать в ряды «царственного священства», чтобы некогда увидеть Господа (Евр. 12, 14). Апостол Павел пишет филиппийцам: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13-14). Итак, важно всеми силами простираться вперед и всегда помнить, что к спасению и святости ведет пристальное и непрерывное внимание к своему душевному состоянию и тщательное усердное покаяние во всяком замеченном грехе.

Но как видеть всегда грех? Как не пропустить ни одного из них, чтобы через незамеченный грех не удалить от себя Духа Святого и не потерять святости? Святые отцы отвечают на этот вопрос так: «Надо познать свою святость одновременно с постижением своего ничтожества и глубины падения. Именно в неизменном сочетании их и заключается спасение христианина».

Что значит увидеть свой грех? Это значит понять уклонение себя от какой-то нормы. И чем выше познание нормы, тем более заметно уклонение, тем резче разница того, что есть, — от того, что должно быть. Идеал святости должен завладеть душой, гореть в ней ясным огнем и пленять своей красотой. Откуда может пасть на душу этот идеал? Он отпечатлевается из образа Христа и затем тех Его учеников-христиан, которые в какой-то мере отобразили Его образ. Счастье тем, кто глубоко познал их, чтобы в их святости понять и свой образ святости. Тогда омерзителен для познавших будет их грех, и они постигнут свое высокое предназначение.

О последнем так пишет схиархимандрит Софроний: «Привычка сделала людей невнимательными к подлинному содержанию Писания. Самые глубокие и самые существенные моменты Откровения проходят почти безследно, хотя они и являются наилучшим и наиполнейшим ответом на сокровенные искания всех нас, людей.

Я заметил странное явление: люди БОЯТСЯ открыто взглянуть на ВЕЛИЧИЕ человека. Увидеть Божественный замысел о себе людям кажется «непомерной» гордостью. Узнать о себе, что в Идее Отца мы прежде создания мира задуманы как полнота совершенства, мне кажется делом совершенно необходимым для того, чтобы жить и действовать должным образом.

Я полагаю, что умалять предвечную мысль Творца о человеке не только ОШИБКА, но действительно ВЕЛИКИЙ ГРЕХ, когда люди не видят в себе самих и в брате своем подлинного и вечного достоинства».

Итак, к святости должен стремиться каждый христианин. Однако ступеней святости много, и от усилий самого христианина зависит подниматься по этой благой лестнице. Но дар великой любви к Богу не легко дается христианину. Про это так пишет схиархимандрит Софроний: «Любящий Бога проходит через такие страдания, которых не имеющий глубокой веры в Бога не выдерживает и заболевает душевно. Из глубокой веры и любви рождается великое мужество. То мужество, которое спасает человека от заболевания при встрече с миром злых духов на пути к стяжанию любви Божией христианина-подвижника, встретит весь ряд всевозможных искушений и испытаний».

 
461119Дата: Четверг, 03.03.2011, 19:35 | Сообщение # 11
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Духовные беседы. Прп. Макарий Египетский
Беседа 34. О славе христиан, какой в воскресение сподобятся тела их, просветившись вместе с душами.

1. Как телесные очи видят все ясно, так и душам Святых явственны и видимы те лепоты Божества, какими бывают срастворены и о каких помышляют христиане. Но от очей телесных сокрыта оная слава, ясно же открывается душе верующей, которая умерщвлена была грехом, и которую Господь воскрешает, как воскрешает мертвые тела, уготовляя ей новое небо, новую землю, и солнце правды, подавая ей все от Божества Своего. Есть истинный мир, и земля живых, и виноград плодоносный, и хлеб жизни, и вода живая, как написано: верую видети благая Господня на земли живых (Пс. 26, 13); и еще: возсияет боящимся Господа солнце правды, и исцеление в крылех Его (Мал. 4, 2). И Господь сказал: Аз есмь лоза истинная (Иоан. 15, 1); и еще: Аз есмь хлеб животный (Иоан, 6, 35); и еще: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный (Иоан. 4, 14).

2. Все пришествие Господне было для человека, лежащего мертвым во гробе тьмы, греха, нечистого духа и лукавых сил, чтобы Господу ныне в веке сем воскресить и оживотворить сего человека, очистить его от всякой черноты, просветить светом Своим, и облечь в Свои небесные ризы Божества. В воскресение же тел, которых души предварительно воскресли и прославились, прославятся и тела сии, и просветятся душею, ныне еще просвещенною и прославленною; потому что Господь есть для них и дом, и скиния, и град. Облекутся же в жилище нерукотворенное, небесное, в славу Божественного света, как соделавшиеся чадами света. Не будут взирать друг на друга лукавым оком, потому что отъято лукавство; несть там ни мужеский пол, ни женский, ни раб, ни свободь (Гал. 3, 28); потому что все прелагаются в Божественное естество, соделавшись благими, богами и чадами Божиими. Там непостыдно брат сестре изречет тогда мир; потому что все едино о Христе, и все упокоеваются в одном свете. Будут внимательны один к другому, и пока внимают друг другу тотчас же озарятся истиною, истинным созерцанием неизреченного света.

3. Так увидят друг друга во многих видах, и во многих и различных Божественных славах, и каждый изумится и возрадуется радостью неизглаголанною, взирая на славу другого. Видишь, как славы Божии невыразимы и непостижимы; потому что они - неизреченный свет, вечные таинства, неизчислимые блага. Ибо как в видимом мире никому невозможно объять числом все многоразличные растения, семена и цветы на земле, и никто не в состоянии измерить, или познать, все земное богатство; или, как невозможно ни одному человеку объять умом все живые существа в море или их число, или породы, или различия, или количество самой воды, или пространство моря; или, как невозможно познать в воздухе число птиц, или пород их, или разнообразия; или, как нет возможности постигнуть величину неба, или положения звезд, или течение их: так невозможно выразить или описать неизмеримое, беспредельное и непостижимое богатство христиан. Ибо, если сии твари так необъятны и непостижимы для людей, то кольми паче непостижим Сотворивший и Уготовавший их? Посему, человек, обязан наипаче радоваться и веселиться, что такое богатство и наследие уготовано христианам, какого никто не в состоянии ни выразить, ни описать. Со всяким же тщанием и смиренномудрием должно приступить к христианскому подвигу, и приять оное богатство; потому что наследие и часть христиан есть сам Бог. Ибо сказано: Господь часть достояния моего и чаши моея (Пс. 15, 5). Во веки слава Тому, Кто дает Себя самого, и святое естество Свое приводит в единение с душами христианскими! Аминь.

 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 14:00 | Сообщение # 12
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Преподобный Макарий Египетский: "Семь слов." Часть 2.
"Как новорожденный младенец сохраняет в себе образ совершенного мужа; так и душа есть некоторый образ создавшего ее Бога. И как дитя, постепенно возрастая, постепенно узнает и отца; а когда приходит в возраст, тогда у отца с сыном и у сына с отцом установляется согласие и сыну делается открытым сокровище отца: так и душа до преслушания должна была преуспевать и приходить «в мужа совершенна». Преслушанием же погружена душа в море забвения и в глубину заблуждения, и стала обитать во вратах адовых, и как бы на великое расстояние удалившись от Бога, не могла к Нему приблизиться и совершенно познать Создавшего. Но Бог первоначально чрез Пророков обращал к Себе душу, призывал и привлекал ее к познанию Его. Напоследок же сам Он пришел, отъял забвение, отъял и заблуждение, потом и врата адовы сокрушив, вошел к заблудшей душе, Себя самого предложив ей в образец, чтобы чрез сие возможно ей было достигать в меру возраста, в совершенство Духа. Посему-то Божие Слово по домостроительству искушается лукавым, потом терпит поношения, уничижения, оскорбления и заушения от рук людей дерзновенных, и напоследок самую крестную смерть, показывая сим, как сказали мы, какое расположение должно иметь к тем, которые нас поносят, уничижают, или грозят нам и смертию, чтобы для тех, которые глухи, человек сам делался безгласным и неотверзающим уст своих, чтобы, видя действие и утонченность лукавства, как бы пронзенный гвоздями на кресте, с воплем крепким взывал «к Могущему спасти его от смерти» (Евр. 5, 7), и говорил: «от тайных моих очисти мя» (Псал. 18. 13), и: «аще не обладают мною, тогда непорочен буду» (14). Тогда-то, соделавшись непорочным, обретает «Покоршаго ему вся» (1 Кор. 15, 21), воцаряется и упокоевается со Христом. Ибо душа, вследствие преслушания поглощенная вещественными и нечистыми помыслами, соделалась как бы неразумною; почему, не малый потребен труд возникнуть ей из такого вещества, уразуметь утонченность лукавства и освободиться от оного, чтобы прийти в срастворение с безначальным Умом".
http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsE....htm.htm
 
RosaДата: Понедельник, 23.05.2011, 20:48 | Сообщение # 13
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь.
Глава 16. Образ и подобие Божии в нас - в творении и восстановлении
версия для печати

Празднуя ныне Нерукотворенному образу Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не забудем, братие, что праздник сей установлен не ради только чуда, явленного Господом в даровании сего образа, но и ради соединенного с ним, крайне нужного для нас и высоконазидательного напоминания, именно: созданы мы по образу Божию и подобию, а когда потеряли их, снова воссозидаемся в тот же образ и подобие в Господе Спасителе, в чем все существо спасения. Воссозидаемся. Но как первосозданный потеряли мы образ, так можем потерять и воссозданный. И кто знает, цел ли он у нас? Надобно войти в себя, рассмотреть, что там есть, сличить с тем образом, по коему должно назидаться все внутрь нас, и определить, целы ли в нас образ и подобие, по коим воссозданы мы в Господе. Сами собою, может быть, мы и не пришли бы к мысли заняться этим. И вот святая Церковь, установив праздник Нерукотворенному образу, каждому из нас говорит как бы тем: смотря на сей Нерукотворенный образ, вспомни, что в тебе есть свой нерукотворенный образ. Войди же в себя и посмотри, цел ли он в тебе и в том ли виде содержится тобою, как следует. Не откажитесь, братие, послушать внушения Церкви и заняться этим ныне. А я помогу вам, разъяснив, что такое образ и подобие Божие, как они восстановлены и по каким чертам можно определить, целы ли они в нас.

Образ и подобие Божии не относятся к телу, а к душе. Образ Божий состоит в естестве души, а подобие - в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах. То, что душа наша невещественна, проста, духовна, бессмертна и разумно-свободна,- это относится к образу Божию. А когда она должным употреблением разума и свободы познает истину и станет искренно содержать ее, сердце же украсит всякими добродетелями, как-то: кротостию, милосердием, воздержанием, миролюбием, терпением и прочее,- тогда сии качества составят в ней подобие Богу. Так, например, когда Спаситель говорил: будьте милосерды, якоже Отец ваш Небесный милосерд есть, то этим указал Он нам черту богоподобия, и кто усвоит ее себе, тот будет в сем отношении богоподобен.

Когда человек вышел из рук Творца, тогда образ Божий в нем был чист и совершен и богоподобие полно, сколько сие вместимо естеству человеческому. Когда же потом пал человек, то образ и подобие Божие испортились, исказились, омрачились. Вместо добродетелей пришли страсти и пороки и стали вытеснять их; вместо истины вошла в ум ложь, разум стал слаб к познанию и различению истины и добра, свобода стала связана дурными склонностями и привычками; в самом даже естестве своем душа огрубела и как бы оплотенела, предавшись чувственности и плотским наслаждениям.

Милосердый Бог не хотел оставить человека в этом худом состоянии, а благоволил устроить ему спасение и восстановить в нем образ Свой и подобие. Для сего Единородный Сын Божий, сияние славы и образ ипостаси Отца, во образе Божии сый, Себя умалил, зрак раба приял и образом обретеся, якоже человек. Пришедши на землю, Он устроил на ней святую Церковь и вверил ей Божественное слово Свое и святые таинства. Приемля верою слово истины, содержимое святою Церковию, и получая благодать чрез святые ее таинства, человек облекается в образ Христа Спасителя, а чрез сие самое - во образ Божий, силою коего потом достигает и подобия. Сие совершается так.

Во святом крещении умирает человек для жизни плотской и греховной и возрождается от Духа Святаго для жизни духовной и святой, то есть получает силу жить свято и духовно. Чрез восстановление сей силы восстановляется в нем образ Божий. А подобие Божие отображается потом - не вдруг, а постепенно,- когда человек начинает должным образом упражнять принятую им в крещении силу жить свято и духовно и самым делом начинает так жить, избегая лжи и греха, истребляя в себе зло и страсть и насаждая добрые расположения. Кто чрез грех теряет благодать крещения, тот возвращает себе силу крещения чрез покаяние и, восстановив здесь опять образ Божий, начинает снова, познанием истины и трудами доброделания, воображать в себе и подобие Божие. Когда таким образом он ум свой исполнит ведением всякой истины Божией, а душу украсит всякою добродетелию, тогда станет он и богоподобен, или облечется, как учит апостол, в правду и преподобие истины по образу Создавшаго его (Еф. 4, 24; Кол. 3, 10).

Вот как говорит о всем этом святой Диадох (в "Добротолюбии", § 89; своими словами для ясности). То, что в нас есть по образу, Божественная благодать дает одна во святом крещении, омывая все наши скверны и чистым соделывая естество наше; то же, что по подобию, она потом соделывает в нас не одна, но вместе с нашею свободою. Когда, прияв силу в крещении, человек помощию ее начинает усвоять себе всякую истину и навыкать всякой добродетели, тогда на том, что есть по образу, начнет живо писаться в нем и то, что должно быть по подобию. Тут происходит то же, что делают живописцы. Живописец сначала начертывает образ человека одними чертами, а потом уже и красками разрисовывает каждую часть, как она есть в том, чей образ он рисует. Так и благодать Святаго Духа сначала в святом крещении делает человека таким, как он был до падения,- восстановляет в нем то, что по образу; а потом, когда видит, что человек усердно желает и красоты подобия и готовым себя являет на всякий для сего подвиг, тогда она, добродетель за добродетелию нацвечивая и от красоты к красоте возводя вид душевный, совершенным образом начертывает в ней и подобие - и становится тогда человек совершенным, по образу и подобию Божию.

Поясню вам это и от себя немного. Отпечатленное благодатию на образе подобие обнимает все наше внутреннее - и мысли, и расположения, и чувства - и соделывает богоподобными и ум, и волю, и сердце.

Ум богоподобен, когда он ясно ведает Символ веры и все содержащееся в нем содержит нелицемерно. Апостол Павел говорит о себе и о всех апостолах: мы же ум Христов имамы (1 Кор. 2, 16). Сей Христов ум они не удержали в себе одних, а предали его Церкви и верующим - в слове живом и писаном. Святая же Церковь собрала его весь воедино и изложила кратко в Символе веры. Стало, кто ведает и искренно содержит все, чему учит Символ веры, тот имеет ум Христов, или у того ум подобен уму Христову, богоподобен.

Деятельная сила человека бывает богоподобна, когда она украшается всеми добродетелями, какие указаны Господом в учении о блаженствах, именно: смиренномудрием, сокрушением, кротостию, истиннолюбием и правдолюбием, милосердием, чистотою сердечною, миролюбием, прощением обид, терпением и прочее. Что это так, сему учит апостол Павел (Кол. 3, 9-17), ибо, сказавши, что нам надобно облещися в нового человека, обновляемого по образу Создавшего, поясняет потом, в какой именно образ следует облещися, говоря: облецытеся... во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, в то, чтоб прощать, если кто имеет что на другого, мир в себе водворять и все творить с чистым побуждением, во имя Господа Иисуса и славу Божию. А это то же самое, что содержится в учении о блаженствах.

Сердце становится богоподобным, когда оно отрешается от всех привязанностей земных и прилепляется к вещам духовным и небесным. Об отрешении так заповедует апостол: надобно, говорит, нам так жить, чтоб имеющие жен были как бы не имеющие, плачущие, якоже не плачущие, и радующиеся, якоже не радующиеся, и купующие, яко не содержаще, и требующие мира, якоже не требующе (1 Кор. 7, 29-31). То есть надо так настроиться, чтоб все бывающее в мире было чуждо нам, проходило около нас, не возмущая и не касаясь нашего внутреннего. А о прилеплении к предметам духовным и божественным так говорит тот же апостол: вышних ищите... горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 1-3).

Вот видите теперь, что есть образ Божий и что подобие, как восстановляется образ и как восстановляется подобие и в чем состоят они восстановленные. Возьми теперь всякий и рассмотри себя - душу свою, ее действия и свойства - и сличи с тем образом и подобием, кои должны отпечатлеваться в них. Что есть - благодарите за то Господа; а чего нет - то приобресть постарайтесь, прося у Господа себе помощи на то. Если образ Божий, восстановленный во святом крещении, опять омрачен и поврежден смертными грехами, надобно обновить его в покаянии. Если цел образ, смотри, полное ли есть подобие. Читай Символ веры и рассуждай, все ли знаешь, что там содержится, и так ли знаешь, как должно знать. Если не все знаешь, дознай; если о чем не так думаешь, изгони сии богопротивные мысли и возьми мысли Божии. Возьми учение о блаженствах и смотри, все ли те добродетели есть в тебе, кои там заповедуются. Какие есть, те храни и укрепляй; каких нет, те стяжать озаботься. Возьми сердце свое и смотри, где его сокровище, где оно живет и в чем благо свое поставляет. Если увидишь, что ему еже жити, Христос: и еже умрети приобретение есть (Флп. 1, 21), благодари Господа. А если увидишь, что оно все опутано пристрастиями земными, начинай отрешать его от них понемногу, поспешая, однако ж, сделать это, чтоб смерть не застала, ибо кто привязан к земле, тому тяжело умирать.

Если мы положим отныне так действовать, то настоящим образом исполним урок от праздника Нерукотворенному образу Божию. А если потом и самым делом устраним все повреждения образа и подобия Божия в нас и восставим их в себе во всей целости и чистоте, то исполним и всю волю Божию о нас, которая есть святость наша.

Господь, нерукотворенно отпечатлев образ Свой на убрусе, да возьмет, как убрус, и естество наше и прикосновением к Своему Богочеловеческому лику да напечатлеет в нем не образ только, но и подобие Свое, да тако подобницы Ему бывше, по смерти сподобимся внити в нерукотворенная святая, куда вошел Он для нас - предтеча,- и с Ним, как сыны и наследники, вечно насладимся обетованных нам благих. Аминь.

16 августа 1864 г., в день Нерукотворенного образа

 
461119Дата: Среда, 08.06.2011, 22:02 | Сообщение # 14
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
"Богословие святости



Краеугольный камень богословия святости – это православное учение об обожении человека. Святость коротко можно определить как причастность человека Богу, его обожение. Или преображение под действием божественной благодати ветхого человека в нового. Ветхий – по образу Адама, новый -по образу Христа. Вхождение в святость совершается через Христа Спасителя. Как сказано в послании апостола Петра: "Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят".

Учение об обожении – плод трудов великих отцов Церкви: свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского. Они, борясь с ересями, уничижавшими человеческое естество в Христе, выразили упование Церкви: благодаря тому, что Христос-Бог сделался человеком, человек может сделаться богом по благодати, то есть стать причастником Божества.

"Механизм" усвоения человеком святости отцы объясняли при помощи учения (богооткровенного, родившегося из Иисусовой молитвы) об энергиях. "Бог, невидимый по природе, делается видимым благодаря энергиям", – писал Григорий Нисский. На иконах нетварные божественные энергии, пронизывающие святого, изображаются в виде нимба. Так как явлены они были взору человеческому в виде света на горе Преображения. По учению св. Григория Паламы фаворский свет Преображения – это и есть божественные энергии.

В учении о святости таким образом преодолевается свойственное язычникам противостояние тварного и нетварного, вещественного и духовного. Даже тело святого пронизано духовными знергиями – о чем свидетельствуют нетленные мощи.

Святой – посредник в общении людей с Богом, но он не такой посредник, какими были языческие герои или даймоны. Для язычников было характерно верование в существование непроходимой грани, отделяющей "высшие силы" от всего, сохраняющего человеческую природу (что позволено Юпитеру, не позволено быку). Представление о человеческой природе в язычестве и христианстве прямо противоположны.

Св. Максим Исповедник изначальное назначение человека при его создании Творцом видел в том, что он – образ и подобие Бога, "сделался богом через Господа, потому что именно для этого человек получил существование – Бог и Господин по природе".

Св. Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры" разворачивает утверждение прп. Максима: Богами же, и царями и господами называю их (святых) потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати теми же, что Он является по природе".

Эти высказывания Святых отцов поясняют парадоксальное на первый взгляд апостольское речение: "К святости призваны мы все, братия". К святости, значит к освящение, к очищению, к соединению с Богом.



Кого называют святым сами святые



В капитальном труде епископа Варнавы(Беляева) "Основы искусства святости" есть глава с тем названием, которое мы вынесли в заглавие этой статьи. И название это очень характерно для православного миропонимания. Святые Отцы учат, что святость может понять и почувствовать только тот, кто сам стремится к святости.

Епископ Варнава определение святости святыми берет из Симеона нового Богослова, оно очень краткое и емкое: "Похвалу и ублажение святых составляют два сия – православная вера и добродетельное житие, и третье – дары Всесвятого Духа".

Вера стоит на первом месте, потому что например в годы красного террора миллионы людей были умучены, но за Христа – тысячи. И Церковь прославляет только тех, кто пострадал именно за веру, а не бессознательно в результате "социальной чистки". Кроме того, если взять тот же пример, в лагерях, в тюрьмах люди вели себя по-разному, об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания. Новомученики (те, кто уже прославлен и еще будет прославлен) не только не озлоблялись в этих нечеловечески страшных условиях, но еще и помогали другим, укрепляли в людях веру, мужество, утешали, защищали. Это все относится ко второй части определения прп. Симеона: условие признания святости человека – это его "добродетельное житие".

Что касается третьей части определения святости "дары Всесвятого Духа", то и об этом мы находим свидетельства тех, кто выжил. Исповедники Христовы в своих воспоминаниях писали, что именно в тюрьмах и лагерях их осеняла и покрывала такая благодать Божия, которой они прежде никогда не испытывали.

Епископ Варнава дает и свое определение святости, более приближенное к пониманию "среднего человека": "те, кто живут во всегдашнем самопринуждении, самоозлоблении, самостестенении, в произвольных самоохотных лишениях получают небесный дар..." А во всем своем 4-х томном труде он рассказывает как совершается это самопринуждение и самоозлобление, которое и является "основой искусства святости". Советую внимательно почитать этот труд, для того, чтобы понять, почему мы все так далеки от святости.



О различных служениях



"Служения различны" – говорится об ангельских силах в апостольских посланиях. Но, почему-то, когда так говорят о святых, у некоторых интеллигентов это вызывает возмущение. Они высмеивают те книжечки, в которых перечисляется какому святому в каком случае надлежит молиться, они усмехаются над тем, когда слышат, что в храме ставят свечи преподобному Сергию для успешной сдачи экзаменов, а святых Флора и Лавра просят помочь в делах сельских. Признаюсь, я и сама совсем недавно принадлежала к таким "продвинутым" церковным интеллигентам. Да потом и подтверждение нашла в воспоминаниях профессора Закржевского, как они верующие интеллигенты 20-х годов, не принимали этот обычай.

Но потом, не в ученой литературе, а в житийной постоянно сталкивалась с примером того, что в разных жизненных случаях принято прибегать к заступничеству разных святых. Приведу пример из древнего Отечника. У прп. Даниила Скитского просил помощи некто, тяжко боримый блудным помыслом. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды. И, когда повеленное было исполнено, искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно через эту мученицу? – Потому, что она в жизни своей прошла через тяжкое искушение против ее целомудрия и мученически умерла за сохранение чистоты.

"Да искушен быв, может и искушаемым помощи" – сказал о Господе Апостол. Так и о святых можно сказать: то, в чем они сами были искушены, то, против чего они сами выстояли, в том они и нам могут помочь. И в этом особенность именно православного почитания святых – мы любим служить молебны разным святым. Мы, таким образом, их особенно почитаем. И, недаром такой популярностью сейчас пользуются всевозможные издания акафистов святым, канонов, молитвословов с особыми молитвами отдельным святым, в различных обстояниях помогающим. Значит людям это нужно. Сама видела, как радуются люди, узнав, что и на этот случай и на другой случай есть особая молитва, можно обратиться к какому-то определенному святому.

Конечно, это одно из проявлений "младенчества во Христе" и тому, кто живет полноводно текущей духовной жизнью, такие подпорки на каждый шаг не нужны. Но, это не значит, что они вообще никому не нужны.



О чинах святых



Церковь земную называются воинствующей, христиан называют воинами Царя Небесного, а святых и ангелов "небесным воинством". Поэтому и у святых есть свои чины, о которых мы и расскажем. Но сначала перечислим их: праотцы или патриархи ветхозаветные, пророки, мученики, апостолы, блаженные, бессребренники, исповедники, преподобные, святые праведные, святители, страстотерпцы, преподобномученики, равноапостольные и просветители, благоверные князья, столпники, чудотворцы, священномученики, святые Царственные мученики. Есть в святцах всего лишь несколько святых, которые носят титул "Великий" и еще несколько, которые носят титул "Богослов". А теперь о каждом чине по порядку.

Праотцы – это предки Господа нашего Иисуса Христа по человечеству. К праотцам прежде всего относятся ветхозаветные патриархи, это десять допотопных патриархов, все они по именам названы в Библии: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт.5, 1-32). Послепотопные патриархи Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. К праотцам относятся святые праведные богоотцы Иоаким и Анна – родители Богородицы, а так же праведный Иосиф, обручник Девы Марии.

Пророки – ветхозаветные святые, почитаемые Церковью как провозвестники воли Божией, предрекшие приход Христа.

Мученики – по-гречески мученик "мартюрос" переводится как свидетель, то есть эти святые смертью своей засвидетельствовали свою веру в Иисуса Христа и его воскресение. Одиннадцать из двенадцати апостолов Господа закончили свою жизнь мученически. В этом чине есть еще особый разряд – великомученики – те, кто претерпел особенно тяжелые и длительные мучения.

Исповедники – те, кто отрыто провозглашал свою веру во время гонений, те, кто претерпел мучения за веру, но в отличие о мучеников остался жив.

Священномученики – мученик, принадлежавший к священному сану (священническому или епископскому).

Страстотерпцы – это наименование может применяться ко всем мученикам, претерпевшим страдание во имя Христово. Преимущественно называют так тех, кто принял смерть не от явных гонителей христиан, но от своих единоверцев. В их подвиге подчеркивается незлобие, непротивление врагам.

Апостолы – 12 и 70 учеников Господа Иисуса Христа, посланные в мир с евангельской проповедью. С благовестнической проповедью апостолов предание связывает основные пути распространения христианства по всему миру.

Равноапостольные – святые, обратившие к вере целый народ.

Святители – святые из епископского чина, почитаемые Церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви.

Бессребреники – святые особенно прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради Христа. Наименование бессребреников первым присвоили братьям-врачам Косьме и Дамиану.

Блаженные или юродивые – те, кто добровольно принял на себя облик безумия, принимаемый "ради поругания миру". Юродивые противополагает мудрость века сего и веры во Христа и обличали "сильных мира сего", а так же и простых смертных, именовавших себя верующими христианами, в творимых ими неправдах.

Преподобные – святые монахи. Святость воспринималась всегда как осуществление монашеского призвания, который назван "ангельским чином", поэтому среди всех святых, пожалуй, больше всего именно преподобных. Те святые монахи, которые приняли за Христа мученическую смерть именуются Преподобномучениками.

Благоверные князья – святые управители государства, известные своим милосердием и заботой об укреплении православной веры.

Столпники – святые, избравшие особый подвиг – стояние на столпе или на камне, сосредоточившись в постоянной молитве.

Такие чины с течением времени при канонизации определила Церковь. Но, как уже было сказано, подвиги подвижников многообразны. Потому один и тот же святой может быть и столпником и юродивым, и преподобным или бессребником и мучеником (как Косьма и Дамиан), или святителем и равноапостольным и т.д. К именам некоторых святых прибавляют специальные эпитеты. Например: прп. Пимен многоболезный, прп. Нестор Летописец, прп. Алипий иконописец, прп. Прохор лебедник, прп. Моисей Угрин, свт. Иоанн милостивый и т.д.

... "У Господа обители многи суть".
http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/ilyina_den_pamiaty-all.shtml
 
КлирДата: Понедельник, 11.07.2011, 21:34 | Сообщение # 15
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
"Позвольте мне ввести в беседу разговор Бога, как будто Он обращается к Сыну Своему и говорит с Ним. Пусть никто не думает, что это насильственная речь. Ведь как при творении человека Бог прибегнул к совету с единородным и содействующим ("сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему"), так, вероятно, и Сын говорил Отцу. Дай же мне договорить. Не спеши возражать мне: что-де ты рассказываешь о Боге такие небылицы, как будто при тебе происходило это; ведь ты же там не был? Если мне не удастся обосновать своих слов и доказать их сообразность с истиной, тогда другое дело – тогда можешь считать меня лжецом. "Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему". Как Творец, Он говорил, а как предвидящий, отвечал: если согрешит Адам (а он несомненно согрешит), то разрушится ли наше творение? Представь, что это говорит или Отец Сыну, или Сын Отцу. Именно такой совет – без противоречия – должен быть у Тех, у кого сама природа неделима. Но Адам грешит, совершает преступление, умирает, а через него все люди погибают, природа наша искажается, как будто худо сотворенная. Опять совещание: нужно прежде всего определить способ лечения. Должно тебе, Единородный мой, Сын-Слово, сияние Моей славы, должно Тебе, если Ты заботишься о создании, которое Мы, содействуя друг другу, образовали, должно Тебе облечься в погибающего человека, должно Тебе взять апостолов, и как дьявол воспользовался содействием змея, сделав его орудием для обмана, так и Ты воспользуйся содействием Твоего же создания, чтобы обновить падшего. Но много, говорит, явится изобретателей нечестивых учений. Явится безбожное заблуждение эпикурейцев, появится ересь, утверждающая, что жизнь идет без Провидения, выплывает другая ересь с учением о божественности тела, много явится учителей заблуждения: кому же уничтожить такое нечестие? Это я сказал образно для того, чтобы в конце подтвердить рассуждение апостольским голосом. Итак что же? Это ли – одеяние, которое принимает Бог – Слово? Оно ли должно разойтись по всем странам вселенной и просветить всех? Нет, говорит, но Ты мне выполнишь божественный план, у Тебя будут апостолы вестниками божественного слова, у Тебя будет Павел благовествующий, у Тебя будет Петр, овладевающий Римом, у Тебя будут апостолы помощниками в домостроительстве Нашем. Это говорилось раньше сотворения Адама. Сначала было определено то, что относится к воплощению Христа и что касается апостолов, а потом уже был создан Адам. Откуда это? Слушай, что говорит Павел: "тайну, сокрытую от веков и родов" (Колос. 1:26), и: "благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа" (Ефес.1:3,4,5). И в другом месте о себе самом и о подобных ему говорит: "тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Римл. 8:29). Не только предопределение и избрание, но и саму благодать, которую получил Павел спустя столько поколений, относит к тому же времени, т.е. будто бы получил ее прежде веков. Откуда это видно? Он говорит Тимофею: чадо Тимофее, "страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2Тим. 1:8,9). Избрал сам прежде устройства мира, предопределил прежде веков, дал нам благодать от века. И это все находится в согласии, потому что домостроительство Спасителя было предвидено и предопределено до сотворения человека. Конечно, свои беседы о благочестии я обращаю к друзьям, но знаю, однако, что между друзьями замешиваются иногда и соглядатаи, которые обращают внимание в беседе не на то, что полезно, но стремятся к одному, как бы уловить беседующего; поистине таких я не столько ненавижу, сколько сожалею о них. Однако согласно с апостолом: "а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою" (Галл. 2:4), откроем свою мысль. Пожалуй, враг вышедши может сказать: хорошо богословие! Бог раздумывает и говорит: что делать, когда явится много учителей заблуждающихся? Отец говорит Сыну, как будто один сомневается, а другой учит Его. [На это нужно сказать, что] Священное Писание, когда наставляет нас о Боге. не столько изыскивает слова, соответствующие божественной силе, сколько применяется к нашей слабости. Разве же Бог, как бы передавая Свое дело на человеческий суд, не говорит: "и ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему" (Ис. 5:3,4)? Разве это говорится прямо, а не в виде совета? Когда говорит к Исаии: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас" (Ис. 6:8), разве сомневаясь говорит, или – не находя служителя? Все, что говорится о Боге, должно согласовываться с церковным учением и измеряться согласно не с силой возвещающего, но со слабостью слушающих. Наша цель показать то, что было определено о Христе до Адама, предъизбрание апостолов и благодать евангелия, предназначенную прежде вечных времен. Обрати особенное внимание. Одно выражение, неверно понятое, может дать повод к осуждению того, что говорится. Бог видел не только Адама, нарушающего заповедь, но и Спасителя, явившегося во плоти Господом, приготовляющего путь к добродетели и всех привлекающего к послушанию. Видел Бог ребро, взятое от Адама и преобразовавшееся в жену, и предвидел также ребро Христа, приносящее нам таинственные дары, воду и кровь, из которых одна есть символ очищения, а другая залог таинств. И не столько Он наказал самым поражением, сколько осчастливил, придумав врачевство. Там жена из мужа ко греху, здесь муж из жены ко спасению. Там ребро, рождающее причину смерти, здесь ребро, дающее залог нетления. Там змей на дереве, а здесь Христос на кресте. Там пища, влекущая за собой смерть, здесь пища, уничтожающая ее. Ты знаешь то, что касается верующих, узнай и о таинствах. Там со стыдом прозрели и увидели, что они нагие, а мы теперь взираем благочестиво и видим, что мы одеты. Там прозрение и нагота, здесь одеяние и просвещение. Там кожаные одежды, скрывающие стыд, здесь одеяние славы, покрывающее слабость нашу, тело Христа, одежда самого Царя, потому что "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (галл. 3:27). Там "прах ты и в прах возвратишься" (быт. 3:19), здесь обновивший землю делает человека небесным, обещая не землю, но царство. Там меч пламенный, удерживающий Адама, здесь огненные языки с неба, просвещающие Адама. Там изгоняют из рая, здесь доверяют ключи небес. предвидел Бог будущее прежде настоящего. И как ныне, прежде чем черпать воду, приготавливается водопровод, и прежде чем потекут воды, устраивается водоем, не для текущей уже воды, но для той, которая потечет, так и Бог наперед определил то, что должно быть образовано во Христе, и знал, что во Христе обновится все. И начинает сверху, носится на небе, согласно сказанному: "Господи! Приклони небеса Твои и сойди" (Пс. 143:5); прошел по небесам, освятив их, рассекает воздух, чтобы освятить его от осквернения позорными песнями, обходит землю, чтобы освятить ее от осквернения убийствами, ходит по водам морским, чтобы освятить оскверненные воды, крестится во Иордане, чтобы освятить естество воды, находит и Адама, лежащего во гробу, и принимает образ его, - делается Христос и потомком Адама, и обновлением Адама; а каким образом – выслушай. Принимает образ, который сотворил в раю, и украсил его всем противоположным, дав ему средства ко спасению, в противоположность жизни в раю. В раю Адам обольстился роскошью, плоть же Христа увенчивается постом; в раю первое состязание, а в пустыне второе – с дьяволом. Итак приходит Спаситель, обновляя это создание, украшая его различными добродетелями и являясь посредником между Богом и людьми; Он пришел возвестить миру, что обновляется падший образ, что он восстановляется, что спасается. Он не мог возвестить этого, если бы не был посредником. Ведь когда лицо, заслуживающее доверия, обещает что-нибудь тому, кто стоит ниже его, то последний не решается требовать исполнения обещания; так и здесь: так как Бог был невидим, а мир был видимый, то Он дает надежного посредника: "един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5). Если бы посредник не имел сродства с теми, для кого он служит посредником, то он не мог бы быть посредником. Поэтому, так как Христос становится посредником между Богом и людьми, то необходимо, чтобы Он был в сродстве с Богом, так и с людьми, и явился бы как бы некоторым посредствующим домостроительством, соединяя с Богом по божеству и находясь в единении с людьми по человечеству. Что же Он делает? Сначала учит, а потом обновляет, делается и посредником и поручителем, передает то, что от Бога, людям, а то, что от людей, Богу. Человеческий род был ведь враждебным Богу вследствие преступления, ни человек не верил Богу, ни Бог не верил человеку вследствие происшедшей перемены в падшем. И вот Христос как будто так говорил людям: не сомневайтесь в том, что есть воскресение; Я – поручитель этого; Я беру вашу плоть и предаю ее смерти; если Я не восстановлю ее, не верьте мне. С другой стороны, и Бога склоняет к примирению с людьми, говоря в таком роде: Я берусь быть представителем человека, Я обновлю его, Я устрою так, что он откажется от заблеждения и познает истину; прими Меня посредником за людей для того, чтобы и сами они приняли Меня посредником Твоей силы."
Свт.Иоанн Златоуст http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z08_2/Z08_2_126.htm
 
LianaДата: Воскресенье, 23.10.2011, 18:02 | Сообщение # 16
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Разве вы не знаете, что вы - храм? Памяти святителя Феофана Затворника
picГод выпуска: 2004
Страна: Россия
Жанр: документальный
Продолжительность: 00:42:06
Перевод: Не требуется
Русские субтитры: нет
Режиссер: Эхо-фильм
 
Форум » Догматы » Дух, душа и тело » Вы - боги
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа