Познание основ православной веры

Четверг, 28.03.2024, 20:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ВИЧ/СПИД и наркомания - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Наркомания » ВИЧ/СПИД и наркомания
ВИЧ/СПИД и наркомания
КлирДата: Пятница, 26.02.2010, 20:57 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Ресурсный центр и Церковно-общественный телефон доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркомании: oldworld@orc.ru , 8-916-722-36-26 (работает по понедельникам, средам и пятницам с 15.00 до 20.00).

Православная литература о ВИЧ

 
461119Дата: Среда, 26.05.2010, 16:08 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Передача с врачем психотерапевтом, который расскажет всё о махинациях с вымышленным вирусом СПИДа. Кто придумал, зачем, когда, каковы цели и почему врачи до сих пор разделены на два лагеря, те кто верят в существование вируса СПИДа и те кто опровергает это.

Защищают ли презервативы от СПИДа? Отвечает главный врач областного СПИД-центра Ивановской области Щуренков Александр Павлович.

 
461119Дата: Понедельник, 23.08.2010, 20:13 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Отправлять ли к психологу?

Многие люди, получив положительный результат анализа на ВИЧ, с вопросами «за что» и «зачем» обращаются в Церковь. При этом их состояние зачастую оказывается настолько тяжелым, что они не способны услышать слово ни пастырской, ни психологической поддержки. Протоиерей Константин Константинов из Санкт-Петербурга, кандидат биологических наук, физиолог и психофизиолог по светскому образованию, на круглом столе рассказал об одном из методов реабилитации лиц, живущих с ВИЧ, позволяющем смягчить депрессивный фактор и сделать человека доступным для помощи словом. После этого ему могут быть полезны священник и (или) психолог.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), руководитель реабилитационного центра при Площанской Богородицкой пустыни (Брянская обл.), обобщил свой опыт пастырского окормления ЛЖВ: он склонен применять психологические методики. «Самое простое, что можно сделать священнику, — это провести вместе с ЛЖВ простую работу на тему «что же с ним случилось» по методу рационализации. Человек начинает рассуждать, раскладывать проблему по полочкам, и происходит перенастройка сознания и личности». Второй доступный священнику вид помощи — слушать, иногда часами.

Игумен Мефодий (Кондратьев), руководитель реабилитационного центра в Иваново-Вознесенской епархии, напротив, считает, что возникшая у священников традиция отправлять человека к психотерапевту ошибочна: «Человек сейчас идет к Богу. Даже если ты не компетентен, молчи, не тряси своими немощами. Если Бог скажет ему «иди к психотерапевту», это катастрофа». Священник принимает в открытое сердце боль человека и ждет, что Бог положит на сердце.

Протоиерей Владимир Шмалий, регулярно проводящий молебны для ЛЖВ в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, настаивал на необходимости психологической помощи: «Например, если у человека травма, я могу только выслушать, а психолог может купировать психосоматику. Было бы нелепо, если бы я лечил зубную боль. Послал нам Господь психологов — и надо их использовать, при этом встречаться и обмениваться мнениями, чтобы провести демаркационную линию — что находится в моей компетенции, а кого нужно отправлять к ним».
В православных группах взаимопомощи, при общении со священником ВИЧ-положительные люди обычно задают те же самые вопросы, что и любые другие жители России: для чего нужно поститься, как найти духовника, что такое христианская семья и пр. Священник, общаясь с ЛЖВ, может относиться к ним как к особенным людям или как к любым другим своим прихожанам. Большинство пастырей, участвовавших в круглом столе, предлагали выбирать последний способ общения.

Так считает, например, протодиакон Иоанн Диденко, директор фонда «Вера, Надежда, Любовь», клирик прихода при психоневрологической больнице в Киеве. «Когда ЛЖВ приходят, инфекция — это не главная их проблема, — уверен отец Иоанн. — У них много других проблем, и ВИЧ нельзя ставить во главу угла».

С отцом Иоанном согласился в этом директор миссии «Христианское социальное служение», председатель Белорусского Круглого стола по межцерковной помощи Микола Матрунчик: например, один из его пациентов считает своей главной проблемой отсутствие работы.

Протоиерей Олег Скоморох, заведующий сектором тюремного служения отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии, рассказал о встречах с ВИЧ-положительными заключенными в своем следственном изоляторе. Сейчас исправительную систему постоянно реформируют. Иногда ЛЖВ содержатся в отдельной камере, а иногда им, наоборот, разрешается жить со всеми, чтобы они не чувствовали себя в кругу умирающих.

В изоляторе, который посещает отец Олег, они содержатся раздельно. «Я стараюсь не заострять внимание на том, что они носители этой инфекции. У них, как и у всех, главная надежда — на освобождение. Они могут потерять здоровье, жизнь, семью — как и любые люди в тюрьме. Я говорю с ними о том же самом, что и со всеми другими заключенными», — говорить прот. Олег Скоморох.

Уполномоченный по работе с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми Липецкой и Елецкой епархии священник Андрей Суриков, руководитель реабилитационного центра СПИД в Липецке, согласен с протоиереем Олегом Скоморохом: «В общении с ЛЖВ мы не заостряем внимание на инфекции, стараемся общаться на том же уровне, что с сотрудниками центра. ЛЖВ это нравится, это нормально». Однако отец Андрей стал замечать другую проблему: когда идет обсуждение той или иной проблемы в жизни человека, проблема может быть такая же, как у любого другого, но ЛЖВ заявляет: у меня ВИЧ, и мне нужна помощь. «Возникает некоторое злоупотребление болезнью: они замечают нашу заботу и пользуются этим, как избалованные дети», — говорит отец Андрей Суриков.

Протодиак. Иоанн Диденко тоже замечает эту проблему. Есть некоторая специфика в вопросах помощи людям, живущим с ВИЧ, и нужно относиться к ним разумно.
http://doverie.diakonissa.ru/content/view/168/44/

 
LenosДата: Понедельник, 23.08.2010, 20:35 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
В 1992 году была создана (и до сего дня продолжает действовать) амбулаторная реабилитационная программа «Старый Свет».

В мире уже существуют примеры решения проблемы зависимости, причем любая из успешно работающих схем реабилитации представляет собой тот или иной вариант терапевтического сообщества. То есть, сообщества, где участники разбираются с личностными проблемами в тесном взаимодействии и служению друг другу, реализуя принцип «помогая другим – помогаешь себе». При этом происходят глубинные изменения личности, системы ценностей человек лучше узнает себя, приобретает опыт осознания своих ошибок и честных действий по их исправлению. Конечно же, для христианина очевидно, что такая работа может быть успешной лишь с Божьей помощью, когда люди сознательно обращаются за ней. (Надо заметить, что даже «светские» варианты терапевтических сообществ, в которых не предполагается прямое обращение к Творцу, оказываются несравнимо эффективнее традиционных медицинских или психотерапевтических подходов. Очевидно, потому что, живя в таких сообществах, человек, во взаимодействии с окружающими, вынужден постепенно обнаруживать и решать свои наиболее глубокие проблемы, связанные со смыслом существования. А Бог, по обетованию Своему – «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них» – в таких поисках всегда приходит на помощь). Наиболее известные примеры «классических» терапевтических сообществ – системы американских общин для наркоманов «Дэйтоп», «Синанон», польские «Монары», итальянские «Ченаколо», «CEIS» и множество других. На тех же принципах (хотя и в несколько иной форме) построена работа сообществ «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы». Тот же фактор общинности помогал добиваться неплохих результатов существовавшим еще в дореволюционной России православным «обществам трезвости». Можно с уверенностью сказать, что любой из существующих сегодня подходов к решению проблем наркомании и алкоголизма эффективен настолько, насколько он явно или неявно опирается на фактор общинности, человеческой общности.

В программе «Старый Свет» использован этот известный мировой опыт, но в православном прочтении. Это означает, что главная цель такой работы – помочь людям, страдающим наркоманией и алкоголизмом, в том числе ВИЧ-инфицированным, найти Бога и смысл в своей жизни, преодолеть свою зависимость, восстановить здоровые социальные и семейные связи, приобрести навыки труда и здоровой жизни в обществе, глубже познакомиться с православной духовностью и образом жизни.

...
Важно познакомить зависимого с имеющимся в Церкви богатством средств духовного исцеления, чтобы затем он постепенно смог по-настоящему увидеть глубину своего падения, принял свое бессилие изменить жизнь без помощи Божией, а вслед за этим – увидел возможность обратиться к Господу за помощью, и попытался всерьез, по-настоящему сделать это. Преодолению внутренних препятствий, зачастую мешающих зависимому человеку в его отношениях с Богом, помогает работа над глубоким исследованием всей своей прошлой жизни. Результаты такого исследования ему затем надо проговорить перед Богом и кем-то из людей, которым он доверят (как правило, этим человеком бывает священник). Задачи дальнейшей работы – содействовать принятию реабилитирующимися решения позволить Богу избавить их от недугов и недостатков, а затем в исправлении ими причиненного себе и ближним ущерба (прежде всего – через служение). В нашем понимании реабилитации важно познакомить зависимого человека с основами православного вероучения, чтобы помочь ему сделать сознательный выбор и обеспечить возможность для его вхождения в жизнь Церкви.

С лета 2003 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ерино Подольского района Московской области начал работу мужской реабилитационный центр длительного проживания. ..
Работает центр по принципу терапевтической общины, и может принимать до девяти-десяти (в ближайшем будущем – до 18) пациентов одновременно. Самое активное участие в создании этого центра, как и в предыдущей работе Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет», созданного для обеспечения реабилитационной деятельности, принимал протоиерей Евгений Генинг, бывший до недавнего времени настоятелем прихода Покровского храма. Многие другие священнослужители также деятельно участвовали и участвуют в работе «Старого Света»: это, например, нынешний епископ Венский Иларион (Алфеев), в то время бывший еще клириком московского храма Св. Великомученицы Екатерины, о. Христофор Хилл из того же храма, московские и подмосковные священники о. Роман Сыркин, о. Алексий Антоновский, о. Кирилл Каледа, и многие другие.

Процесс реабилитации в центре состоит из нескольких этапов. Первый этап – мотивационный – начинается уже с момента обращения к специалистам центра за помощью. Чтобы встать на очередь в центр, желающему необходимо написать и прислать координатору центра свою подробную «историю болезни», которая затем обсуждается на собрании всего терапевтического сообщества. По результатам этого обсуждения принимается решение о возможности приглашения данного кандидата в центр.

Большинство обращающихся в центр имеют возраст от двадцати трех до тридцати лет, а разбег возрастов составляет от восемнадцати (в центр принимаются только совершеннолетние) до сорока девяти лет.

Бывает, что желающим приехать в центр приходится отказывать. Это, например, бывает, если из того, что человек о себе пишет и говорит в предварительных беседах, видно, что его собственная мотивация к выздоровлению еще слаба (как правило, в тех случаях, когда «вылечить» свое чадо очень хотят родители или другие родственники, а чадо соглашается, лишь бы от него отстали). Иногда ситуация в центре не позволяет пригласить человека прямо сейчас (например, когда еще недавно прибывшие, «сырые» новички не обжились, не вошли органично в жизнь сообщества), а ему объективно нужна «скорая помощь». В таких случаях мы рекомендуем человеку другие центры или реабилитационные программы, причем только те, с работой которых мы хорошо знакомы и уверены, что там действительно смогут этому человеку помочь.

Когда предварительное «добро» сообщества получено, кандидату отправляются подробные правила и условия жизни в центре, и, если он их принимает, то его ставят на очередь. В ожидании места (а это ожидание может продолжаться не один месяц) кандидат должен регулярно, строго в назначенное время, звонить координатору, чтобы подтверждать свое решение. Смысл этого в том, чтобы в центр не приезжали случайные, праздно настроенные люди. А когда новичок уже приехал, ему предстоит пройти еще и стадию испытательного срока, своим поведением и усердием доказывая свою готовность.

Может возникнуть вопрос: «Зачем нужен такой отбор? Да и какой наркоман сможет выполнить такие строгие условия?». Выполняют их именно те, кто готов принимать помощь, а не приспосабливаться к условиям или же пытаться приспособить все под себя. Бог создал нас свободными в выборе, а это значит, что, как бы мы не хотели кому-то помочь, мы будем бессильны, пока человек сам не захочет меняться. И это желание должно быть честным, что не всегда просто распознать, поскольку зависимый человек склонен к лукавству с самим собой: ему может казаться, что он решил выздоравливать, но в действительности это может быть что-то иное. Например, приходит на реабилитацию наркоман, которого выгнали из дома; пока на дворе зима, он живет в центре и старательно все выполняет, но наступает весна – и он уходит, возвращается к прежней жизни. А нам ни в коем случае нельзя допускать, чтобы реабилитационный центр стал «домом отдыха» для желающих отсидеться и переждать, пока их проблемы «рассосутся» сами собой – если такие настроения станут преобладающими у жителей центра, это окажется губительным для них всех.

На следующих этапах реабилитации ключевыми понятиями являются ответственность и инициатива. Если в первые годы работы центра там постоянно жил сотрудник программы – администратор, контролирующий все аспекты жизнедеятельности общины, то теперь – опять же, на собственном опыте – мы пришли к тому, что значительная степень самостоятельности полезна для выздоравливающих ребят. Роль координатора в повседневной жизни теперь выполняет один из них, являющийся «старшим по центру». Он занимается оперативным планированием работ, отвечает за соблюдение распорядка и правил проживания в общине. С ним согласовывают свои действия остальные участники реабилитации, у каждого из которых тоже есть своя зона ответственности – например, гигиена и санитария, питание, автотранспорт, инструмент, животные и т.д.

Реабилитант, успешно прошедший испытательный срок, становится новичком. Его задачей является, получив знания о природе зависимости, осознать последствия своей наркомании и сопоставить с теми целями, к которым он стремился в своей жизни. Для этого он, например, выполняет различные письменные задания, содержащие анализ своих поступков в прошлом и настоящем, реальное планирование ближайшего будущего, и т.д. Результаты такой работы затем обсуждается в сообществе. Также он должен освоить одну из рабочих функций и взять на себя ответственность за ее выполнение. На этой фазе человек должен полноценно включиться в жизнь общины. Продолжительность этого этапа обычно составляет около трех месяцев.

Если новичок выполнил все задачи своей фазы, то после обсуждения на общем собрании, его переводят в «жители». Задача «жителя» – получить представление о духовных основах выздоровления и начать применять их в жизни, начиная проявлять доверие к другим людям и Богу. Обыкновенно именно на этом этапе ребята решаются (многие – впервые в жизни) начать принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви, начинают исповедоваться и причащаться. Некоторые из них, бывшие раньше некрещеными, принимают крещение.

По времени фаза «жителя» занимает от четырех до восьми месяцев. Многие ребята, к сожалению, на этом и останавливаются. Они считают, что полученных знаний и навыков им уже достаточно, чтобы сохранять трезвость, и уходят «в свободное плавание». И, хотя большинству из них действительно удается довольно долго (от нескольких месяцев до нескольких лет) оставаться трезвыми, некоторые, тем не менее, срываются, потому что для прочной трезвости требуется продолжение серьезной работы по выздоровлению.

За четыре года деятельности центра в нем побывало около пятидесяти реабилитантов, многие из которых доныне остаются трезвыми, не употребляющими ни наркотики, ни алкоголь людьми, способными самостоятельно продолжать выздоровление. Это возможно, но вне центра делать это неизмеримо труднее.

Хотя, надо сказать, что общее число реабилитантов, которые бы действительно серьезно отнеслись к работе по выздоровлению, пока невелико, как и число выпускников, прошедших полный курс реабилитации. Это заставляет нас постоянно искать и опробовать новые формы работы, способные пробудить в обитателях центра более серьезное и ответственное отношение к самим себе и своему будущему.

Дважды в неделю по распорядку центра проходят рабочие планерки с участием всех участников реабилитации, консультантов и директора центра, во время которых происходит отчет за прошедшие дни, корректируется и утверждается разработанный самими реабилитантами план работы, а также обсуждаются проблемы, в которых ребята не смогли разобраться самостоятельно.

Также дважды в неделю насельники центра приезжают в Москве на совместные занятия с участниками амбулаторной программы. На этих занятиях в форме тренингов, лекций и бесед ребята получают необходимые знания о зависимости и путях выздоровления, причем в обсуждении эти знания оживляются примерами из их собственной жизни. При этом происходит постепенное налаживание взаимодействия обитателей центра с «внешним миром», формирование у всех участников навыков здорового, открытого и доверительного общения с другими людьми.

По воскресеньям и церковным праздникам жители центра могут участвовать в литургии в Покровском храме. И хотя это не является обязательным, большинство жителей со временем начинают исповедоваться и причащаться. Надо заметить, что обсуждение вопросов веры в Бога, доверия Ему и необходимости вверить Ему свою жизнь лежат в основе концепции выздоровления, используемой в нашем центре. Мы полагаем, что именно осознанное – а не суеверное, построенное на страхах – отношение человека к Богу, осмысленное вхождение в Его Церковь являются важнейшими факторами эффективности «терапевтического сообщества» и наиболее существенными условиями выздоровления.

На возникающие у ребят вопросы всегда готов ответить настоятель храма священник Андрей Дерягин, для прихожан храма он проводит беседы о Православии, в которых обязательно участвуют и наши реабилитанты. Кроме того, специально для них уставщик Троицкого Собора г. Подольска Алексей Иванович Казаков еженедельно проводит занятия, на которых могут обсуждаться самые разные вопросы, связанные с церковной жизнью. Это способствует осознанному воцерковлению, помогает не исключать разум из этого процесса, предупреждает возникновение в еще неокрепших умах фанатизма, нетерпимости, обрядоверия, которые нередко становятся серьезными препятствиями для здоровых отношений с Богом, религией и Церковью.

Добавлено (23.08.2010, 20:35)
---------------------------------------------
Каждое утро и каждый вечер в распорядке дня центра – общая молитва, на которой сначала читается евангельский отрывок, выбранный согласно богослужебному календарю и некоторые святоотеческие молитвы, а затем жители вслух обращаются к Богу своими словами. Молясь вместе, они день за днем преодолевают закрытость друг к другу и к Богу, что, кроме всего прочего, важно для выхода из внутреннего одиночества, которое разрушительно для любого человека, а для наркомана, алкоголика просто губительно, являясь одной из причин употребления наркотиков и алкоголя. Разумеется, эта общая молитва не исключает молитвы индивидуальной. Кто-то из жителей читает утреннее и вечернее молитвенное правило, постоянно молится в течение дня, а кто-то, кому еще не понятен смысл непрестанной молитвы и молитвенных правил, выстраивает свой личный разговор с Господом так, как он на сегодня может.

Очень важное значение имеют регулярные занятия, которые углубляют знакомство участников со Словом Божьим. Они состоят в последовательном чтении и осмыслении глав Нового Завета, отрывков из святоотеческой литературы, произведений известных церковных авторов. При этом собравшиеся пытаются приложить изучаемое к своей жизни и делятся своими мыслями по этому поводу с остальными.

По окончании так называемого «базового цикла реабилитации», включающего в себя фазы «кандидата», «новичка» и «жителя», у участников есть возможность перейти на новый уровень ответственности – цикл с названием «узнай себя в служении». Этот этап необходим для понимания того, что такое качество трезвости, и его обретения через служение и глубокое исследование и осознание своих недостатков. Он делится на две фазы, условно называемые «младший брат» и «старший брат», участники которых вплотную знакомятся с понятием служения и имеют возможность попрактиковаться в выбранном служении в рамках центра. Нам представляется очень важным донести до сознания выздоравливающих идею служения, как высшей формы человеческого бытия, наполняющую жизнь истинным смыслом. В этом отношении задача реабилитации по сути – миссионерская.

Занимаясь служением, «младший брат» ежедневно занимается работой над своей «моральной биографией», переоценивает всю свою жизнь с новых позиций, приобретенных в общении с Господом и выздоравливающими людьми. Это очень серьезная работа, требующая больших усилий, честности и веры. Фаза «младшего брата» весьма продолжительна – от полугода до года.

Следующий этап – «старший брат» – по времени непродолжителен: около месяца, и является логическим итогом предыдущего: его задача – подготовить и совершить на основе произведенного исследования полную и глубокую исповедь за всю жизнь. Это важный шаг к примирению с людьми, с Богом и самим собой.

Последний цикл – ресоциализация, то есть, восстановление нарушенных болезнью отношений с обществом. Чтобы осуществить этот этап в полной мере, мы начали строительство «дома на полпути» – специального общежития для выпускников центра, в котором они, если захотят, смогут начать самостоятельную жизнь, не отрываясь при этом от поддержки центра. Но там пока жить негде, поэтому на данный момент для участников программы ресоциализации выделена отдельная комната в центре.

Главная задача этого этапа – составление плана дальнейшего выздоровления. В этом контексте слово «выздоровление» значит путь дальнейшего решения своих проблем, возрастания в вере и реализации себя в обществе. Для того, чтобы составить свой персональный план, необходимо определить свои цели, выявить проблемы, стоящие на пути к их достижению, а затем наметить адекватные действия по решению этих проблем и выделить время для каждого из этих действий. План должен давать перспективу не менее, чем на год вперед и быть реальным для осуществления.

Выпускник «защищает» свой план на собрании сообщества. Это финал реабилитационного процесса в центре. Вместе с тем, навыки такой работы ребята начинают приобретать почти с самого начала, выполняя задания по определению своих целей и проблем, составляя «промежуточные» планы-графики по их решению, а главное – привыкая быть деятельными, ответственными и инициативными, учась открытому и доверительному общению и взаимодействию с окружающими.

Пребывание в нашем центре полностью бесплатно для его жителей, и это – наша принципиальная позиция, поскольку для множества семей, предельно истощенных многолетними проблемами, связанными с зависимостью, любая оплата является непосильным бременем, и нередко становится непреодолимым препятствием для многих из тех, кому выздоровление более всего необходимо. В перспективе мы планируем развитие своего производства, которое сделало бы наш центр самоокупаемым. Однако для организации такого производства нужны силы и средства, поэтому пока мы существуем на благотворительные пожертвования.

За время работы нами накоплен значительный опыт работы с зависимыми людьми. Этот опыт был нами систематизирован, подвергнут анализу (в том числе – с помощью соответствующих специалистов). Так, в частности, при подготовке 1-й Всероссийской конференции христианских специалистов в области зависимости, была организована научно-богословская комиссия, состоящая из священнослужителей различных конфессий, имеющих богатый опыт работы с зависимыми людьми, а также специалистов-практиков, в своей деятельности твердо стоящих на христианских принципах. Эта комиссия подготовила анкеты-опросники для различных реабилитационных центров, программ и других организаций, которые рассылались во все организации, координаты которых были известны. Полученные ответы (которых оказалось значительно меньше, чем разосланных анкет), были проанализированы по многим факторам. Плодом такой работы явились сформулированные комиссией принципы христианской реабилитации. Эти принципы, как и более подробный рассказ о деятельности Комиссии приведены в приложении к книге Е.Н.Проценко «Наркотики и наркомания: надежда в беде» (изд-во «Триада», Москва, 2006 г.).

Мы открыты к сотрудничеству и охотно делимся тем, что имеем. У нас в гостях и на стажировке были священнослужители и специалисты из разных городов России (Иваново, Курска, Ижевска, Астрахани и др.), а также из ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Украины, Таджикистана и даже Великобритании. Британские, точнее, Северо-Ирландские гости жили у нас в течение недели в мае этого года. Они познакомились с жизнью нашего центра, организацией работы в нем. Специалист по проблемам семьи Вилли Паттерсон провел лекции и беседы с членами общины и участниками амбулаторной программы. Один из гостей поделился своей историей освобождения от наркотиков: они употребляли вместе с женой, и, после начального этапа раздельной реабилитации, они уже вместе продолжили выздоровление как семья. Их пригласили жить к себе в дом супруги-члены христианской общины, которая сотрудничала с реабилитационным центром. Целых полтора года они жили в этой семье и учились здоровым христианским отношениям друг с другом.

Вообще, семья во многом определяет успех в выздоровлении от зависимости, поэтому еще один важный аспект в нашей деятельности – это работа с родственниками. К несчастью, многие из близких людей ошибочно полагают, что проблемы только у того, кто пьет или колется. Поэтому одна из наших задач – информировать и рассеивать это опасное заблуждение.

На момент выхода статьи мы ожидаем визита наших друзей и соратников с Украины, из мелитопольского монастыря – они намерены некоторое время пожить в нашей общине, участвуя во всех мероприятиях на общих основаниях, как живут выздоравливающие у нас ребята. Смысл в ознакомлении с укладом жизни центра изнутри, чтобы применять полученный опыт у себя дома: при их монастыре уже ведется работа по реабилитации наркоманов и алкоголиков. Мы, в свою очередь, ждем от этого посещения полезного внутриобщинного взаимодействия между нашими ребятами и гостями – людьми, знающими о служении не понаслышке.

Реабилитация – это живой процесс, в котором решают свои проблемы все, кто в нем. Он может быть целителен и для пациентов, и для сотрудников, особенно если основывается на истинном служении друг другу, на готовности отдавать и учиться новому (а не поучать других и стяжать явные или тайные выгоды). И тогда мы видим, как сбываются слова Спасителя: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Мф.10:38).

Недавно мы, в рамках программы «Церковь против СПИДа», спонсируемой ПРООН («Программой развития Организации Объединённых Наций»), начали проект по созданию ресурсного центра с Церковно-общественным телефоном доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма (номер телефона 8-916-722-36-26, часы работы – среда и пятница с 15:00 до 20:00). Ресурсный центр будет оказывать методическую, информационную и иную поддержку тем представителям приходов и епархий, которые захотят создавать подобные центры и программы в своих регионах, при своих храмах и монастырях. Наш центр сможет помогать им в освоении наработанных способов анализа информации и методов эффективной работы с зависимыми, а также в воспроизведении этих методов в регионах, прежде всего – в структурах Русской Православной Церкви – в монастырях и на приходах.

Находить эффективные пути решения проблем зависимости, сдвинуть с места эту гору можно только сообща, совместными усилиями, поддерживая друг друга. Начать эту работу мы планируем проведением в Санкт-Петербурге круглого стола, на который хотим пригласить тех, кто давно работает в области христианской реабилитации зависимых, чтобы обменяться опытом, а главное – договориться о путях более эффективного и плодотворного сотрудничества друг с другом. Нам важно попытаться преодолеть возможные разногласия (или хотя бы – увидеть, что для этого потребуется в будущем). В тех же случаях, когда разногласий нет или они минимальны, очень важно договориться о конкретных шагах в совместной работе.

http://doverie.diakonissa.ru/content/view/131/41/

 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 14:56 | Сообщение # 5
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРОБЛЕМЫ СПИДА

С РОСТОМ числа людей, инфицированных вирусом, эффективных способов борьбы с которым пока не найдено, становится все более очевидным, что проблемы СПИДа носят не только научный, медицинский характер, но и характер морально-этический, нравственный, духовный.
Мне как священнику было бы уместно рассказать о некоторых из них. В обществе бытует достаточно стойкий стереотип о том, что все болезни вообще, а СПИД в особенности, это наказание Божие за грехи тех или иных людей, которых эти болезни постигают. Такой взгляд верен лишь отчасти: согрешаем мы против наших ближних, себя, Бога практически все, но болеют, особенно неизлечимыми недугами, далеко не все. С другой стороны, нередко мы с ужасом узнаем, что смертельно болен наш знакомый, как говорят, "кристальной души человек", который "в жизни никого не обидел"... Таким образом, рассматривать болезнь только как расплату за грехи - неверно. Очень часто болезни попускаются нам не в наказание, а для того, чтобы мы остановились, задумались, так ли живем, чтобы имели время раскаяться в какой-то неправоте своей и очистить души свои для жизни вечной. В своей пастырской практике я нередко сталкивался с тем, что именно в болезни человек впервые задумывался о Боге, принимал Таинство Крещения, впервые исповедовался и причащался. Итак, первое, что я хочу подчеркнуть, болезнь - это не всегда наказание, а даже чаще -последнее средство Божие для нашего вразумления и спасения. Кстати, многие люди, обратившись к Богу даже в тяжелых болезнях, выздоравливали, получали от Бога исцеление и начинали новую жизнь.
Из такого понимания болезни давайте рассмотрим и другую проблему: отношение общества к больному. В данном случае, ВИЧ-инфицированному. Будем ли мы смотреть на этого болящего, как на наказанного Богом грешника, как на изгоя, или как на страждущего, нуждающегося в нашей помощи и поддержке человека? Естественно, что та нетерпимость, которая проявлялась в той же Америке в первые годы распространения СПИДа, когда ВИЧ-инфицированных убивали, сжигали их дома, та нетерпимость, которая начинает выкристаллизовываться и в нашем обществе, она просто не совместима с христианским мировоззрением. Не со страждущим человеком мы бороться должны, а за него: против тех пороков и страстей, которые способствуют распространению неизлечимой болезни и появлению все новых и новых ее жертв. Мы должны бороться не с болящим, а с наркоманией, с сексуальной распущенностью, со все-дозволенностью, в конце концов, с теми, кто поощряет распространение этого зла и несет страдание многим, просто-напросто не имеющим четких нравственных ориентиров людям, их семьям, их близким.
Чем может помочь Церковь ВИЧ-инфицированным? Во-первых, вселить в них веру в возможность преодолеть болезнь. Внутренний настрой человека, его отношение к своему заболеванию, стремление "выпрыгнуть" из болезни, конечно, очень много значат для выздоровления. Уже через одну эту веру, как свидетельствует не только история, но и наши дни, наши современники, человек может получить исцеление или, по крайней мере, облегчение своих страданий.
Через Таинство Исповеди Церковь, как любящая мать, также протягивает своим детям руку помощи и спасения. Освобождаясь от тяжести грехов, человек очищается, опять же получает облегчение и моральный стимул для дальнейшей жизни.
Само богослужение обладает огромным умиротворяющим воздействием на душу человека, нередко позволяет переосмыслить свою жизнь, систему сложившихся ценностей и представлений.
Именно в этом мне видится основная роль Церкви в поддержке ВИЧ-инфицированных: помощь в переосмыслении и обновлении своей жизни, духовная поддержка страждущим людям и формирование терпимости и понимания по отношению к ним окружающих, в том числе и родственников.
Безусловно, ни один священнослужитель не возьмется подменять собой врача. Медицинская помощь, терапия таким людям, безусловно, необходима. Однако и только таблетки, без духовного компонента будут малодейственными. Особенно для человека, неосознающего, для чего, ради чего ему дальше жить. И вот это, пожалуй, третий компонент в духовной работе с ВИЧ-инфицированными: придание жизни смысла, выходящего за рамки нашего ограниченного земного бытия. Смысла, ведущего человека от временного к вечному, от земли к небу, к иной форме жизни, нематериальной, бестелесной, но не менее реальной, чем наша земная и материальная жизнь. А как сказал один философ, "человек, знающий зачем жить, сможет преодолеть почти любое как".
Наш храм Святого Целителя Пантелеймона при Областной психиатрической больнице г. Екатеринбурга уже не один год, по благословению Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, сотрудничает с врачами городского Центра проблем СПИДа. Епархиальное управление помогает Центру с изданием просветительских материалов, несколько раз Владыка оказывал материальную помощь ВИЧ-инфицированным людям, проживающим в Екатеринбурге, в храме проходили молебны о здравии инфицированных людей и панихиды по всем усопшим от этой страшной болезни. Совсем недавно мы отпевали по просьбе мамы раба Божьего Константина, третьего жителя нашего города, умершего от СПИДа в петербургской клинике. Господь да упокоит его в своем Небесном Царствии. Ему было трудно здесь, пусть будет легко там...
Что вызывает тревогу и сожаление? Во-первых, конечно, неспособность правительства полноценно финансировать программы по профилактике и лечению СПИДа, впрочем, как и многие другие социальные и медицинские программы. Во-вторых, когда врачи вместо целомудрия предлагают подросткам безопасный секс", бесплатные презервативы и даже шприцы. К слову сказать, когда небезызвестную госпожу Лахову, жизнь свою полагающую на поголовное сексуальное воспитание" (читай: развращение) в школах, спросили, предложила ли бы она этот "джентельменский набор своим детям и внукам, то положительного ответа от этой "сексуально озабоченной" дамы так и не добились.
И третье, это плебейское отношение, пожалуй, большинства нынешних журналистов к данной проблеме. Все, что им надо, - это "клубничка" и побольше "жареного". Надо сказать, весьма изощренный вкус получается... Помню, когда мы первый раз отслужили в храме панихиду по умершим, одна такая "журналисточка" поинтересовалась: а почему вы служили по умершим от СПИДа, а не от рака? Кто-то из ваших близких умер от СПИДа? Расскажите...". Наверное, история могла бы получиться очень душещипательная, но пришлось ее разочаровать: Церковь молится и по умершим от рака, и невинно убиенным, воинам, погибшим на поле брани, и просто отошедшим в мир иной людям, прошедшим свой земной путь.
Церковь молится за всех... И дай Бог, чтобы наши молитвы чаще были все же о здравии. Пусть Господь молитвами Святого Целителя Пантелеймона подаст всем нам: и носящим вирус, и по промыслу Божию пока не носящим его, и носящим, но не знающим об этом, здравие и долгоденствие, друг ко другу любовь, друг о друге заботу и терпимость. Храни вас всех Господь.
Игумен Димитрий (Байбаков)

 
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 21:57 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Год на реабилитации была одна девушка. Затем ее благословили в Батурино, женский монастырь. Вернувшись оттуда, дала зарок на неупотребление наркотиков. Уже, будучи ВИЧ-инфицированной. Девушка вышла замуж, родила ребенка. И была счастлива, но удар был нанесен ей внезапно через зависимость ее мужа, который, не выдержав, сорвался. Для нее это был тяжелейший стресс. А удар пришелся по, итак слабому здоровью. Монограмма была плохая. Ее клали в больницу на терапию, но из-за больного ребенка она отказалась. Пройдя таинство покаяния и причастия, девушка появилась для повторного обследования, и каково было изумление врачей, когда показатели изменились в лучшую сторону, показывая, что нет нужды на амбулаторное лечение. В это же время, в больницу поступила другая девушка, никогда не имевшая наркозависимость, но, заразившись от мужа-наркомана. Поступила с плохими анализами. Был отказ от принятия таинства причастия, и была обида – за что и почему. Ведь она ни в чем не виновата. Анализ так и не улучшился. Вот так один человек моля о прощении своих грехов и помиловании перед Богом, получает чудо Божье по своему смирению, другой за ропот - ничего.
http://www.irkutsk.orthodoxy.ru/main_news.php?ID=2187
 
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 22:00 | Сообщение # 7
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Что необходимо знать о наркомании и наркотиках.

Наркомания (от греческого narke – оцепенение и mania - мания) – это болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам (от греческого narkotico’s – приводящий в оцепенение). Наркотики в малых дозах вызывают эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.

Постоянное употребление наркотиков приводит к увеличению доз и, наконец, к физической и психической зависимости. Физическая зависимость – это так называемый абстинентный синдром (ломка). При ломке наркоман испытывает ужасные ощущения. Если по какой-то причине наркотик вовремя не поступает в организм, начинается тошнота и рвота, выступает холодный пот, ломота в суставах, слабость, дрожь во всём теле…эти симптомы можно продолжать до бесконечности. Психическая зависимость это невозможность отказаться от наркотиков, это ещё более тяжёлое проявление наркомании. Наркоман «влюблён» в наркотик, постоянно думает о нём, стремится к нему, и готов на всё, чтобы постоянно быть рядом с наркотиком.

У лиц, долгое время употребляющих наркотики, поражаются внутренние органы, прежде всего, разрушается печень, слабеет сердце, резко снижается иммунитет, страдает головной мозг, возникают психические расстройства, начинается социальная деградация. Кроме того, большинство наркоманов страдают и являются распространителями гепатитов В и С, а также ВИЧ-инфекции.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ НАРКОТИКОВ

Марихуана (гашиш, масло, план, химия) – этот наркотик получают из конопли, которая встречается во многих уголках мира, в том числе и нашем. Самый распространённый наркотик, применяется путём курения в трубках, папиросах или сигаретах. Марихуана вызывает учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления, нарушает мозговую деятельность. Наркотики данной группы выглядят как зелёная, чёрная масса или пыль с резким запахом.

Вид наркомана при употреблении: покраснение глаз, немного расширенные зрачки, постоянная жажда и неуёмный аппетит.

Эффект при употреблении: эйфория, заторможенность, дезориентация, ухудшенная координация рефлексов, неадекватное ощущение времени и расстояния.

Эффект при передозировке: усталость, тошнота, рвота, паранойя, психоз.

Опиаты (морфин, героин, ханка) – эти наркотические средства являются производными опиумного мака. Были изобретены как сильнодействующее болеутоляющее в медицинских целях. В данный момент наркотики данной группы являются, пожалуй, самыми распространёнными в России и в Иркутске. Являются очень опасными, так как вызывают очень скорое привыкание и наносят значительный вред организму. Применяются опиаты внутривенно. Героин - это белый или серый порошок с запахом уксуса, ханка – коричневая масса с характерным неприятным запахом.

Вид наркомана при употреблении: очень узкие зрачки, не реагирующие на свет, постоянная жажда, сонливость, кожный зуд.

Эффект при употреблении: блаженство, эйфория, угнетённое дыхание.

Эффект при передозировке: затруднённое дыхание, холодная и влажная кожа, конвульсии, кома, смерть.

Амфетамины – очень сильные возбуждающие средства химического происхождения. Они увеличивают состояние общего возбуждения, что иногда приводит к упадку сил.

Эффект при употреблении: состояние острого наслаждения, непреодолимое желание говорить, творить, а также чувство превосходства над окружающими. Различные бредовые идеи сопровождаются слуховыми галлюцинациями.

Кокаин – растительный наркотик, получаемый из листьев южно-американского кустарника дерева коки. Имеет вид белого порошка, который используют путём введения через нос или внутривенными инъекциями. Является возбуждающим средством.

Эффект при употреблении: повышенное беспокойство, возбуждение, эйфория, учащённый пульс, повышенное кровяное давление, бессонница, потеря аппетита.

Эффект при передозировке: возбуждённость, повышение температуры, галлюцинации, конвульсии, сердечный приступ, кризис кровяного давления, смерть.

ЛСД - сильные возбуждающие средства, химического происхождения. Они опасны тем, что в один момент могут привести к эмоциональному расстройству. Человек при употреблении может почувствовать себя птицей, и соответственно вести себя.

Эффект при употреблении: галлюцинации, неадекватное ощущение времени и пространства, ухудшение координации рук и глаз, заторможенность.

Эффект при передозировке: нарушение координации, психоз, смерть.

Первитин (винт) – очень сильный наркотик химического производства, производящийся из нескольких химических реактивов при отсутствии любого из них, производство будет невозможно. В короткие сроки разрушает психическое и физическое здоровье человека.

Эффект при употреблении: огромное возбуждение, желание постоянно двигаться, что-то делать, очень сильная физическая выносливость. Данное состояние может продолжаться 15-20 часов, во время, которого человек полностью тратит свои физические ресурсы и не может спать, затем оно сменяется сильнейшей депрессией, во время которой человек «сам не свой», раздражительный, и когда засыпает, может проспать целые сутки, а то и более.

Эффект при передозировке: кома, смерть.
http://www.irkutsk.orthodoxy.ru/main_news.php?ID=2045

 
ДэнДата: Суббота, 08.01.2011, 15:23 | Сообщение # 8
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Репутация: 0
Статус: Offline
Разные статьи о наркотиках. борьбе,последствиях: http://realisti.ru/main/drug
 
КлирДата: Воскресенье, 09.01.2011, 14:36 | Сообщение # 9
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве занимается этими вопросами.
в московском храме Живоначальной Троицы в Хорошеве начали служить молебны о здравии ВИЧ-инфицированных каждое последнее воскресенье месяца. Иногда на них собирается несколько человек, а иногда - несколько десятков. Кто-то приходит с родителями, кто-то с детьми. Протоиерей Владимир Шмалий служит молебен, читает на русском языке Апостол и Евангелие (большинство собравшихся делают только первые шаги в Церкви), обращается к людям с проповедью - очень простой и обычной, например, о посте, с поправками на то, что у большинства слушающих - серьезные проблемы со здоровьем. После молебна в приходском доме все вместе пьют чай, разговаривают о том же, что и обычные люди обсуждали бы со священником: последние новости (например, крушение «Невского экспресса»), путешествия, любовь. Кто-то спросит, как найти духовника, но сначала придется объяснять, кто это такой, потому что с другого конца стола сразу раздается: «Получается, что отец Владимир - наш духовник, потому что он постоянно занимается нашим вопросом». И только ближе к концу чаепития одна девушка пожалуется, что ей страшно начинать терапию. Обычное чаепитие сразу превращается в занятие группы взаимопомощи: ребята делятся опытом, обсуждают возможные побочные эффекты, поддерживают и утешают...

Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве - первый, где начали служить молебны для ЛЖВС. Два года назад таких храмов было уже сто - в России, Украине и Белоруссии. Богослужебная комиссия Украинской Православной Церкви разработала специальный чин такого молебна. Сейчас уже даже координатор программы участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением СПИДа Маргарита Борисовна Нелюбова затрудняется сказать, в скольких храмах проходят подобные богослужения.

Тех, кто приходит в Хорошево, Маргарита Борисовна может условно поделить на три группы: те, кто ходит постоянно, те, кто приходит часто - например, через раз, и те, кто приходит редко или один раз.

С самого начала после молебна стали устраивать чаепития - для общения верующих людей, объединенных общим диагнозом. Теперь их объединяет еще и храм. У них очень много не только житейских и медицинских, но и духовных проблем, и они сообща ищут решения. «Чаепитие - это возможность социализации», - поясняет отец Владимир. Общаются ребята и помимо молебнов: вместе едут в отпуск, целой вереницей машин собираются в Лавру или просто идут вместе поужинать после собрания в храме.

Протоирей Владимир Шмалий

«В нашем храме стигматизации не было никогда», - говорит Маргарита Борисовна. Это оазис, который очень ценят приходящие в храм люди. Конечно, не только Церковь борется со стигматизацией, но ее голос как общественного института с большим кредитом доверия очень важен. «Очень важен авторитет конкретного священника на конкретном приходе», - утверждает Маргарита Нелюбова. «Вся стигматизация идет от безграмотности. Церковь проводит очень много обучающих семинаров и для священников, и для социальных работников», - добавляет она.

Протоиерей Владимир Шмалий вносит ноту реализма: поле просветительской работы остается огромным. Далеко не на каждом приходе человек может сказать о своем диагнозе и не встретить неприятия со стороны священника. Впрочем, отец Владимир не считает, что его подопечные, если исповедуются в других храмах, должны обязательно рассказывать о болезни: «Диагноз - это не грех. Это факт».

Но что-то уже сделано. На первые молебны кто-то боялся приходить из-за того, что казалось: если я приду, я тем самым засвидетельствую, что я инфицирован. В последние годы этот страх прошел. Да и на объявлениях написано: «приглашаем на молебны людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, их близких и всех, кто хочет помолиться о них». Кто-то стесняется остаться на чаепитие, но после молебна к отцу Владимиру выстраивается небольшая очередь, он по несколько минут говорит со всеми, с кем-то отдельно молится, благословляет.

После чаепития священник надевает епитрахиль, и в отдельной комнате начинается исповедь. Раз в месяц эти люди могут чувствовать себя перед Крестом и Евангелием свободно: отец Владимир уже знает об их наркотическом прошлом, связях, истории болезни, борьбе, ошибках, победах.

Терапия - это шаг и этап

Внешнему человеку непонятно, почему слово «терапия» произносится с таким особенным нажимом. Начало терапии - серьезный шаг в жизни, который стараются оттянуть. Показанием становится определенный уровень вирусной нагрузки в крови. Например, постоянный прихожанин Хорошева Виктор живет с диагнозом уже десять лет, последние полгода - в ожидании терапии, которую врачи уже рекомендуют начать.

Маргарита Нелюбова объясняет, почему ребята опасаются начинать лечение. Каждый, кто принимал антибиотики, знает, что курс лечения - это определенная дисциплина и напряжение. Многие лекарства при терапии ВИЧ нужно принимать несколько раз в день по часам. То есть приходится всюду носить их с собой (ведь ЛЖВС работают и учатся), вставать ночью... Особенные сложности возникают у тех, кто скрывает свой диагноз от родных и друзей. Трудно принимать препараты так, чтобы никто не спросил, почему тебе это нужно, не увидел на упаковке название и не узнал в Интернете, от чего применяется такое лекарство. Некоторые медикаменты нужно хранить в холодильнике, а если человек скрывает болезнь от семьи, это почти невозможно.

Есть и объективные опасения. Во-первых, схему лечения нужно периодически менять. Назначаются лекарства трех типов, но в каждом типе существует конечное количество препаратов. И рано или поздно встанет вопрос о том, что делать, если комбинации кончатся. Прерывать терапию нельзя: вирус мутирует, становится резистентным, и болезнь прогрессирует. В России больные получают лекарства бесплатно, но в регионах иногда возникают сложности - вовремя не завезли лекарства или завезли, но не все, которые требуются... Иногда терапия откладывается потому, что у наркоманов часто ВИЧ сочетается с гепатитом С, и тогда нужно сначала излечить гепатит и восстановить печень. А это лечение дорогое, длительное и имеет побочные эффекты.

Однако врачи советуют от лечения не отказываться. Оно дает серьезный эффект: сейчас ВОЗ даже исключил ВИЧ из списка смертельных заболеваний, перенеся его в перечень хронических. Продолжительность жизни ЛЖВС увеличивается практически неограниченно. «Мы пока не знаем, насколько продлевает жизнь терапия, потому что принимающие ее пока не умирают от СПИДа», - говорит протоиерей Владимир Шмалий. ВИЧ-положительные матери могут рожать здоровых детей с вероятностью до 98 %, если вовремя начать прием особых лекарств. ВИЧ-отрицательных (то есть здоровых) детей в таких семьях уже много, и для тех, кто приходит с родителями на молебен, стараются организовать какой-нибудь интересный досуг.

За рубежом ЛЖВС относятся к терапии с меньшим предубеждением, чем в России. Психолог Александра Григорьевна Имашева, работающая с ВИЧ-инфицированными в службе психологической помощи «Свеча», говорит, что одна из главных задач их центра, где трудятся верующие психологи, - профилактика суицида (уровень самоубийств среди ЛЖВС в 30 раз выше, чем в среднем по стране). Отказ от терапии Александра Григорьевна считает «медленным суицидом». На Западе приверженность лечению гораздо выше, даже в Африке за право получать лекарства борются.

Группа «Свечи» с недавнего времени раз в неделю занимается в церковном доме при храме Троицы в Хорошеве; оказывается психологическая поддержка, можно получить консультацию через Интернет. Группа не ставит цели обязательного воцерковления пациентов, но чаще всего люди сами поднимают духовные вопросы, хотя приходят в основном неверующие или «этнические православные». Народу в группе все больше и больше, уже не хватает помещения, стоит проблема профессионального выгорания у психологов.

Впрочем, среди церковных православных отказ от терапии (а тем более - попытки покончить с собой) - не такое уж типичное явление. Отец Владимир встречается с этим редко; он регулярно интересуется у своих подопечных, давно ли они сдавали анализы, даже на исповеди может посоветовать человеку относиться к своему здоровью с большей ответственностью, хотя бы ради окружающих. А многие отмечают, что уровень вирусной нагрузки у них снижается после паломничеств.

Благодарить Бога за болезнь

Парадоксально, но некоторые из заболевших, кто приходит в храм в Хорошеве, не только не отчаиваются, но и... благодарят Бога за свой диагноз. Для кого-то он становится благодатной встряской, причиной изменить свою жизнь, начать бороться со страстями, бросить наркотики. Диагноз четко ставит перед человеком вопрос о жизни и смерти, и некоторые приходят в уныние, а кто-то усматривает в болезни нечто положительное.

Виктор вспоминает, как он в первый раз пришел на молебен (семь лет назад, когда все только начиналось) и сначала довольно дерзко общался с отцом Владимиром, а потом попал в монастырь, в Площанскую пустынь: «В моей жизни произошли поразительные перемены, я отказался от наркотиков и воцерковился». С тех пор он ходит на все молебны, немножко грустит о том, что исповедь у отца Владимира - только раз в месяц (служит протоиерей Владимир Шмалий в Троице-Сергиевой Лавре в академическом храме). О стигматизации Виктор говорит: «Я скрывал от родных какое-то время, но жилось очень тяжело. Теперь близкие, слава Богу, знают, и это очень хорошо: не надо врать, не надо играть в шпиона. Никто меня не оттолкнул, а жить стало легче». Друзей, которые не знали бы о диагнозе, у него тоже нет, но и круг общения, как он говорит, не так уж и широк. Не знают только на работе. «К гадалке не ходи: узнают - уволят, - говорит он. - А даже если не увольняют, сама обстановка будет давить так, что невозможно будет работать, уйдешь сам. Это не в осуждение людей. Страх - нормальная человеческая реакция». Виктор не винит никого ни в своей болезни, ни в подчас недостаточной медицинской помощи, ни в социальной изоляции, в которой оказался. «Я пожинаю плоды собственных поступков». Главное - не озлобляться и не требовать ничего от окружающих, считает он. Только предупреждает: «Псевдоуверенность в том, что со мной этого никогда не случится, - первый шаг к тому, чтобы это случилось».

«Стигматизация, страх, фобии, связанные с ВИЧ, - это знак того, насколько общество несвободно», - считает Виктор. Над этим, конечно, нужно работать, поскольку ВИЧ-положительный человек без кровоточащих ран совершенно безопасен для общества.

Работать с наиболее благополучным меньшинством?

Конечно, те люди, кто приходит к отцу Владимиру Шмалию, - не «репрезентативная выборка» ЛЖВС в России. Не так часто приходят те, кто не способен отказаться от гомосексуальных контактов или наркотиков. Обычно в храм попадают люди, уже осознавшие необходимость бороться со своими страстями, не желающие покорно падать «на дно». Остальные - большинство - в поле зрения московского священника практически не попадают, хотя православные, несомненно, работают в хосписах, тюрьмах, общаются с наркоманами.

«Специфика церковной работы такова, что Церковь не может и не должна навязываться никому. Если человек хочет и готов принять помощь, по крайней мере послушать, что ему скажет Церковь, он приходит. Церковь никого не притягивает к себе за шиворот, но и никогда не отвергает людей. Если они готовы бороться, она готова помогать», - объясняет Маргарита Нелюбова.

Готовность Церкви помогать людям, живущим с ВИЧ, закреплена на официальном уровне. Однако не исключено, что документы этой тематики еще потребуют редактирования.

С одной стороны, концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, признает, что часто инфицированными оказываются люди, не соответствующие представлению о закоренелых грешниках. Церковь призывает бороться с явлением общественного отторжения по отношению к таким людям, оказывать им поддержку и участие. Известно, что на сегодняшний день способы лечения позволяют ВИЧ-положительным матерям рожать здоровых детей. С другой стороны, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» называют заболевание СПИДом одним из оснований для расторжения брака. Маргарита Нелюбова считает, что это следствие того, что «Основы социальной концепции» составлены в то время, когда ВИЧ-инфекцию воспринимали как явное свидетельство супружеской измены, а следовательно - причину для развода. Со временем, когда заболевание изучили более основательно, в том числе обнаружили другие способы заражения, мнение Церкви стало менее однозначным. В церковной среде Маргарита Борисовна не встречалась с тем, чтобы кто-либо оставлял своего инфицированного супруга, ориентируясь именно на «Основы социальной концепции».

Ежедневно в России регистрируется около 150 случаев заражения ВИЧ. Сколько людей заражается на самом деле - не может подсчитать никто. Многие, как Виктор, узнают о диагнозе случайно. Все больше людей, которые получают вирус не через иглу наркомана или в гомосексуальной связи; все больше семей, где один или оба супруга имеют диагноз «положительно». ВИЧ становится «семейным вирусом», уже не считается смертельным заболеванием, хотя и продолжает ассоциироваться с грехом. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника». В концепции участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции написано: «Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью». Постепенно эта идея начинает претворяться в жизнь.

http://www.taday.ru/text/253149.html

 
TimonaДата: Суббота, 26.03.2011, 23:05 | Сообщение # 10
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Многие люди, получив положительный результат анализа на ВИЧ, с вопросами «за что» и «зачем» обращаются в Церковь. При этом их состояние зачастую оказывается настолько тяжелым, что они не способны услышать слово ни пастырской, ни психологической поддержки. Протоиерей Константин Константинов из Санкт-Петербурга, кандидат биологических наук, физиолог и психофизиолог по светскому образованию, на круглом столе рассказал об одном из методов реабилитации лиц, живущих с ВИЧ, позволяющем смягчить депрессивный фактор и сделать человека доступным для помощи словом. После этого ему могут быть полезны священник и (или) психолог.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), руководитель реабилитационного центра при Площанской Богородицкой пустыни (Брянская обл.), обобщил свой опыт пастырского окормления ЛЖВ: он склонен применять психологические методики. «Самое простое, что можно сделать священнику, — это провести вместе с ЛЖВ простую работу на тему «что же с ним случилось» по методу рационализации. Человек начинает рассуждать, раскладывать проблему по полочкам, и происходит перенастройка сознания и личности». Второй доступный священнику вид помощи — слушать, иногда часами.

Игумен Мефодий (Кондратьев), руководитель реабилитационного центра в Иваново-Вознесенской епархии, напротив, считает, что возникшая у священников традиция отправлять человека к психотерапевту ошибочна: «Человек сейчас идет к Богу. Даже если ты не компетентен, молчи, не тряси своими немощами. Если Бог скажет ему «иди к психотерапевту», это катастрофа». Священник принимает в открытое сердце боль человека и ждет, что Бог положит на сердце.

Протоиерей Владимир Шмалий, регулярно проводящий молебны для ЛЖВ в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, настаивал на необходимости психологической помощи: «Например, если у человека травма, я могу только выслушать, а психолог может купировать психосоматику. Было бы нелепо, если бы я лечил зубную боль. Послал нам Господь психологов — и надо их использовать, при этом встречаться и обмениваться мнениями, чтобы провести демаркационную линию — что находится в моей компетенции, а кого нужно отправлять к ним».
В православных группах взаимопомощи, при общении со священником ВИЧ-положительные люди обычно задают те же самые вопросы, что и любые другие жители России: для чего нужно поститься, как найти духовника, что такое христианская семья и пр. Священник, общаясь с ЛЖВ, может относиться к ним как к особенным людям или как к любым другим своим прихожанам. Большинство пастырей, участвовавших в круглом столе, предлагали выбирать последний способ общения.

Так считает, например, протодиакон Иоанн Диденко, директор фонда «Вера, Надежда, Любовь», клирик прихода при психоневрологической больнице в Киеве. «Когда ЛЖВ приходят, инфекция — это не главная их проблема, — уверен отец Иоанн. — У них много других проблем, и ВИЧ нельзя ставить во главу угла».

С отцом Иоанном согласился в этом директор миссии «Христианское социальное служение», председатель Белорусского Круглого стола по межцерковной помощи Микола Матрунчик: например, один из его пациентов считает своей главной проблемой отсутствие работы.

Протоиерей Олег Скоморох, заведующий сектором тюремного служения отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии, рассказал о встречах с ВИЧ-положительными заключенными в своем следственном изоляторе. Сейчас исправительную систему постоянно реформируют. Иногда ЛЖВ содержатся в отдельной камере, а иногда им, наоборот, разрешается жить со всеми, чтобы они не чувствовали себя в кругу умирающих.

В изоляторе, который посещает отец Олег, они содержатся раздельно. «Я стараюсь не заострять внимание на том, что они носители этой инфекции. У них, как и у всех, главная надежда — на освобождение. Они могут потерять здоровье, жизнь, семью — как и любые люди в тюрьме. Я говорю с ними о том же самом, что и со всеми другими заключенными», — говорить прот. Олег Скоморох.

Уполномоченный по работе с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми Липецкой и Елецкой епархии священник Андрей Суриков, руководитель реабилитационного центра СПИД в Липецке, согласен с протоиереем Олегом Скоморохом: «В общении с ЛЖВ мы не заостряем внимание на инфекции, стараемся общаться на том же уровне, что с сотрудниками центра. ЛЖВ это нравится, это нормально». Однако отец Андрей стал замечать другую проблему: когда идет обсуждение той или иной проблемы в жизни человека, проблема может быть такая же, как у любого другого, но ЛЖВ заявляет: у меня ВИЧ, и мне нужна помощь. «Возникает некоторое злоупотребление болезнью: они замечают нашу заботу и пользуются этим, как избалованные дети», — говорит отец Андрей Суриков.

Протодиак. Иоанн Диденко тоже замечает эту проблему. Есть некоторая специфика в вопросах помощи людям, живущим с ВИЧ, и нужно относиться к ним разумно.

Чем отличается жизнь с ВИЧ?

Как выясняется, по большому счету жизнь с ВИЧ на сегодня не отличается от обычной ничем: все в руках человека, он не лишен свободного выбора. Человек с тромбом живет не в более безопасном мире.

Священник Петр Коломейцев (священник храма Спаса Нерукотворного на Сетуне при Кунцевском кладбище, коррекционный психолог, сурдопсихолог) рассказал о том, как помочь ЛЖВ, объясняя им, что по уровню угроз их жизнь практически не отличается от жизни остальных людей. Есть базовые элементы, от которых зависит выживание и психическое здоровье человека. Если один из них отсутствует, возникает крайний дискомфорт и суицидальные мысли.

Во-первых, это физическая безопасность. У людей, живущих с ВИЧ, этого ощущения нет: им говорят, что это смертельный диагноз, и человек чувствует себя, как в городе под бомбежкой. «Надо объяснять ЛЖВ, что вообще-то их физическая безопасность не меньше, чем у нас с вами. У нас 100% смертность — за исключением пророка Илии разве что», — так предлагает повысить психологический комфорт ВИЧ-положительных пациентов отец Петр.

Второй элемент — психологическая защищенность (от унижения и т. п.). Конечно, на сегодня стигматизация ЛЖВ в нашем обществе существует, но надо учить наших пациентов прощать тех, кто агрессивен к ним, т.к. люди агрессивны из страха.

Добавлено (26.03.2011, 23:05)
---------------------------------------------
Третий элемент — стабильность, неиссякаемость источников жизнеобеспечения. Пациенты с ВИЧ в этом не уверены. Лечение дорогое, должно быть непрерывным, и они боятся, что однажды не смогут продолжить принимать терапию. Но кризис показал, что стабильности нет ни у кого.

Еще жизненно важный элемент — постоянство в отношениях с людьми. ЛЖВ прощаются с этим ощущением: кто-то сегодня был другом, а завтра он узнал о твоем статусе и стал врагом. Легче, когда человека стабильно ненавидят и постоянно преследуют. Вывод для священника или психолога, который решил заняться реабилитацией ЛЖВ: нельзя оставлять человека, если мы уже предложили себя в помощники.

Для нормальной жизни человеку необходимо ощущение, что он имеет возможность контролировать то, что его окружает. Надо говорить ЛЖВ, что все под контролем и все в его руках. Ситуация настолько же неконтролируема, как у всех. Этим мы убережем ЛЖВ от суицида, считает отец Петр.

Помочь пройти от отрицания до благословения

Как утверждают психологи, человек проходит одни и те же стадии переживания неприятного события, будь то смерть близкого человека, кража кошелька, развод. Если помочь человеку пройти все эти стадии, не застревая в них, он сможет принять беду как новую жизненную задачу или даже благословение Божие. Эти пять стадий осознания и принятия беды выведены Елизавет Росс при работе с умирающими в хосписе. На примере ЛЖВ эти стадии описал священник Петр Коломейцев.

Получив любое неприятное известие, человек переживает сначала стадию отрицания: в нашем случае это чревато тем, что ВИЧ-положительные пациенты могут быть небезопасны для окружающих, не меняют своего поведения в общении с людьми.

Потом следует стадия гнева и агрессии — естественный выплеск эмоций. В это время человек может стать ВИЧ-террористом. Иногда это может превратиться в ауто-агрессию и попытки суицида.

Следующая стадия — торг. «Если я сделаю два шага назад и начну сначала, то все будет хорошо». Если я обращусь к Богу, займусь волонтерской работой — все будет хорошо. Но на самом деле за этим будет жестокое разочарование — и тогда человек слетит на предыдущую стадию гнева.

Следующая стадия — горевание, оплакивание, выбаливание. Это позитивная стадия катарсиса, очищения. Наша культура запрещает мужчине слезы и слабость, но зато плакать разрешает Церковь: «откуду начну плакати?» Прежнюю жизнь нужно оплакать и похоронить, только нельзя в этой стадии застревать. Эта стадия самая болезненная, поэтому человек подходит к ней вплотную и откатывается назад.

Если пройти эту стадию и не застрять в ней, приходит стадия принятия и благословения. Мы видим, что многие люди открыли для себя на этой стадии другую жизнь. Многие ЛЖВ благодарят Бога за свой диагноз.

Можно ли помочь онлайн?

Казалось бы, разговор о столь личных и специфических проблемах может происходить только лично. Однако существует множество сайтов, форумов для ЛЖВ, их близких и тех, кто так или иначе столкнулся с проблемой ВИЧ. Важно, чтобы на этих ресурсах присутствовали профессиональные психологи, и не менее важно, чтобы среди консультантов на таких сайтах были христиане, способные дать ответ на духовные вопросы пациентов.

Например, уже полгода онлайн-консультированием занимается христианская служба психологической помощи «Свеча». Об этом рассказала ее директор Александра Имашева — психолог, доктор биологических наук. Александра Имашева выделяет два типа консультирования онлайн — открытый (на форумах и в социальных сетях) и закрытый — в личной переписке; «Свеча» работает в обоих форматах.

Открытое консультирование ведется на шести ресурсах в Интернете. Старейший портал aids.ru и группа вКонтакте STOPСПИД (580.000 членов) — самые посещаемые. Оба эти форума открыты даже без регистрации. Здесь очень широкая целевая аудитория, но для психологического консультирования как такового этот формат не подходит.
Основная работа — закрытое консультирование. Своего сайта у «Свечи» нет, работа идет на страничке Александры Имашевой вКонтакте.

Постоянные посетители — ЛЖВ, их близкие, спидофобы (люди, у которых был незащищенный контакт, и они боятся заражения). Темы закрытых консультаций — преодоление кризисов и стрессов, связанных с ВИЧ (постановка диагноза, начало приема терапии), приверженность к лечению, побочные эффекты терапии, беременность и роды, отношения с мужем, родителями, детьми; смерть — своя или близких. Духовные проблемы — постоянная тема консультаций. Вопросы о Боге и смысле жизни, о грехе возникают у многих пациентов в связи с поставленным диагнозом.

При этом основной объем работы службы все же приходится на очные психологические консультации.

«Уровень неграмотности населения в вопросах ВИЧ просто плачевен», — констатирует Александра Имашева.

Онлайн консультациями занимаются и в Введенском женском монастыре г.Иваново. Послушница этой обители Анна Ольшанская — старший консультант на православном телефоне доверия г. Иваново. Сестры монастыря работают с обращающимися по телефону людьми по вопросам алкоголизма, наркомании, ВИЧ и СПИДа. Общение происходит и на сайте, где много информации, причем есть система комментариев к статьям, есть форум. «Человек задает вопросы без ложного смущения и мы отвечаем без ложного смущения», — отмечает послушница Анна. В большей степени это информационные консультации, иногда элементы психологической помощи: полноценная психологическая помощь, по мнению монахинь, может быть получена только в кабинете врача или в группе."
http://doverie.diakonissa.ru/content/view/168/44/

 
Форум » Грехи » Наркомания » ВИЧ/СПИД и наркомания
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа