Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 13:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Святые мощи - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Чудо веры » Чудеса в нашей жизни » Святые мощи
Святые мощи
КлирДата: Пятница, 21.01.2011, 14:40 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Пусть говорят. Святые мощи (1 канал 2010-10-01)
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=19059

Фото: http://vera-istina.ucoz.ru/photo/1

 
LikДата: Четверг, 17.02.2011, 21:31 | Сообщение # 2
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Модераторы
Сообщений: 83
Репутация: 0
Статус: Offline
Эксперименты над мощами: http://www.kiev-orthodox.org/site/video/2061/
 
SonДата: Понедельник, 21.02.2011, 16:05 | Сообщение # 3
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
"«Мощи святого – то же, что его икона, только ближе к нему»
02 сентября 2010, 12:12

Почему православные поклоняются мощам святых, по сути – их останкам? Почему только на мощах святых служится Божественная литургия? Обоснованны ли сомнения в подлинности мощей? На наши вопросы отвечает епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

– Почитание мощей в Православии – это то, к чему многим трудно привыкнуть, то, что не каждый может с ходу принять. Нецерковное сознание протестует против поклонения человеческим останкам, частицам мертвого тела. У многих людей это вызывает негативную реакцию, отторжение… Эти люди чего-то недопонимают, возможно, но чего именно?
– Пребывание в нашем городе таких святынь, как десница Иоанна Предтечи или мощи святой блаженной Матроны Московской, собрало огромное количество людей, вряд ли какие-то другие события в истории города собирали столько же народу. О чем это говорит? О том, что даже и люди, не очень близкие еще к Церкви, не очень хорошо знакомые с христианским учением, интуитивно понимают, почему в Православии почитаются мощи святых, и принимают это. Однако я соглашусь, что такая сторона церковной жизни, как почитание мощей святых, вызывает вопросы как у людей, живущих уже этой жизнью, так и у тех, кто только начинает ее. Атеисты несколько веков кряду зубоскалят и кощунствуют над почитанием мощей, но мы не будем сейчас отвечать на их кощунства – поговорим о том, чему учит Церковь.
Почитание останков святых в христианстве – это не культ смерти, как кому-то кажется. Христианство действительно относится к смерти очень внимательно и трепетно: «Помни последняя твоя, век не согрешишь». Память смертная – это одна из главных христианских добродетелей. Внимание к смерти свойственно любой религии, достаточно вспомнить древних египтян с их культом усопших, сложными представлениями о загробном мире. Человек всегда чувствовал, что смерть – это граница, но не конец. Такие переживания были еще до христианства. Но христианство выработало правильное отношение к смерти как к тому, к чему человек должен готовиться всю свою жизнь и чего он не должен бояться. Отсюда и отношение к мертвому телу – без страха, испуга, отвращения.
Но здесь надо вспомнить еще и о тех условиях, в которых зарождалось и жило христианство первых веков. Все слышали о том, что первые христиане скрывались в катакомбах. А что такое катакомбы? Это выработанные каменоломни, служившие кладбищем. Первой формой легального существования христианства были погребальные сообщества – христиане объединялись именно для того, чтобы хоронить своих сограждан. И у них не было такого отношения к смерти, мертвому телу, как у человека нашего времени. Они относились к смерти очень спокойно. Соседство с мертвецами не было для них чем-то страшным, ужасным, нестерпимым.
Таким образом, это вполне закономерно и логично – то, что почитание мощей стало неотъемлемой частью Священного Предания Православной Церкви. Но, чтоб это стало ясно окончательно, нужно сказать о христианском отношении к человеческому телу вообще. Человек – двуединое существо, и тело – неотделимая часть этого существа. Оно не менее ценно, чем душа. Христианство воспринимает тело именно так – в отличие от восточных религиозных систем, для которых тело – темница духа, нечто скверное, то, от чего нужно поскорее избавиться, очиститься. Если мы приносим покойника в храм, то Ветхий Завет отражает отношение к мертвому телу как к чему-то нечистому. То же мы видим и в исламе – покойника надо как можно скорее закопать, до захода солнца. А мы молимся над этим телом, мы кадим его ладаном, мы воздаем ему честь. Казалось бы, что перед нами? Мертвая плоть, обреченная на разложение, грубо говоря – труп. Но мы помним, что это человек; это часть человека, но часть неотъемлемая. Благодать Божия преображает не одну только душу, а всего человека. А если бы это было не так, мы бы и не причащались, и елеопомазание не было бы нам нужно. В мощах святых, в останках их тел мы видим следы благодати Божией и, поклоняясь им, поклоняемся Богу.
Это можно объяснить и несколько иначе. Мы бережно храним фотографии близких нам людей, уже ушедших от нас, потому что это то, что нам от них осталось. И точно так же мы едем в Лавру поклониться мощам преподобного Сергия, потому что это, выражаясь современным языком, актуализирует нашу память о нем, это рождает в нас ощущение близости, сопричастности этому святому. Эти «чисто человеческие» моменты, эти душевные переживания отнюдь не отвергаются Церковью.
– Тела преподобного Александра Свирского и святителя Иоасафа Белгородского практически нетленны. А от других святых остались одни косточки. Как реагировать на это различие? Вправе ли мы судить о святости по степени сохранности мощей?
– Мощи действительно могут находиться в разной степени сохранности, но Церковь почитает святыней как тленные останки, так и нетленные. Повышенное внимание к нетлению – это явление достаточно позднее. В древности на Русь привозили с Афона костные останки, и это никого не ввергало в сомнение; среди останков киево-печерских подвижников есть как тленные, так и нетленные. Степень сохранности не является основанием для «характеристики святости». Она не говорит о том, что кто-то из подвижников более свят, а кто-то менее. Не только вокруг почитания мощей, вокруг любого явления церковной жизни всегда возникают суеверия. Люди пытливы, они всегда хотят знать побольше и потом других этим удивлять, вот так и возникает ложное знание: сохранно все тело – «более святой», сохранились лишь кости – «менее святой».
Своего рода ажиотаж возник при обсуждении вопроса о канонизации преподобного Серафима Саровского. Синодальный период в истории нашей Церкви не был простым, и главной добродетелью в те годы нередко оказывался крайний консерватизм: не предпринимать ничего нового, «как бы чего не вышло». Потому и процесс прославления преподобного Серафима шел очень сложно, и членами Святейшего Синода был выдвинут такой аргумент: нельзя считать его святым, потому что нетленных останков нет, сохранились одни косточки. Иерархи Церкви, в свою очередь, настаивали на том, что никакого значения для прославления святого это обстоятельство не имеет. В конце концов, все эти дискуссии прекратил император Николай II, который просто наложил резолюцию: «Немедленно прославить».
– Частицы мощей вшиваются в антиминс, а без антиминса в храме нельзя служить Литургию. Значит, Литургия служится только на останках святых. Но почему именно так?
– В первые века в катакомбах хоронили именно тех, кто мученически пострадал за Христа. Престолом, на котором служилась евхаристия первых веков христианства, служили именно эти гробы, саркофаги мучеников. Престол изначально – это гроб мученика, вот почему при освящении храма в основание престола полагается частица мощей. Частицы мощей вшиваются также в антиминс, местопрестолие, без которого совершение богослужения в храме невозможно. Такова наша преемственность, наша связь с христианами первых веков.
Гробы мучеников стоят в основании христианства, потому что ранняя Церковь видела в своих мучениках свидетелей Истины. Это очень интересный момент. Не одни только христиане отдавали жизнь за свои убеждения, конечно, таких людей в истории человечества было достаточно – и до, и после эпохи первых христиан. Далеко не всегда эти убеждения были истинными, однако единомышленники того, кто пожертвовал жизнью, всегда называли его героем и всегда ставили в пример другим. Идея, воспринимаемая как истина, делала человека героем. Но в первые века христианства произошло нечто противоположное: мученики доказали истинность новой веры. Поэтому в Православии по сей день особое отношение к мученикам, они выделяются из всего сонма святых. Мученик – это столп и утверждение Церкви, это то, на чем Церковь построена. Вот почему их останки полагаются в основаниях храмов по всей земле.
– А всегда ли мы можем быть уверены в подлинности мощей, особенно если речь идет о святых из глубокой древности, о современниках Спасителя, об Иоанне Предтече, например? Приходилось читать о том, что в Европе в средние, да и в позднейшие века существовал целый рынок подделок.
– Спрос ведь рождает предложение. Достаточно вспомнить историю Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), когда крестоносцы завоевали Константинополь, они растащили мощи, хранившиеся в роскошных византийских мощехранительницах. Эти мощи интересовали их больше, чем золото и драгоценные камни, они были гораздо ценнее в их глазах. И в результате католическая Европа оказалась переполнена этими византийскими мощами, их можно было видеть всюду – в храмах, монастырях, аббатствах. Они и сейчас там, и европейцы, успевшие уже за эти века охладеть к останкам святых, смотрят на русских паломников, стремящихся приложиться к этим мощам, со странной смесью ужаса, удивления и тайной зависти… Но в средние века спрос на мощи был огромный, и рынок подделок, безусловно, существовал. В эпоху Просвещения это породило массу памфлетов и карикатур. Иногда, впрочем, такое недоразумение порождается тем, что головой святого именуется всего лишь частица его черепной кости. Голова апостола Андрея Первозванного лежит в Патрах, в Греции, и в русском Андреевском скиту на Афоне. Я лично видел ее в Андреевском скиту: серебряный реликварий в форме головы и вставленная кость. Люди, не задумываясь об этом обстоятельстве, говорят: голова.
Однако у таких святынь, как, например, десница Иоанна Предтечи, которая доставлялась в Саратов в 2006 году, очень долгая история, и она хорошо прослеживается. Нет никаких сомнений относительно мощей святых, живших совсем недавно, как, например, блаженная Матрона Московская. Нет сомнений относительно преподобного Сергия, преподобного Серафима. И многих-многих других. И я бы не советовал верующим задаваться такими вопросами вообще. Если мы когда-то и ошибемся невольно, то никакой беды, никакого греха в этом нет – Господь видит нашу искренность, и святой слышит нас все равно.
– Почему верующие стремятся именно приложиться, т.е. максимально приблизиться к мощам? Разве не достаточно просто постоять рядом, мысленно поклониться святому, попросить его о помощи?
– Потому именно, что человек – двуединое существо. Его душевные движения требуют еще и физического выражения. «Физика» – это ведь тоже часть нашего «я». Именно поэтому мы не просто стоим у иконы или ковчежца с частицей мощей, а прикладываемся к нему. Мощи – это ведь, по сути, та же икона святого, только более близкая к нему. Глядя на икону, мы возносим ум от образа к первообразу и точно так же, глядя на то, что осталось от земной жизни святого, возносим ум к нему самому.
– Когда частица мощей святого доставляется в конкретный город, в какой-то из его храмов, говорят так: «У нас побывал такой-то» или «…такая-то». Например: «У нас в Саратове побывала преподобномученица, великая княгиня Елисавета». Почему именно так принято говорить? Ведь это не человек, не сам человек, а только частица его тела.
– Потому что мы возносим молитвы к первообразу. И пребывание в нашем городе частицы мощей становится для нас поводом ко внутренней встрече со святым. И люди идут к мощам святого именно ради этой духовной встречи. Поэтому когда мы говорим: «У нас побывала великая княгиня Елисавета Федоровна» – это абсолютно точное выражение! У нас была сама святая.

Беседовала
Марина БИРЮКОВА"
http://www.vzsar.ru/special....mu.html

 
КлирДата: Воскресенье, 27.02.2011, 17:46 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Нетленные мощи преп. Александра Свирского
http://vera.mipt.ru/chudo/aleksandr.html
"Нетление тел - залог нашего воскресения

Тела святых угодников, пребывающих в нетлении, уверяют нас в истине христианского учения о воскресении мертвых. Эта истина теснейшим образом соединяется с учением о воскресении Иисуса Христа и в нем имеет самое твердое для себя основание (1 Кор. 15:13). После того, как Иисус Христос, Владыка жизни и смерти, Своею смертью сокрушил державу смерти и Своим воскресением воскресил нас с Собою, или, по выражению апостола Павла, сделался начатком воскресения умерших (1 Кор. 15:20), - после того истина воскресения мертвых не должна подлежать ни малейшему сомнению.

Образы этого будущего воскресения тел верующий видит в многочисленных явлениях видимой природы; видит, например, в бабочке, восстающей из своего паутинного гроба, отпускающей крылья и делающейся летающим насекомым, и в зеленеющем поле, расцветшем после холодной и мертвой зимы, покрывающей землю снегом, как бы белым саваном, и в восходящем утреннем солнце, являющемся как бы с новым блестящим светом по прошествии темной ночи. Но пытливому уму представляется неправдоподобным, что бренное тело, состоящее из разлагающихся клеток, может опять воссоединиться с его душою и стать нетленным на всю вечность. При виде нетленных мощей святых угодников Божиих, он найдет разрешение своего недоумения. Он узнает, что если Господь тело святого сохраняет неповрежденным целые века, то Он может и истлевшее тело опять восстановить к жизни. Для всемогущества Божия то и другое одинаково легко. Нетленные тела святых теперь еще не преображены, как это произойдет в день всеобщего воскресения, однако сохраняются в нетлении целые века. Тем удобнее продолжать им неизменно свое существование тогда, когда силой всемогущего Творца они будут преображены из душевных в духовные (1 Кор. 15:44).

Самое нетление, продолжающееся в телах святых многие века и, конечно, к чему бы могло послужить для самых праведников, если бы не долженствовало тогда завершиться их воскресением? Ужели эти мощи, нетленные до последнего дня, должны будут истлеть или уничтожиться в тот самый день, в который, по слову Божию, вся тварь будет освобождена от рабства тлению? Нет, напротив, должно сказать, что это нетление некоторых тел служит для нас видимым залогом будущего воскресения всех. Подобное этой истине мы усматриваем в окружающей нас природе: мы видим, что хотя бури и жестокие зимние морозы прекращают жизнь большей части растений, однако некоторые из них, сохраняя жизнь и под хладным снегом, служат залогом обновления и прочих растений с наступлением весны. По временам Господь видимо являл людям Свою волю о нетленно почивающих праведниках, пробуждая их от смертного сна и самым восстанием их свидетельствуя о истине будущего всеобщего воскресения.

Так, например, во время волнений, происшедших в V веке в Христовой Церкви от суемудрия еретиков, отвергавших воскресение мертвых, Господь воздвиг кости от двухвекового смертного сна нетленно почивавших в Ефесе святых семи отроков (Пам. их 4 авг . и 22 окт.; уснули при императоре Декии около 250 г., пробудились в первой половине V века), которые по словам Церкви "умерше кроме тления пребыша и все погребше лютых неверие, восташа яко от сна, во уверение воскресения всех человеков."

Подобное чудо Господь явил и во святой обители Киево-Печерской, в самый праздник Светлого Христова Воскресения в (1453 г.), когда на приветствие инока Дионисия: Христос воскресе! - собор Печерских святых, целые века нетленно почивающих, отозвался, как гром, радостным восклицанием: Воистину воскресе!

Итак, христианин, какие бы мысли ни смущали тебя относительно общего воскресения мертвых, ищи успокоения и разрешения своих недоумении у рак нетленно почивших праведников; с верою и упованием лобызай их, как видимые залоги будущего освобождения твоего и всей твари из рабства смерти и тления. Подай перст твой сюда, осязай эти бренные тела, благодатью и промыслом Божиим соблюдаемые в нетлении, и не будь невереующим, но верующим (Иоан. 20:27). " http://vera.mipt.ru/church/svyat/moshi.html

 
ToffiДата: Суббота, 16.04.2011, 14:20 | Сообщение # 5
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Алфавитный указатель православных святых с названием церквей, где почивают их честные мощи
 
fayzerakhmanovayulechkaДата: Среда, 24.07.2019, 16:23 | Сообщение # 6
Знакомлюсь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Нетленные мощи александра свирского. 
https://101mesto.com/svyatye-mesta/moshhi-aleksandra-svirskogo.html
Свято-Троицкий мужской монастырь, где находятся мощи Александра Свирского, ежегодно принимает тысячи паломников со всего света. 
Верующие жаждут увидеть нетленное тело и красоту мироточения из ступней и ладоней старца чудотворца. 
Мощам более 5 столетий, но даже сейчас лицо Александра Свирского сохранилось и имеет схожесть с его изображениями на старинных рукотворных иконах. Более того — нетленные мощи святого старца до сих пор имеют постоянную температуру здорового человеческого тела — 36,6 градусов.
Можно сказать, что вся биография прп Александра Свирского — сплошной духовный молитвенный подвиг. Ведь даже после смерти он продолжает молиться о верующих, находясь среди нас в нетелесном облике. До сих пор он помогает верующим, пошатнувшимся в вере укрепиться в ней, или обрести долгожданного ребенка, или укрепить здравие духовное  и телесное. Мать и отец преподобного старца были людьми набожными и, воспитывая 2 старших дочерей, молились о даровании им долгожданного сына. Во время службы они услышали глас Божий, который поведал им о скором исполнении их заветного желания.
Чудо явилось, и 15 июня 1448 года в семействе простых крестьян родился замечательный мальчик. Его появление на свет пришлось на день святого провидца Амоса, в честь которого и окрестили прекрасного младенца. Родители желали сыну лучшей доли и в подростковом возрасте отдали на обучение грамоте и разным наукам.
С трудом давались юному Амосу чтение и письмо, он впадал в тоску и отчаяние. Только посещение Острожского Введенского храма давало подростку силы, а в моменты богослужения он видел чудесный лик и слышал глас Божьей Матери.


Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения.
 
Форум » Чудо веры » Чудеса в нашей жизни » Святые мощи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа