Проблемы с историческими терминами
| |
Клир | Дата: Пятница, 05.03.2010, 12:26 | Сообщение # 1 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Авва - от древнееврейского "отец": обращение к Богу или к духовному лицу. Адонаи (Господь мой) - одно из обозначений Бога Антиохия (совр. Антакия) - одна из столиц царства Селевкидов на р. Оронт. В римскую эпоху (с 64 до н. э.) - резиденция сирийских наместников (легатов); позднее ближневосточная резиденция римских императоров; христианский центр. Багряница - атрибут царской власти - багряное облачение. Букцина (букцин) - духовой инструмент, употребляемый как пастуший рожок, а также для различных сигналов. Виссон - тонкое полотно, из которого изготовлялась одежда высокопоставленных лиц. Власяница - одежда из грубой ткани, надеваемая на голое тело. Драхма - весовая и денежная единица, равная 6 оболам. Земное метание - поклон до земли. Иерофант - верховный жрец. Исаврия - горная область на юге Малой Азии, жители которой считались воинственными разбойниками. Капище - место языческого богослужения. Киновия - общежитие, общежительный монастырь Легион - основное подразделение в армии Древнего Рима, насчитывавшее в эпоху Юлиана около 6000 пехотинцев, 700 всадников и вспомогательные войска. Легион в свою очередь делился на десять когорт; в когорте 5 центурий. Лектика - особый вид носилок, на которых первоначально переносились больные или женщины, а позже и мужчины. Право пользования носилками было знаком высокого общественного положения. Лидия - область на западе Малой Азии, охватывающая долины рек Герм и Меандр. Локоть - мера длины, равная 44,4 см Кадрант (кодрант) - мелкая медная монета. Келарь - хранитель и расходчик монастырских припасов Киннамон - корица. Кратэр - сосуд из обожженной глины или металла, предназначенный для смешивания жидкостей, как правило, вина с водой. Мирра - древесная смола, вытекающая при надрезании коры дерева рода Commiphora, произрастающего в Южной Аравии; используется для ароматических курений в разных религиях. Наос - внутренняя часть храма, где стояло культовое изображение почитаемого бога. Нард - общее название нескольких ароматических растений. Одесную - справа, по правую руку. Памфилия - область Малой Азии к югу от Писидии, между Ликией и Киликией. Пирэт - представитель одной из древних гностических сект. Претория (преторий) - в Древнем Риме - место в военном лагере, где располагалась палатка полководца, военный совет при полководце. Префект - должностное административное лицо либо командующий военными подразделениями. Рака - имеющая вид монумента гробница для мощей святых, устанавливаемая в церкви. Рапсод - странствующий певец, исполняющий отрывки древних эпических поэм на празднествах и пирах. Сотник - командующий центурией, центурион - войсковым подразделением, состоящим из 100 воинов, выставленных определенной группой горожан (носящей то же название). Стилос - бронзовый стержень, один конец которого заострен, чтобы писать на покрытой воском дощечке, а другой - плоский, чтобы стирать написанное. Трибун - военачальник.В каждом легионе было шесть трибунов, исполнявших свою должность посменно. Фиваида - местность, прилегающая к египетскому городу Фивы. Фимиам - благовонная смола некоторых видов ладанного дерева, произрастающего в Южной Аравии и Индии; применяется для курений при богослужении Халдеи - греческая форма семитского названия арамейского племени, которое в 612 г. до н. э. основало в союзе с мидийцами Новое Вавилонское царство. Мидийские и халдейские жрецы были основными представителями восточных тайных учений в Риме, вследствие чего понятие "халдейский" сделалось синонимом слова "магический". Хламида - у древних греков - плащ из плотной шерстяной ткани, надеваемый поверх хитона. Чванец - небольшой сосуд, кувшинчик. Эконом - лицо, заведующее хозяйством монастыря
|
|
| |
461119 | Дата: Вторник, 31.08.2010, 18:31 | Сообщение # 2 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| Образовательный мультисловарь
|
|
| |
Noliu | Дата: Воскресенье, 02.01.2011, 22:31 | Сообщение # 3 |
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 108
Статус: Offline
| Ходил или пешешествовал? Если мы сравним текст Евангелия времен святых Кирилла и Мефодия (например, Зографского Евангелия) или древних (например, Служебника преподобного Сергия, хранящегося в Государственном историческом музее) с текстом Евангелия и богослужебных книг, которыми мы пользуемся сегодня, то увидим, что разница между ними достаточно ощутима. Это свидетельствует о том, что на протяжении веков церковнославянский текст приспосабливался к общей языковой ситуации и к тем изменениям, которые происходили в русском языке. Уходили сложные синтаксические конструкции, убирались устаревшие непонятные слова и те слова, которые в современном русском языке приобретали негативное значение. И в этом смысле «книжная справа», предпринятая в XVII веке во времена Патриарха Никона, имела скорее отрицательные последствия. Нужно отметить, что древнерусские переводчики относились к церковнославянскому тексту творчески и первоначальные переводы, как это ни странно, сегодня могут показаться более близкими к русскому разговорному языку, чем тексты, которыми мы пользуемся после никоновской реформы. Очень простой пример - мы сегодня поем: Яко по суху пешешествовав Израиль. В дониконовском переводе было: Яко посуху ходил Израиль. Слово «ходил» гораздо более понятно нашему современнику, чем «пешешествовал», которое является буквальной калькой с греческого языка. Другое дело, что во времена Патриарха Никона перед переводчиками была поставлена иная цель: не упростить язык богослужения, сделав его более понятным, а исправить ошибки, которые граничили с ересью. Но поскольку руководили этим процессом греки (считавшие, что пока русские «слушались» греков, которые окормляли Русскую Православную Церковь, то все было правильно и хорошо, а когда захотели самостоятельности и добились автокефалии, тут-то у них «всякие ереси, вроде прилога в Символе веры, и появились»), то пафос этой переводческой деятельности заключался даже не столько в исправлении церковнославянских текстов, сколько в максимальном приближении их к греческому языку. Церковнославянский язык и так можно считать калькой с греческого, но калькой, сделанной разумно: те слова и выражения, которые были принципиально непонятны русским, были русифицированы. А в результате никоновской реформы они были опять грецизированы. И это придание церковнославянскому языку еще большей «грекообразности» привело к тому, что богослужение стало не совсем понятно. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/Longin_Chelovek/10.html
|
|
| |
Клир | Дата: Среда, 26.01.2011, 18:36 | Сообщение # 4 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Скачать: http://mirknig.com/knigi....ni.html Автор: сост.И.Архангельский Название: Вразумитель истинно-христианской жизни. Сборник церковных слов и внебогослужебных бесед о вере и жизни христианской, и назидательных пастырских поучений, примененных к условиям быта рабочего и крестьянского люда, изи лучших проповеднических трудов пастырей и архипастырей составленный. София-Логос. Словарь Автор: Сергей Аверинцев http://mirknig.com/knigi/religiya/page/26/
|
|
| |
Клир | Дата: Воскресенье, 27.02.2011, 17:55 | Сообщение # 5 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| СЛОВАРЬ- УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ПОНЯТИЙ ПО ДРЕВНЕРУССКОМУ ИСКУССТВУ
|
|
| |
Luka | Дата: Среда, 16.03.2011, 12:29 | Сообщение # 6 |
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Статус: Offline
| ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ INTERNET-СЛОВАРЬ ПРАВОСЛАВНЫХ СИМВОЛОВ, ОБРАЗОВ И ПОНЯТИЙ: http://prosymbol.ru/%D0%BE%....B5.aspx На основе интернет-версии «Библейской энциклопедии» (труда и издания архимандрита Никифора. Изд. Москва 1891.) под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ (ЕПИСКОП КЕСАРИЙСКИЙ) О НАЗВАНИЯХ МЕСТНОСТЕЙ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ БЛАЖЕННЫЙ ИЕРОНИМ (ПРЕСВИТЕР СТРИДОНСКИЙ) О ПОЛОЖЕНИИ И НАЗВАНИЯХ ЕВРЕЙСКИХ МЕСТНОСТЕЙ читать: http://www.balandin.net/Onomasticon/Onomasticon1.htm ЖИТИЕ И ХОЖДЕНИЕ ДАНИИЛА РУССКОЙ ЗЕМЛИ ИГУМЕНА: http://www.balandin.net/Daniil.htm ПУТЕШЕСТВИЕ ЗЕВУЛЬФА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ: http://www.balandin.net/Saewulf.htm
Сообщение отредактировал Luka - Среда, 16.03.2011, 13:24 |
|
| |
Noliu | Дата: Среда, 23.03.2011, 18:14 | Сообщение # 7 |
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 108
Статус: Offline
| В.М.Живов СВЯТОСТЬ КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АГИОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕРМИНОВ
|
|
| |
День | Дата: Понедельник, 11.04.2011, 19:54 | Сообщение # 8 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Статус: Offline
| А что это за Братство иноков Кирилла и Мефодия?
|
|
| |
Timona | Дата: Воскресенье, 01.05.2011, 19:28 | Сообщение # 9 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Статус: Offline
| Про попов и жидов: http://luchesk.blogspot.com/2009/11/blog-post.html Оказывает попович - это сын священника. Поп- испорченное слово, вошедшее вместо греческого "папа", т.е. отец. Поповство - священство, а поповщина - секта, толк раскольников. Про жидов тоже интересно: жидовин - иудей по рождению, а жидовство - вера иудеев. Жидовская земля есть само название Иудеи. Добавлено (01.05.2011, 19:04) ---------------------------------------------
Quote (День) Братство иноков Кирилла и Мефодия У нас про них ничего не слышала.Добавлено (01.05.2011, 19:28) --------------------------------------------- "Часто в кругу знакомых слышу выражение: «Такая у не¬го была судьба, так у него на роду написано». Я знаю, что это неправославные выражения, что человек «заслужи¬вает» своим поведением и жизнь, и смерть свою. Скажите об этом что-нибудь, ведь день смерти человека не пишут сразу при рождении, есть ли такое понятие «судьба»? Слова: «судьба» и «рок» - это языческие понятия, которые употребляются не только в обыденной речи, но и в литерату¬ре, в метафорическом значении. Нами руководит Промысл Божий, который учитывает направление человеческой воли по Божественному предвидению. Бог дал человеку свободную волю и не отнимает этого дара. Что касается смерти, то это пе¬реходный этап в вечную жизнь, и там раскрывается собранный на земле нравственный и духовный потенциал человека". Архим. Рафаил К.
|
|
| |
|
Меню сайта
|