Познание основ православной веры

Вторник, 23.04.2024, 14:25

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Традиция оставлять еду на могилах - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Язычество » Традиция оставлять еду на могилах
Традиция оставлять еду на могилах
КлирДата: Среда, 21.04.2010, 17:42 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру - возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка", напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище"). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

 
КлирДата: Четверг, 13.05.2010, 18:30 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Заупокойное поминание схиигумена Саввы
Помяни, Господи, души усопших раб Твоих новопреставленных и всех неотпетых: в сей день, в сей час, в сей момент от сего мира отшедших в надежде Воскресения, в огне, в воде, в пути, от мраза, от глада без покаяния и причастия умерших и за православную веру живот свой положивших, сирот, нищих и неимущих близких о еже молитися о них, старцев, стариц, подвижников, подвижниц, праотцев, отец и матерей, братьев и сестер наших и всех, кои просили молитися, имена же Ты веси, Господи. Помяни всех нами поминаемых (имена). Упокой, Господи, души раб Твоих: родителей, братии и сестер наших, всех зде нами поминаемых (имена). Господи, упокой души отцев моих духовных, наставников, учителей и всех послуживших мне (имена). Упокой, Господи, иерея, иже совершил святое таинство крещения и миропомазания надо мною. Господи, упокой души всех братий моих, иже оказаша мне помощь словом, делом и любовью. Господи, упокой всех, их же зверь снеде, змий ужали, молния уби, огнь сожже и земля, разсевши, прият. Господи, упокой всех, иже на воздусе посреде дубрав и пустыней, морей и гор, льдов и трясений жизнь свою скончали и имена их никому неведомы. Упокой, Господи, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших и всех в пещерах погребенных, и от глада скончавшихся. Упокой, Господи, иже в сей день сороковый на Суд Твой к Тебе Ангелами Хранителями приведены суть, и тыя, иже в сей час от телес разлучаются. Матерь Божия, Заступница всех сирых и убогих, буди Матерью и душам сих усопших рабов и доведи до Престола Сына Твоего. Иисусе, Боже Милостивый, упокой души раб Твоих, о них же ныне память творим. Аминь.
 
RosaДата: Вторник, 18.05.2010, 23:48 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество

Вообще-то, говорят, что можно и оставить еду, только не для того, чтобы накормить усопшего, а как милостыню. Ведь нищие ходят по кладбищу и подбирают. В этом случае это не считается язычеством. Просто ради своего усопшего вы кормите другого. И ему, и другому - радость. Да и птички поклюют - тоже хорошо. Какой-то старец говорил: кормите птичек - они ваших сродников поминают. Конечно, не надо освященное оставлять.

Сообщение отредактировал Rosa - Вторник, 18.05.2010, 23:50
 
DayДата: Воскресенье, 12.09.2010, 17:36 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди, 1-ая запов.): «…суеверия достались нам от далеких предков-язычников. Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них».
 
LenosДата: Воскресенье, 19.09.2010, 17:18 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима.

Троицкие Листки (ст. 619): «Водкой же ныне провожают и в могилу: бывало еще так недавно, каких-нибудь полсотни лет тому назад, грехом считали православные русские люди ставить водку на поминальных обедах, говорили: "Вино веселит человека, а теперь не до веселья, когда человек умер", — а теперь ни одни поминки не обходятся без водки, и как бывает горько видеть, что эти поминки обращаются в тризну языческую, и родные покойника, если сами не пьют, то вместо утешения в тяжкой скорби своей вынуждены бывают выносить грубости и неприятности от гостей своих, которые собрались под добрым предлогом — разделить скорбь их, а на деле — только бы выпить и напиться!.. Но кто же виноват? Конечно те, кто ставит водку на поминальную трапезу. Каждый сам хозяин в своем доме: не угощай, скажи, что совесть твоя не позволяет этого делать, вот к тебе и не пойдут такие гости, которые идут не погоревать с тобой, а только страсти своей пьянственной удовлетворить. Не велика беда, если даже и обранят тебя за такую "новость", на всех ведь не угодишь, а добрые люди, нет в том сомнения, только похвалят тебя, мало того: может быть, и сами возьмут с тебя добрый пример».
 
461119Дата: Пятница, 01.10.2010, 14:53 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Лучше прочесть такую молитву
Свт Николай Сербский (Молитвы на озере): «Да приклонится небо и поднимется земля, когда отверзает уста свои разум предвечный, рожденный в пещере души моей от Духа Святаго и Пречистой Девы.
Слова его живой росой падают на прах кладбищенский, и из праха прорастают цветы и зелень.
Отвергнутые миром и мир отвергнувшие спешат ему навстречу, а возлюбившие мир в ужасе бегут от него.
- Я и Отец - одно. Прежде человека Аз есмь,- так глаголет мудрость, рожденная тобой в девственности, душа моя. Слушай и разумей вечность свою, в прахе времени потерянную.
Всякая душа, творящая волю Отца Небесного, может назваться матерью мудрости Божией.
Так говорит мудрость Божия, от Духа Святаго рожденная в тебе, душа моя:
Аз есмь живот и воскресение мертвых. Прерывающий связь со Мной прерывает связь с жизнью и становится словно облако дыма, несть в котором ни света, ни влаги.
Вы, живыми себя считающие, в самом деле, вы лишь облако дыма безжизненное, гонимое ветрами случайными. Приидите ко Мне, и Я наполню вас светом и водою, светом истинным и водою живою, и станете живыми воистину.
Вы, что добровольно притекаете ко Мне и Моей жизнью наполняетесь, теряете вы облик свой, миром созданный, и становитесь со Мной одно, как и Я одно с Отцом Небесным.
Воистину, не будете вы бояться времени, ибо время - бич мира и от мира, а не от Меня.
Не смутят вас и колебания времени, ибо все колебания - надменный свист бича на ристалище и от мира, не от Меня.
Мир Мой даю вам, которого зубы времени обглодать не могут, пространство стеснить не может, не поколеблет никакое колебание.
В наполненных миром выхолощена жизнь, осуждены они миру в рабство. В наполненных жизнью нет мирского, и они суть сыны жизни.
Я полон жизни, и смерть не имеет никакой части во Мне, даже с острие игольное. Потому мир Меня не знает. Мир знает свое, как и жизнь - свое. Воистину, Я - гость, миру неведомый. Я пришел отдать, а не получить. От полноты Своей предлагаю; от ничего же и брать нечего. Моя полнота - полнота Бога, в мир Меня пославшего, чтобы отдал Я Себя миру и восставил мертвых и вернул их в царство жизни. Я и жизнь - одно. И прежде Адама - Аз есмь, и после Адама - Аз есмь.
(Молитва святого): Душа моя, воскресни! Воскресни скорее, пока Воскрешающий тебя - в тебе. Когда Он покинет тебя, ничего уже не сможешь, лишь рождать мертвых и хоронить своих мертворожденных. Превратись в слух, облекись в послушание, безжизненное порождение души моей, и воскресни из гроба».
 
LianaДата: Вторник, 19.10.2010, 20:51 | Сообщение # 7
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел

На похоронах довольно часто приходится видеть приготовленную "для покойника" воду в стакане, положенные в гроб предметы туалета, деньги "на проезд". Бывает, что кладут сигареты и спиртное как для самого покойного, так и для того, чтоб кому-то "передал". Думаю, понятно, откуда к нам пришли эти обычаи — прямо из тех древних культов, о которых упоминалось выше.

Суеверным страхом перед покойником и всем, что с ним связано, пользуются и различные оккультисты, так называемые "целители", утверждая, что при помощи различных предметов, связанных с покойником, например, землей с кладбища, можно навредить человеку. Ни в коем случае не следует слушать эти разговоры и бояться чего-то. Еще один вид заблуждений, что бытует у нас в обществе, связан с тем же желанием "попировать". Ничего нет предосудительного в том, чтоб собраться за трапезой после похорон или в дни памяти усопших, но для некоторых эта трапеза из вечери любви превращается в тризну, во время которой распивают спиртное, пустословят и даже произносят тосты за "царство небесное" или "пусть земля ему будет пухом", а к концу забывают, для чего собрались. Ту же природу имеет и так называемое "ношение завтрака" на кладбище. Не нужно никаких тризн, "завтраков" и тому подобного — все это тяготит душу усопшего, которая и так переживает очень непростой период своей жизни — переходит из времени в вечность, чтоб там встретиться с Богом.

По-христиански нужно всегда помнить о смерти и готовиться к ней, необходимо также и знать, что делать, если умер кто-либо из ваших близких. Поэтому, когда кто-то из ваших близких преставился, прежде всего не поддавайтесь унынию, отчаянию. По преданию Церкви три дня душа может находиться среди близких людей, на земле, и причитания, вопли ей не очень приятно слушать. Пока тело не погребено, родственники должны читать Псалтирь, молиться у гроба. Тело усопшего надо омыть губкой, смоченной в воде, одеть в чистую одежду, положить во гроб. На голову усопшего полагается венец — в знак того, что мы, христиане, призваны к Небесному Царству. В этот венчик целуют покойного при последнем прощании с телом. В руки дается крест, разрешительная молитва, свеча. Если отпевание происходит дома, а не на кладбище, нужно набрать земли в платочек и положить на ноги усопшему. У гроба нужно поставить столик, застеленный рушником или полотенцем, на него поставить икону, свечу или лампаду, святую воду, чтоб священник окропил гроб. Более ничего полагать в гроб и на стол не следует. После отпевания священник рассказывает, что делать дальше. Мы же напомним себе о том, что все наши милостыни, молитвы домашние и церковные только тогда угодны Богу, когда они сочетаются с нашей христианской жизнью и исполнением заповедей Божиих. Не будем лениться жить по-христиански ради тех, кого мы любим. Хоть они и оставили нас на время, но потом мы опять будем вместе, и встреча эта будет радостной, они будут благодарны нам, что мы о них не забыли и почтили их память не как язычники, а как православные христиане.

Протоиерей Евгений Пейков

 
Форум » Догматы » Язычество » Традиция оставлять еду на могилах
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа