Лучше к Божией Матери "Спорительница хлебов" обращаться. о. Алексий: Божия Матерь по-особенному близка к земледельцу, и потому в русском народе было всегда распространено Ее усердное почитание. Православный человек верит, что Она, будучи Матерью Самого Господа неба и земли, по Своему достоинству стоит выше всех ангелов и святых, а потому Ее просьбы к Сыну Иисусу Христу имеют особую силу. Во все времена христианской истории землепашцы и скотоводы молились Пречистой о помощи в своих трудах, о даровании времен мирных, благополучных, о благословении и покрове всех предпринимаемых дел. Ни с какими иными датами столь тесным образом не связан народный календарь, как с богородичными праздниками. Благовещение обозначало собой приход весны, начало пробуждения природы и подготовки крестьянина к севу. Успение - наступление жатвы. Рождество Пресвятой Богородицы - окончание страдной поры. Покров - поворот к зиме и окончательное завершение всей предзимней подготовки.
Дарована сельским жителям и особая икона, именуемая «Спорительница хлебов», к которой притекают люди, прося о своих хозяйственных нуждах. История этой иконы не очень древняя - начинается она с XIX века и связана с жизнью великого светильника земли Русской - преподобного оптинского старца Амвросия.
Образ, в наше время известный по всей России, был написан и прислан старцу Амвросию в 1890 году настоятельницей Волховского женского монастыря, игуменией Иларией. На нем Владычица мира была изображена сидящею на облаках с поднятыми в благословляющем движении руками. В нижней части иконы - поле, на котором среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению самого старца Амвросия. Он дал новой иконе знаменательное имя «Спорительница хлебов», указывая тем самым, что Богоматерь - Помощница людям в снискании хлеба насущного. Старец часто молился перед этой иконой, и учил молиться перед ней своих духовных дочерей - монахинь основанной им женской Казанской Шамординской обители, что неподалеку от Оптиной Пустыни. В Шамордино старец провел последний год своей жизни, и там же скончался. Незадолго до своей смерти старец составил особый припев к общему Богородичному акафисту для пения перед этой иконой со словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
В этот последний год старец раздавал и рассылал копии и литографии с этого образа многим своим духовным детям и паломникам, приезжавшим к нему за благословением и советом. Душа его, пламеневшая усердием к Царице Небесной, любовью и состраданием ко всем людям, очевидно, предугадывала, что совсем скоро для русского крестьянина наступят тяжелые времена, а само сельское хозяйство придет в такое разорение и беспорядок, что люди будут живы только особым заступлением и близостью Пречистой. Так оно и получилось в XX веке, во время безбожного большевистского разгула.
Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительнице» 15 октября (28 октября по новому стилю). Знаменательно, что именно в этот день почившего 10 октября 1891 года старца Амвросия опустили в могилу.
Первою милостью от этой иконы стала чудесная помощь калужским крестьянам в неурожайный 1891 год. Тогда вокруг Калужской епархии был неурожай, а в Калужских пределах хлеб хорошо родился. Уже по кончине старца, летом 1892 года, случилась засуха в Воронежской губернии, людям грозил голод. В молодую Пятницкую женскую общину была прислана икона «Спорительницы», перед которой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и всей окрестности оправились от засухи. Немало и других чудес было явлено Божией Матерью ради молитв перед Ее образом «Спорительница хлебов», особое почитание воздают ему и ныне в возрожденной Оптиной Пустыни, где трудом монахов, предстательством и молитвами Пречистой монастырское хозяйство растет и крепнет на глазах.