Познание основ православной веры

Суббота, 15.12.2018, 10:52

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Старообрядчество - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Ереси, раскол » Старообрядчество
Старообрядчество
ToffiДата: Вторник, 15.06.2010, 19:23 | Сообщение # 1
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Одна знакомая - старообрядка - в Великий пост не ест даже грибы и орехи, в которых содержится масло. Это у них такие правила или выдумка?

Старообрядчество

Религиозные группы, отделившиеся от Русской православной церкви в результате раскола, произошедшего в 17 веке в связи с проведением патриархом Никоном церковных реформ. Очень близки к православию, но несколько обособившееся течение.
Поповцы - одна из двух основных групп старообрядчества, приемлющая все 7 таинств православия. Поповское направление зародилось одновременно с расколом и окончательно оформилось в последнее десятилетие 17 века.
Единоверческая церковь - одно из течений поповского направления старообрядчества, находящееся под юрисдикцией Русской православной церкви.
Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия)
Русская древлеправославная церковь - одна из организаций старообрядцев-поповцев. Иерархия этой церкви была возобновлена в 1923, когда в старообрядчество перешёл бывший иерарх Русской православной церкви, примкнувший к обновленчеству, архиепископ Саратовский и Петровский Николай (Позднев), начавший рукополагать для своей церкви священников.
Андреевцы- группа приверженцев Единоверческой церкви, ушедших в Kатакомбную церковь. Называют себя последователями Единой древлеправославной церкви.
Климентовцы -группа приверженцев Единоверческой церкви, ушедших в катакомбную церковь. Называют себя последователями Древлеправославной церкви.
Беспоповцы - одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства.
Часовенное согласие - одна из групп старообрядцев. Образовалось в первой половине 19 века, выйдя из недр беглопоповства.
Поморцы Федосеевцы - наиболее умеренное согласие среди беспоповцев, другое название группы - даниловцы. Возникло в Поморье вскоре после раскола. В 1695 бывший дьяк Данила Викулин основал на реке Выге первое общежительство (общину).
Филипповцы - один из толков беспоповского направления старообрядчества. Возник в 30-е годы 18 века. Основатель - бывший стрелец Фотий Васильев, в монашестве Филипп.
Спасовцы - одно из согласий беспоповского направления старообрядчества. Альтернативное название - нетовцы. Согласие возникло в конце 17 веке в среднем Поволжье вне связи с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами). Основателем его считается Козьма Андреев.
Бегуны - один из толков беспоповского направления старообрядчества, альтернативные названия - странники, пустынники, сопелковцы. Толк возник в 1772 на юге Ярославской губернии, в Пошехонье. Основатель - бывший солдат Евфимий, уроженец Переславля-Залесского.
Дырники - одна из групп беспоповцев-самокрещенцев. Как и другие самокрещенцы, они не признают наставников. Дырники не почитают иконы.
Скрытники - старообрядческий толк, выделившийся из поморского согласия. Скрытники отказались от всего, что появилось после раскола.
Мелхиседеки - одно из согласий старообрядцев-беспоповцев. Особенностью вероучения Мелхиседеки является их убеждение в необходимости причащения, без которого, считают они, спасение невозможно.
Лужковцы - группа старообрядцев-беспоповцев, ведущая своё происхождение от беглопоповского лужковского толка. Лужковский толк возник в 1822 у беглопоповцев посада Лужки в Стародубье Черниговской губернии.
Истинно православные христиане странствующие - катакомбная ветвь старообрядчества, то есть те группы старообрядцев, которые порвали в 1920-е годы с легально действующими старообрядческими организациями.

А какие в наше время распространены?

 
LianaДата: Понедельник, 07.03.2011, 14:56 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"В 2012 году исполнится 330 лет со дня казни виднейшего идеолога старообрядческого раскола – протопопа Аввакума. 14 апреля 1682 года на костре закончил свое земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется устами не только бесчисленных староверческих сект (а бывало, что число их доходило до 800!), но и многими людьми, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума «неистовый» («буйно-помешанный» - переводе со славянского) многие считают чуть не похвальным титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведения бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь - и раздается восхищенный вздох: «какой подвиг!» Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов - «и какой он смелый!» Заключенный Аввакум сдает на избиение своего же сотоварища, с которым не сошелся в богословском споре – «ну устал человек, с кем не бывает!»

Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божьим! Ради «линии партии» мы готовы оправдать даже явное преступление. «Таки ведь Аввакум – первый русский диссидент – ему все можно, и службы срывать, и матюгаться, и хамить. Ему все прощено, ведь он же за Христа пострадал». Хоть и пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника Божия.

Ну а сейчас после того, как прошло столько лет стоит рассмотреть те мифы, которые окружают и казненного расстригу, и само явление староверия. Ведь не разоблаченная ложь способна вновь разжечь костры самосожигателей.

МИФ ПЕРВЫЙ: АВВАКУМ И ДРУГИЕ СТАРООБРЯДЦЫ СТОЯЛИ ЗА ИСКОННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Это представление обычно звучит так: «Преподобный Сергий и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами, двоили аллилуйю, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг. осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы».

На это должно ответить просто: ни преподобный Сергий, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд – старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви происходило уже много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России произошла куда более радикальная реформа богослужения – переход от Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у Сергия Радонежского и других святых не вызвала.

Все святые православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны Вселенской Православной Церкви. А вот как раз старообрядцы, в отличие от них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуйе и в неверном написании имени Господа? Не случайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие.

Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? А с другой стороны не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался в том числе и лидерами раскольников. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранения от дела исправления книг.

Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. В действительности двойное пение «аллилуйя» было принято в XIV веке, а уже в начале XV с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России только в XIV (думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на Русь от ислама). Добавление в Символ веры (категорически запрещенное Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Так что ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были действительно древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали раскольников православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает ее православной.

Да и сами обряды никто и не осуждал. Московский Собор 1666-1667 годов осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воле Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Не случайно еще в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с Церковью.Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине

Что же касается самой веры старообрядцев, то Православной назвать ее нельзя никак. Самое главное в нашей вере – это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: «трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, — небось! — едино на три существа, тожде единства и образы три равны». В другом месте он же писал: «на Небе Три Царя сидят на трех престолах, а одесную их Иисус Христос». С точки зрения православного учения это тягчайшая ересь, вводящая фактически многобожие и при этом по-несториански отделяющего Сына Божия от Человека Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его «заслуг» в деле раскола Церкви ему прощают все – даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи Вселенских Соборов.

Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного Серафима и новомучеников – вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?

Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и после этого занялись «самоделками». Одни – ярые противники Церкви беспоповцы стали обычными сектантами, протестантами восточного обряда, со всеми особенностями сект – бесконечным дроблением, институтом пасторов – наставников, включая женское священство, введенное в старообрядчестве на два столетия раньше чем в самых радикальных сектах Европы, отвержением необходимости всех Таинств кроме Крещения, хулой на таинство Брака. Другие (поповцы) попытались создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещенных в служении или лишенных сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть поповцев за деньги сманили греческого митрополита Амвросия, который единолично (вопреки 1 правилу святых апостолов) рукоположил им «епископов». Так возникло Белокриницкое согласие, а другие поповцы получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). И все это скопище людей, потерявших важнейшее в христианстве почему-то называют древлеправославными! Какое это Древнее Православие? Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал святое Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России сохранилась вера? Нет. Так поступали древние еретики, от которых и произошел старообрядческий раскол.

В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чем говорили противораскольные полемисты XVII – XVIII веков. На самом деле старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых расколоучителей на бунт против Церкви.

Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о духовном антихристе, о духовной печати (староверы находили антихристову печать в двуперстии, четырехконечном кресте, паспорте, новых деньгах переписи и многом другом). Мы должны следить, чтобы нечестивые учения, измышленные темным умом Сатаны, не прокрались в наши души, как прокрались они в души наших предков в XVII веке.

МИФ ВТОРОЙ: ВСЕ СТАРООБРЯДЦЫ БЫЛИ ПАТРИОТАМИ РОССИИ

Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью, которая будто бы должна стать примером для современных граждан России. Но перед тем, как восхищаться, надо все же что знать. Да и задуматься стоит, почему раскольниками так восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической России силы.

Что касается прирожденного патриотизма старообрядцев, то на самом деле это утверждение верно с точностью до наоборот. Начиная с начала раскола страну сотрясает ряд страшных восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе. Инспирировано староверами восстание Стеньки Разина, которые убивал священников и грабил храмы, под руководством раскольников. Все, наверное, знают, как желающим повенчаться разбойник говорил слова староверческих начетчиков: «попляшите вокруг куста – вот вам и венчание!» Но часто забывают, что Разин убил святителя Иосифа Астраханского. Не случайно Разин, вместе с Пугачевым были анафематствованы.

Добавлено (07.03.2011, 14:54)
---------------------------------------------
Так же огромную роль сыграли старообрядцы в Пугаческом бунте. Они финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях. Не случайно Пугачев, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в храмах.

Также можно назвать и другие восстания инспирированные раскольниками – это Булавинское восстание (1707—1709), Московский холерный бунт (1771) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.

Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы). Да и к отречению Государя принудил старовер А. И. Гучков.

Патриарх НиконВо всех войнах, которые вела Россия начиная с XVII века старообрядцы старались выступить против нашей страны. Некрасовцы воевали на стороне исламской Турции против православной Империи. Во время горской войны множество старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили особое подразделение его армии, боровшееся против русских. По некоторым сведениям и знаменитый террорист Ш. Басаев являлся потомков одного из этих предателей.

В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и представитель Рогожской общины преподнес ему ключи города. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право грабить московские храмы. В это время многие старинные иконы были похищены из церквей и переместились к раскольникам.

Также староверы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров мирового старообрядчества.

Единственная война, в которой староверы встали на защиту нашей страны, была Великая Отечественная война 1941-1945 года, да и это произошло именно потому, что у власти стояли тогда безбожники.

Думаю, что после этого всякий, кто желает возрождения нашей родины, задумается о том, стоит ли обращать благосклонное внимание на староверов.

МИФ ТРЕТИЙ: СТАРООБРЯДЦЫ ВСЕГДА СТРЕМИЛИСЬ К И УКРЕПЛЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ УСТОЕВ ОБЩЕСТВА

Думаю, что любой думающий человек поймет, что, вряд ли те люди, которые привыкли предавать своих, могут служить идеалом благочестия. Но и с личным благочестием у староверов было не все так замечательно, как многие думают. Да, действительно, внешний быт у староверов поражал своей обрядовой цельностью. Действительно все дела у них делаются с молитвой, строго сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять было совсем не надо. Не случайно этнологи, желающие изучить языческие пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там, где было сильно влияние «никоновской» Церкви (например, в Москве и Подмосковье) почти не осталось ничего связанного с древним демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богоненависные деяния. И это не случайно! Ведь в самых корнях раскола таилась древняя зараза манихейства, поддерживавшего любой разврат.

Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения, которая преследовала староверие вплоть до 1960-тых годов. Страшный непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом «самовольным мученичеством». В страшных кострах конца XVII - начала XVIII века погибло более 20000 человек! По сравнению с этим меркнут и кажутся детскими забавами все современные преступления тоталитарных сект. Не случайно миссионеры сообщали, что над гарями видели бесов, кричавших: «наши, наши есте!» Но до сих пор апологеты старообрядчества продолжают оправдывать это чудовищное злодеяние, утверждая, что таким образом староверы «спасались» от насилия православных. При этом почему-то игнорируются свидетельства как православных, так и самих более благоразумных раскольников, что идеологи самосожжения сами сбегали из горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных. Игнорируется тот факт, что именно организаторы гарей впервые стали использовать наркотики (коноплю) для вербовки своих адептов, что они пользовались несчастными женщинами для блуда, оправдывая все «христовой любовью». Это что, идеал нравственности?Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине

Что же касается крепких староверческих семей, то тут также не надо обольщаться хотя бы потому, что именно старообрядцы впервые выступили против церковного брака. Еще Аввакум называл венчавшихся в церкви прелюбодеями. Его последователи утверждали, что лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно. Не случайно у беспоповцев возникла проблема – что делать с «новоженами». Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на них епитимии. Наконец, среди федосеевцев фиксировались страшные случаи детоубийства, когда ребенка топили в купели («чтобы праведником был»).

КАК ОТНОСИТЬСЯ К РАСКОЛУ

Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола по слову апостола: «умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17-18).

Крест на месте сожжения протопопа АввакумаНе надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто пребывает вне церкви, кто не желает с нами пить от Христовой Чаши. Вспомним, что и слуги дьявола – йоги, измождают свое тело, чтобы больше навредить своей душе. Спасение наше – не в обряде, а Боге, и приводит нас к Нему не строгое следование Закону («ведь делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20)), а Православная вера действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в Одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).

Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и мученической кровью – это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников примирению в Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережемся страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.

Священник Даниил Сысоев"
http://missia-udm.eparchia.ru/index.p....emid=79

Добавлено (07.03.2011, 14:56)
---------------------------------------------
Миссионерские листки о Крещенской воде

 
RosaДата: Понедельник, 20.06.2011, 22:11 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.raskol.net/categor....cheskii
 
TimonaДата: Вторник, 12.07.2011, 00:51 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Стоит ли чистота обряда трехсот лет раскола?
 
mj404Дата: Воскресенье, 26.04.2015, 04:04 | Сообщение # 5
Знакомлюсь
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Скажите, пожалуйста, кто сможет, а что такое ересь жидовствующих, почему она совпала с движением старообрядчества, и почему в староверы ушли только русские (в России)?

Сообщение отредактировал mj404 - Воскресенье, 26.04.2015, 04:06
 
Форум » Догматы » Ереси, раскол » Старообрядчество
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа