Познание основ православной веры

Четверг, 25.04.2024, 12:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Имяславие - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Ереси, раскол » Имяславие
Имяславие
deloДата: Вторник, 02.03.2010, 12:24 | Сообщение # 1
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Репутация: 0
Статус: Offline
Имяславие - это осужденное учение иили нет?
 
КлирДата: Вторник, 02.03.2010, 17:44 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Противоречия состояли в том, что имя Божие одни считали уже Самим Богом, а другие - только именем.
В Библии сказано "В начале было Слово и Слово было Бог" - так что аргумент довольно приличный для дискуссии.
И, если бы имя было только именем без призывания Его существа, разве был бы грех - "произнес имя Божие всуе"? Мне кажется нет. Если говорим о Боге - Он здесь, да и ведь Он вездесущ.
Или посмотрите на Причастие - кто верует - принимает Его в себя. А для неверующего - Бог не входит в человека. Был один случай. Один человек обманом хотел причаститься, принял и отошел в ужасе - весь рот был обожжен, причастие стало для него углем. Вот как страшно! а ведь это реальный случай.
Или посмотрите на рекламы американские - Христа богохульно изобразили с гамбургером, мол вкусно - берите. Разве Бог изображен? Нет - это пародия.
Возьмите видения у впавших в прелесть - сатана в образе Христа или ангела являлся, говоря лукавые речи. Разве это был вид Христа? Нет.
Также и со словом и Словом. Простое слово - человеческое, может быть о чем угодно. А если говорим с сознанием существа - произнося имя Божие - говорим о Самом Боге. И с произнесением имя Божия - Он пребывает в нас, если чист ваш храм души.
Слово - Бог - в значении выражения воли, сущности Божией, ведь Слово - точный образ Отца. Через Сына Божия открывается Отец и объявляется в нем, - говорил свт. Ириней Лионский. Как мы говорим вследствие рождения мысли, так рождается Христос от Отца. Как мы через слово сообщаем другим свои мысли, так и Бог говорит через Сына.
Вот форум. где уже обсуждена эта тема.
Нет, имяславие - не ересь, о чем говорили многие святые. Ошибка истории - в то время, как и в прочие времена, даже священноначалие могло ошибаться, но сознание Церкви все точки расставляло в дальнейшем на места.
 
NikДата: Вторник, 02.03.2010, 17:57 | Сообщение # 3
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Репутация: 0
Статус: Offline
Пророк Давид говорил сыну своему перед смертью: "храни завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его...чтобы Господь исполнил слово Свое".
Так что еще в древние времена говорилось об исполнении воли Божией через слово. А исполняется оно через хранение заповеди.
 
КлирДата: Четверг, 13.05.2010, 17:13 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Митрополит Вениамин (Федченков)

Имяславие

 
ДеньДата: Понедельник, 11.10.2010, 13:30 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Св Григорий Палама (Триада 2, ч.1): «1. Нет ничего страшнее лжи, нет ничего тяжелее бремени лжесвидетельства - но только для клеветников, не для страдающих от клеветы; эти часто делаются от нее еще совершеннее, получая за терпение небесные награды, а <всех говорящих ложь Господь погубит> (Пс.5,7). Однако когда грабитель кричит словно ограбленный, а клеветник словно оклеветанный плачет и жалуется на пострадавшего и ни в чем не повинного, то мыслимо ли дальше зайти в зле и какого осуждения он не достоин? Если даже оно постигнет его не сейчас, все равно он <сам на себя копит ярость в день праведного суда и откровения Бога> (Рим.2,5). Вот я и печалюсь, думая о приезжем из Сицилии философе, проповеднике внешних наук. Увидев его в монашеском одеянии, я было обрадовался, думая себе, что он поступит мудро, сблизившись до прохождения божественной науки с нашими лучшими монахами, которые, распрощавшись со всем остальным, посвящают в исихии свою жизнь Богу: он станет для нас, рассуждал я, тем книжником, который подобен сокровищу, являющему по Господню слову старое и новое. Но все вышло наоборот, и о ком я радовался в доброй надежде, о том теперь душевно горюю. Он сошелся с некоторыми из наших монахов, притом самыми простыми, притворяясь учеником, а потом отшатнулся от них, заявив свое осуждение, и стал писать против них сочинения, где пространно и несдержанно их ругал. С этими сочинениями он взял на себя смелость выступить не перед ними самими, а перед слушающими его и шумящими вокруг его юнцами, переубеждая тех, кто готов отказаться от отеческого образа мыслей, и монахов, не имевших опыта безмолвной жизни. Начал разноситься слух, что-де исихасты держатся нетерпимых убеждений; он им дал самое низменное имя, назвав омфалопсихами, а их так называемую ересь - омфалопсихией. Не выделив поименно никого из осуждаемых и в то же время утверждая, что встречался с сильнейшими из нас, он этим дал понять, что ставит под сомнение всех.
2. Тогда я стал и сам искать эти его писания. Но он так старался, чтобы они не попались на глаза никому из наших, что не давал их тем, кто хоть немного общался с нами и хоть однажды был у нас, не взяв сначала клятвенного обещания не показывать их никому из исихастов. Все же в конце концов его слово, блуждавшее во мраке и бежавшее от света откровенности, не миновало наших рук. Получив эти писания, я отчасти их просмотрел и увидел, что в них нет ни единого верного слова, но все ложь и изощренная клевета. В самом деле, он говорил там, что осуждаемые им исихасты учили его о совершенной бесполезности божественного писания, о том, что познание сущего - зло. Божья сущность чувственно видима и к этому видению ведут еще какие-то чувственные наблюдения, действия и занятия. Почему-то назвав все это омфалопсихией, объявив, как ему пришло в голову, бесовщиной и учредив самого себя единственным верным наставником, он распространялся затем об умной молитве и священном свете, устанавливал ступени духовного восхождения и мерило созерцания и богопознания и утверждал, что совершенство здесь приходит большей частью от внешней науки и занятий ею, потому что она дар Божий, подобный дарованиям пророков и апостолов.
3. Таковы были его сочинения и он задумывал и готовил намного худшие, когда, узнав о наших возражениях вдруг перепугался настолько, что согласился перед Церковью не распространять свои писания, забросить и совершенно уничтожить их как причину соблазна. Но поскольку за свои речи он подлежал справедливому осуждению, а некоторые из наших книг с возражениями против него он прочел и заметил, что увернуться от наших опровержений невозможно, то, не стерпев стыда и снова усевшись за стол, он кое-что в своих сочинениях вычеркивает, кое-что изменяет, название омфалопсихов совершенно выбрасывает, - пустое разоблаченное имя, лишенное содержания и не применимое ни к какому предмету, наподобие <козлооленя>, <конечеловека> и подобных вымыслов, - а то, что прежде объявлял бесовским, теперь называет природным, опять неизвестно почему. В наших сочинениях он кое-что, с чем не смеет спорить, пропускает, словно совсем не читал, а против другого, клеветнически исказив мысль, выступает, жалуясь при этом сам как якобы оклеветанный. Теперь он уже доверяет свои сочинения даже из собственных друзей не всем, а только немногим ближайшим. Один из них счел должным передать эти сочинения мне, заметив обман и попросив, чтобы я вступился, возразил по порядку на все твердыни лжи и в меру своих сил восстановил сияние истины, которую не могут затмить лжеучения. Рассудив, что надо повиноваться благочестивой просьбе и еще раз посвятить все свои силы защите правды, начну и теперь, как раньше, с рассуждения философа о науке и словесной учености».
 
TimonaДата: Воскресенье, 31.10.2010, 14:33 | Сообщение # 6
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Не знаете, про какие брошюры здесь сказано? Можно ли это понять, что написано может быть хорошо, но если враг душевный, твой искуситель стал переворачивать их, внушая что не надо, то и не стоит читать?

преп Амвросий Оптинский (Письма, п.407): Пишешь, что враги душевныя, чрез случай брошюрки Афонской горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние….Вперед будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсонофий Великий.

 
LianaДата: Воскресенье, 31.10.2010, 14:37 | Сообщение # 7
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Не знаю, но здесь ответ дан не о брошюрах, а о бесах.
Quote (Timona)
Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсонофий Великий.

Т.е. волки в овечьей шкуре - бесы, которые внушают плохие мысли. Если тяжело понять мирскому книгу монашескую - естественно - не надо умствовать.
 
LenosДата: Воскресенье, 31.10.2010, 14:41 | Сообщение # 8
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Авва Нестерой (Собеседования Иоанна Кассиана, гл.18): «А бездейственным бывает учение о духовных предметах по двум причинам: или оттого, что учащий, предлагая то, чего сам не испытал, старается пустым звуком слов научить слушателя, или оттого, что слушатель негодный, подвержен порокам, спасительного, святого учения духовного мужа не воспринимает ожесточенным сердцем (см. Ис.6,10)».

Добавлено (31.10.2010, 14:41)
---------------------------------------------

Quote (Liana)
Если тяжело понять мирскому книгу монашескую - естественно - не надо умствовать.

Даже для монахов - не сразу все дают читать.
свт Игнатий Брянчанинов (т.5): В чтении Отеческих писаний нужно наблюсти постепенность и никак не читать их поспешно. Сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преп. аввы Дорофея, Оглашения преп. Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 – предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам, и потому мало соответствуют новоначальным, - Слова св. Иоанна Лествичника, Творения преп. Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преп. Кассиана Римлянина...
Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные Отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преп. Исаии Отшельника, Слова св. Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преп. Макария Великого, сочинения прозой и стихами преп. Симеона Нового Богослова, и другие подобные этим деятельные писания Отцов. Все исчисленные здесь книги принадлежат к разряду деятельных или подвижнических, потому что в них изложены делание и подвиг иноческий.

Сообщение отредактировал Lenos - Воскресенье, 31.10.2010, 14:42
 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 19:19 | Сообщение # 9
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (День)
исихасты

А.Г. Дунаев Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов скачать: http://mirknig.com/knigi....ov.html
 
ToffiДата: Пятница, 04.02.2011, 19:20 | Сообщение # 10
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот что исихасты отвечали:

"Вы говорите, имяборцы, что Имя Божие — не Бог, и не Божество, и не Энергия Божества; но псаломник иное свидетельствует о Имени Божием: «Да возвратятся врази мои вспять, в онь же день призову Тя: се познах, яко Бог мой еси Ты. О Бозе похвалю Глагол, о Господе похвалю Слово» (пс. 55:10–11). Вникните в смысл этих слов и скажите, не ясно ли свидетельствует здесь Пророк, что призыванием Имени Господня он избавляется от врагов, и это его удостоверяет в Божестве Глагола и Слова Господня: «О Бозе похвалю Глагол, о Господе похвалю Слово». Вот еще свидетельства Божества и силы Глаголов Благовествования: «Се даст Гласу Своему Глас Силы». — «Той даст Силу и Державу людям Своим, благословен Бог» (Пс. 67:34–26). Не о Глаголах ли проповеди говорит Господь, что даст Гласу Своему Глас Силы, даст Силу и Державу людям Своим? Не ясно ли свидетель­ствуется этими словами, что Бог даст людям Энергию Свою в словах проповеди, и сия Энергия именуется и Гласом Силы, и Державою, и Силою."

"Вы, имяборцы, утверждаете, что чудеса происхо­дили не по силе призываемого Имени Господня, и приписываете нам мысль, будто мы утверждаем, что чудеса происходили по силе одного лишь Имени Господня, независимо от Самого Бога, по магической, якобы, силе имени. Но мы так нигде не говорим. Мы говорим, что во Имени Божием чудодействует Сила Божия и освящает таинства. Сия же Сила Божия, которая есть Деятельность (Энергия) Божества, сия Деятельность есть тройственна и триедина, ибо содержит в себе Благоволение Отца, Глагол Сына и Силу Духа Святого. Поэтому не без Благоволения Отца творится всякое чудо и вся­кое Таинство, но по Благоволению. А Благоволение Отца именно в том, чтобы всегда крещаемый крещался во Имя Господне, и молящийся всегда бывал услышан о Имени Господнем. Относительно же других чудес на каждый раз бывает особое изволение Божие, благодаря которому Именем Господним и творились, и по днесь творятся чудеса не по заказу, но тогда лишь, когда благословить Бог. Благоволить Бог ко всякому взыскующему Бога и призывающему Имя Его. Самое элементарное проявление в человеке веры в Бога есть призывание Имени Его. В особенности же благоволить Бог к совершенным в вере, духовно познающим Бо­жество Имени Его и верующим в силу Имени Его, почему Апостол Иоанн и убеждает веровать во Имя Господне."

"Некоторые настаивают на том, что Имени Божиему подобает поклонение «относительное, а не боголепное». Однако у Пророка Давида мы видим другое отношение к Имени Божиему: «Принесите Господеви славу и честь, принесите славу Имени Его» (Пс. 28:1–2). Итак, как видите, боголепная слава и честь подобает не одному Существу Божиему, но и Имени Его неотделимо от Бога. Сие же подтверждает Св. Тихон Задонский, говоря: «Имя Божие само в себе как свято, так славно и препрославлено есть... Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна н не пременяема есть, как и Сам Бог» (Т. 7, 167, изд. 218, 1826 г.). Вспомним молитву Господа Ииcyca Христа ко Отцу в день входа Его в Иерусалим: «Отче, прослави Имя Твое». Спрашивается, как просил Он Отца про­славить Имя Его? Боголепно? Или не Боголепно? И Отец ответил: «И прославих, и паки просла­влю», — как, Боголепно? или только относительно?"

"Итак, Имена Божии по естеству своему — непо­стижимы, требуют в себя веры, как то изъявил Св. Златоуст, суть, в противоположность именам человеческим: Свет, Бог непреодолимый, не­тленный, Сый и Живый, как то засвидетельствовал Св. Симеон Новый Богослов. Но вот, ныне имяборцы, дабы легче опровергать Божество и Боже­ственную Силу Имен Божиих, отрицают таин­ственную сущность Имен Божиих, и, основываясь на том, что Истина о Боге символически выражается какой-либо тварной идеей, и эта идея символически выражается звуками человеческого языка, основы­ваясь на этом, они хотят и во всяком Имени Божием видеть только символ — звук и идею. Истину же, выражаемую сим символом, не считать за сущность Имени Божиего, а как бы стоящей не­зависимо от него.

Но, спрашивается, с какого момента те имена, коими мы именуем Бога, делаются Именами Божиими? Не с того ли момента, когда мы их отнесем к Богу, и тогда они исполняются внутреннего содержания Божественного Откровения? Возьмем для примера слово «Отец»; разве можно сказать, что это слово всегда есть Имя Божие? Слово это состоит всегда из двух звуковых слогов, выражающих идею отечества, но в таком виде оно еще не есть Имя Божие, а делается Именем Божиим лишь тогда, когда кто-либо отнесет это имя к Богу, и оно исполнится внутреннего содержания мысли о Боге. Итак, не содержание ли мысленное всякого имени составляет его сущность, которая символи­чески выражается именуемой идеей по какому-либо одному свойству? По этой сущности и различаются имена человечекие от Имен Божиих, и то же имя «отец», когда его относят к людям, бывает по Св. Симеону, словом текучим и пустым, а когда его отнесут к Богу, бывает «Светом». Из этого рассуждения совершенно ясна ложность мудрования имяборцев, будто всякое Имя Божие состоит только из звука и выражаемой им идеи, ибо в таком безотносительном виде имя остается только никому не принадлежащим именем, а Име­нем Божиим делается лишь тогда, когда будет отнесено к Богу и исполнится мысли о Боге.

Итак, еще раз с неопровержимою ясностью вытекает, что идеи, коими именуется Бог во Именах Своих, и звуки сих Имен суть лишь тварная оболочка Имен Божиих, а сущность всякого Имени Божия есть «мысль о Боге», «Истина о Триипостасной Истине». Итак, воистину достойно есть Имя Божие именоваться Самим Богом, и отнюдь недопустимо почитать его за словес­ный символ, как то стараются установить имяборцы.

***

Итак, сущность всякого имени составляет вну­треннее мысленное содержание его, зависящее от того лица или предмета, к которому оно относится. Но имяборцы, не отрицая в речи человеческой на­личность внутреннего мысленного содержания, не допускают в собственных именах наличности иного содержания, кроме звуков и идеи. Какое, — спрашивают они, — мысленное содержание может быть в слове, положим, Иван? — Действительно, — ответим мы им, — в слове Иван, пока оно ни к кому не относится, нет никакого мысленного содержания, но в таком виде оно и не бывает чьим-либо собственным именем, но когда вы отнесете его к которому-либо Ивану, то в то самое мгновение оно исполнится мысли об этом Иване, и с того мо­мента сделается именем этого Ивана, и этот Иван сознает себя в этом имени, как в своем. Возьмем примеры: беседуют несколько человек, и каждый именуется Антонием. Итак, имя «Антоний» повторяется в беседе беспрестанно, однако, каждый сознает это имя принадлежащим именно ему лишь тогда, когда это имя говорящий к нему отнесет.

Итак, сущность всякого собственного имени составляет, во-первых, мысль о лице, к коему это имя относится, и эту мысль встречает сознание себя во имени своем того лица, к кому это имя относят. Итак, теперь совершенно понятно, почему Св. Симеон называет все относимые к Богу Имена — Светом и Богом: потому, во-первых, что Бог встречает каждое призывание Его Имени Сознанием Своим, Энергией Своей, и потому, во-вторых, что всякая истинная мысль о Боге есть дарование Его, Энергия Его, есть Его Откровение.

***

О, если бы нынешние имяборцы, прежде нежели обвинить имяславцев в хуле на Бога, состоящей якобы в том, что имяславцы, сознавая присутствие во Имени Божием Божественной Силы, именуют Имя Божие Богом, — о, если бы имяборцы вспомнили следующие слова Спасителя, на Которого тоже некогда возмутились фарисеи за то, что Он наименовал Себя Сыном Божиим: «о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, творишь Себе Бога. Отвеща им Иисус: Несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте? Аще оных рече богов к ним же слово Божие бысть, и не может разорится Писание, Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех, Сын Божий есмь» (Ин. 10:34–35). Итак, послушайте, имяборцы: не разо­ряется Писание тем, что богами признаются все приявшие Божественную Благодать в обращенном к ним Глаголе Божием? Что же является в данном случае обожающим? Словесная Деятельность Слова, восприемлемая верою слышащих и тем при­влекающая Благоволение Отца и Благодать Святого Духа. Итак, имеем ли мы право именовать Богом и Благоволение Отца, и Глагол Сына, и Благодать Святого Духа? Конечно, да, ибо все cиe есть деятель­ность или Триединая Энергия Божия, которая есть Бог — и вся в триединой совокупности, и Благоволе­ние, и Глагол, н Сила в отдельности. Вслед за этими, словами Господь дает верный признак, по которому мы можем отличить Бога от твари: «Аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте: да разу­меете и веруете яко во Мне Отец и Аз в Нем» (Ин. 10:38). Сии слова как нельзя лучше подходят к спору о Божестве Имени «Иисус». Аще Отцу Иоанну Кронштадтскому не веруете, именующему Имя Божие Самим Богом, аще Святому Симеону Новому Богослову не веруете, именующему Богом Сущим и Живым всякое именование Божие и всякий Глагол Божий, то поверьте же тем делам, которые производятся Именем Божиим, и которые за­свидетельствованы в Деяниях Апостольских н происходят н ныне пред очами нашими! Поверьте же в чудо, совершаемое присно Именем Господним в Таинстве Крещения! Если бы Имя Святой Троицы было не Бог и Имя Иисуса Христа не Бог, то как могло бы произойти обожение крещаемых, которое дается ради призывания Имени Господня над крещаемым!"
http://www.hesychasm.ru/library/Name/moya_misl.htm

Добавлено (04.02.2011, 19:06)
---------------------------------------------
"Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича)
св. Царю-Мученику Николаю от 7 октября 1916 г.

Впервые опубликовано:
Начала. Религиозно-философский журнал № 1–4. Имяславие. Вып. I (М., 1996). 179–182.

Христос посреде нас.

Ваше Императорское Величество, Державный Государь!

Господь говорит: "ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам" — и потому я снова дерзаю напомнить Вашему Величеству о Имени Господнем, которое доселе официально похулено, и о бедствующих иноках Афонских, которые доселе гонимы, лишаются в епархиях Святого Причастия, и далее понуждаются к отречению, и, невзирая на монашеский сан, (некоторые) забираются на войну, причем есть такие, которые уже и души свои в бою положили (монах Исидор, Иордан и др.). Но Ваше Величество, такая вопиющая несправедливость оскорбляет Бога, прогневляет Его, в особенности же греховно уничижать Имя Господне и отнимать от него то Божественное достоинство, в которое искони веровала наша Церковь и которое ныне официально отвергнуто Синодом — по какому-то вражьему наваждению. Но — "се ныне время благоприятное, се ныне день спасения". Не настал ли и ныне час исправить глубокую и вопиющую на небо ошибку в Афонском деле? Вспомните, Ваше Величество, как щедро наградил Вас Господь, когда Вы сломили упорство Синода в нежелании его прославлять Св. Иоанна Тобольского: в тот самый миг, как Синод соизволил, Господь предал в руки Ваши совершенно неожиданно с малыми потерями неприступный Эрзерум, а весной, когда Св. Синод обнародовал чин прославления, начались наши неожиданно необычайные успехи на Волыни и к югу. Вспомните и противоположные совпадения: поражение третьей армии совпало с тем моментом, когда Вы изволили удостоить особо милостивой грамотой архиепископа Антония Харьковского, и затем, дивное дело, противник остановился тогда, когда взял Почаевскую Лавру, ту самую Лавру, из которой раздались первые хулы архиепископа Антония Харьковского на Имя Господне, ибо там впервые были напечатаны в журнале "Русский Инок" мерзкие о Имени Господнем слова, будто "верить во Имя Господне только на руку хлыстам", которые назовут какого-нибудь "чувственного мужика — Иисусом, а бабу — Богородицею, и потом будут сваливаться в свальном грехе"... Неужели же столь облагодатствованное место могло было быть Богом предано на осквернение врагу, если бы на нем не был особый гнев Божий? Ужели враг не мог быть остановлен, с помощию благодати Божией, хотя в нескольких верстах от Почаева? Но враг только взял Почаев и там остановился!.. Припомните еще гибель лодки Донца: она первая погибла в Одесском рейде, потопленная турецким миноносцем, не успев сделать и выстрела!.. Нынешние люди не верят в эти знамения, но Ваша жизнь так полна этими чудесными предзнаменованиями, что Вы, Державный Государь, не можете не верить им. Смертельная рана, которую хотел Вам нанести сын диавола в Японии, не предуказывала ли Японскую войну и ужасный 1905 год? Но благодать Божия чудесно сохранила и Вас, и Россию. Кровопролитное празднество в день коронования не предуказывало ли кровопролитность Вашего царствования? Не предуказывало ли и на эту страшную войну, которая должна утвердить Ваше воцарение над всем православным Востоком? Ваше рождение в день праведного Иова не предзнаменовало ли это тот крест терпения, который Вам готовила судьба, и славный конец, которым вы будете награждены за Ваше терпение? Теперь промысел Божий ЖДЕТ ТОГО, ЧТОБЫ предать Вам Царьград, но УДОВЛЕТВОРИТЕ ЖЕ ПРАВОСУДИЕ БОЖИЕ И ВОССТАНОВИТЕ ЖЕ ПОРУГАННУЮ ЧЕСТЬ ИМЕНИ ГОСПОДНЯ! Предстоит еще упорнейшая, упорнейшая борьба, и не только с немцами, но и по взятии Царьграда — с союзниками. Потщитесь стяжать помощь Божию и благодать.

Я подаю Обер-Прокурору прилагаемые при сем две докладные записки и прошу его о пересмотре этого дела по богословской хотя только стороне. Это единственный выход из создавшегося ныне положения. Но выход и простой и легкий. Необходимо было бы назначить комиссию из нескольких достойных иерархов и ученых, которые разобрали бы наши исповедания и Синодальное послание от 18 мая 1913 г. Нет сомнения в том, что они не нашли бы в нас никакой ереси, и противные мнения были бы приведены к православному единомыслию, и дело приняло бы естественное течение, и по окончанию войны иноки имели бы возможность быть возвращены на Святую Гору.

Без прямого изъявления воли Вашего Императорского Величества о том, чтобы такая комиссия была назначена, она, конечно, не состоится, и поэтому я снова припадаю к стопам Вашего Величества и не ради себя, и не ради бедствующих иноков, но ради православия России и БЛАГА ВАШЕГО И РОССИИ, молю, приклоните ухо Ваше к молению моему и обратите Ваше царственное внимание на мою смиренную и благую просьбу.

Многогрешный раб Божий,
но усерднейший и искреннейший молитвенник
за державу, здравие и спасение Вашего Величества

Иеросхимонах Антоний.

Приписка, сделанная о. Антонием на копии двух его писем Государю, очевидно, уже после революции:

Не внял Государь благому духовному совету и духовному предупреждению. Не возымел мужества пойти в этом деле вразрез с верховными синодалами, не настоял на том, чтобы спорный вопрос об Имени Божием получил беспристрастное, авторитетное и независимое от лицеприятия рассмотрение; и ограничившись лишь несколькими слабыми полумерами, и добившись лишь некоторого послабления в церковном гонении против - "имябожников", — оставил в официальном похулении державное и зиждительное Имя Господне... Я не выдаю себя ни за пророка, ни за прозорливца, однако, иногда и "Саул бывает во пророцех", а в данном случае и мои слова оказались пророческими, ибо — "не удовлетворено было правосудие Божие", — "не восстановлена поруганная честь Имени Господня", и "отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары", о которых я с такой болью в сердце предупреждал Государя, предчувствуя неизбежность их, ибо разве могло остаться безнаказанным посягательство Пастырей Христовых на Святыню Имени Его! Особенно знаменательно то, что переворот совершился именно в неделю Св. Григория Паламы, боровшегося против Варлаама, которого мнения повторяют ныне имяборцы и пресловутое Синодальное Послание. Знаменательно также, что и имя — "Волынь", от первопастыря которой изошли первые хулы на Имя Господне, — и это имя оказалось первенствующим в перевороте, ибо весь этот стихийный переворот начат и произведен был — "Волынским" полком... Имеяй уши да слышит и о той страшной каре, которой подвергся митропол. Владимир, больше всех ответственный за все Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями арх. Антония, и упорно до самого последнего времени противившийся тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано... И вот, подобно Иерусалиму, распявшему Иисуса, и в России, распявшей Имя Его, — камня на камне ныне не остается. Закрыты клеветавшие против нас и хулившие Имя Господне издания, и даже типографии их отняты!.. Но и еще "рука Его простерта"!.. — аще не потщатся иерархи воздать должную честь и исповедание державному и зиждительному, и достойному боголепного почитания Имени Господню... И тогда в силах Господь паки пробавить милость любящим Его, и паки возградить разрушенный оплот Православия, и Царьград в руки православных предать, и крест на Св. Софии водрузить! Буди — аминь."
http://www.hesychasm.ru/library/Name/letters/letter_a9.htm

Добавлено (04.02.2011, 19:20)
---------------------------------------------
Митрополит Вениамин (Федченков)

Имяславие http://www.hesychasm.ru/library/Name/imyaslav.htm

 
LianaДата: Пятница, 04.02.2011, 19:57 | Сообщение # 11
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Еп. Иларион (Алфеев)

СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ
Введение в историю и проблематику имяславских споров http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr12.htm

Еп. Иларион (Алфеев)

СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ
Введение в историю и проблематику имяславских споров
http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr10.htm

Еп. Иларион (Алфеев)

СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ
http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr8.htm
http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr6.htm
http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr7.htm

Сообщение отредактировал Liana - Пятница, 04.02.2011, 19:59
 
LukaДата: Четверг, 03.03.2011, 18:05 | Сообщение # 12
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Письмо 85 свт.Игнатия Брянчанинова
К некоторому настоятелю
о молитве Иисусовой
http://dearfriend.narod.ru/books/dab/7-1.html#85
Старец Паисий не раскаивался, как разглашали некоторые, не вполне понявшие его слова и не имевшие определительного понятия о умной молитве, в напечатании книги «Добротолюбие», переведенной им с греческого на славянский язык. Он, проникая дух времени, предвидел вред многих легкомысленных и самочинных, имеющих повредиться употреблением великого блага умной молитвы во зло. Движимый духовною любовию и состраданием человечеству, столько поврежденному грехопадением, что самые средства к своему спасению оно обращает в средства к большему осуждению, к умножению бедствий, нанесенных грехопадением. Паисий огорчался и болезновал, подражая этим многомилостивейшему Господу Иисусу, Который проливал Свои всесвятейшие слезы о Иерусалиме, отвергшем Его, а потому не только отвергшем спасение, им принесенное, но и навлекшем на себя и на чад своих лютейшие казни. Такова была мысль Паисия! Такова была печаль его при напечатании «Добротолюбия», о переводе и напечатании которого он положил столько трудов! Эта мысль и эти чувствования изображены им в письме его к феодосию, архимандриту Софрониевой пустыни.
Не одно «Добротолюбие» употреблено во зло! Употреблены во зло писания святого апостола павла, как засвидетельствовал сам верховный Петр. Употреблено еретичествующими во зло все Священное Писание. Самое Божественное Евангелие употребили и доселе во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его удаляясь от единения со Вселенскою Церковию, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть церковию евангельскою. Апостол Павел свидетельствует, что они — апостолы — Христово благоухание Богови в спасаемых и погибающих: овем убо воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот (2Кор.2:15-16). Даже о Господе Христе сказал святой Богоприимец Симеон: се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израили, и в знамение пререкаемо(Лк.2:34).
Святой Исаак Сирский в 54-м слове говорит: «Слово крестное погибающим юродство есть. Что из сего следует? Поелику оное слово крестное казалось юродством тем, которые не ощущали силы сего слова, то долженствовало ли Павлу умолкнуть и престать от проповеди? Но и до сего дня крест служит поводом к претыканию и соблазну иудеям и еллинам. Итак, должно ли умолчать, чтоб сии не соблазнялись? Павел не только не умолчал, но так взывал: мне да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). поведано здесь святым апостолом хваление о Кресте не с тем, чтобы соблазнить других, но чтоб возвестить о великой силе Креста».
Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или и многие употребили его во зло. Это надо отнести и ко Иисусовой молитве. Сам Иисус был камнем преткновения для многих — проповедь о нем была камнем преткновения, Крест Его был камнем преткновения — как же святейшему имени Его не участвовать в тех же обстоятельствах? из того, что могу я заключать по двадцатилетним наблюдениям современного монашества Православной Отечественной Церкви, находясь это время сам в недре его, даю следующий отзыв: если находятся еще в наши времена, времена нищеты, глада и мрака в духовном отношении иноки, имеющие отчасти духовное рассуждение, то это те весьма немногие, которые, будучи просвещены умною Иисусовою молитвою, познали подробно свои страсти, действия лукавых духов и наконец действие Духа Божия, начинающегося с излияния в душу священного мира о Христе. Кто же при свете умной молитвы не узрел страстей своих, не познал действия лукавых духов и не вкусил, что такое мир Христов, соединяющий воедино ум, душу и тело; тот не имеет и понятия о духовном рассуждении, хотя и мнит иметь его, обольщаемый тщеславием. Таково мнение свойственно всем проходящим так называемый святым Симеоном Новым Богословом второй образ внимания и молитвы. При благонравии можно иметь рассуждение, или разум и естественный, и деятельный, и образованный науками и чтением, как весьма основательно рассуждает о сем преподобный Григорий Синайский; но это еще не рассуждение духовное! От такового разума отстоит духовное рассуждение, как небо от земли, и превосходнее его, как свет солнца превосходнее тусклого света ночных светил небесных.
 
KirenaДата: Пятница, 11.03.2011, 18:53 | Сообщение # 13
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Небольшой отрывок из новой книги старца Ефрема Филофейского "Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник".

"Старец не поучал нас много и не беседовал с нами много об умной молитве. Не потому что не мог, ведь он был по настоящему опытен в Умной молитве, был наследником и продолжателем предания о трезвении, но потому что он был осмотрителен, чтобы не вскружить нам головы мечтаниями о состояниях, которых мы ещё не достигли. Он давал нам немногословные краткие советы во время наших ночных откровений помыслов, в большинстве своём под видом указаний, но они всегда были многоценными.

Его принципом было: «двигайся вперёд, а я тебя сопровождаю». И слово становилось делом. Молитвами старца мы трудились в молитве. И бывали времена, когда мы молились по три, четыре, пять часов умной молитвой, со склонённой головой и умом, прилепленным в глубине духовного сердца. Иногда я поднимал голову, чтобы глотнуть воздуха, но эта сладость снова тянула меня внутрь сердца! Душа уже вкусила её и говорила: «Не проси ничего более, это оно. Сие есть драгоценное небесное сокровище! Отведай его!». Действительно! Много раз молитвы моего старца помогали мне стяжать духовное ощущение божественного посещения. Но мы, более молодые, не могли достичь тех духовных высот, на которых парил наш старец Иосиф.

Первое, что требовал Старец, как только кто-то присоединялся к нашему братству, как первое поучение, как первое понуждение было: молчание и молитва.

— Молитву, чадо моё. Я хочу слышать от тебя, как ты говоришь молитву, а не празднословишь.

Знал этот опытнейший учитель умной молитвы, что если новоначальный замолчит и станет упражняться в молитве, то положит хорошее начало и будет иметь богатые дары Божии в будущем. Поэтому он отмечал: «полезно монаху ест ли он, пьёт ли, сидит ли, служит или прогуливается или делает что бы то ни было вопиять непрестанно «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Так имя Господа Иисуса, нисходящее в глубину сердца, усмирит дракона, спасёт и оживотворит душу. Итак, упорствуй непрестанно в призывании имени Господа Иисуса, дабы поглотило сердце Господа и Господь сердце и стали эти двое единым».

И Старец постоянно следил за нами, чтобы мы понуждали себя к молчанию с молитвой. И поэтому говорил нам:

-Я ничего не хочу от Вас. Я буду готовить, я буду Вам служить. От Вас я хочу только молчание день и ночь, молитву, покаяние и, главным образом, слёзы. Ничего другого не желаю, только понуждение себя к молитве и слёзы день и ночь. Потому что, когда мы приходим из мира, ум наш очень загружен страстями, впечатлениями, мыслями, помыслами, искажениями и оттенками эгоизма и тщеславия. Весь этот мир страстей имеет и соответствующие помыслы и мечтания. Когда, для того чтобы помолиться, мы попробуем удержать ум оторванным и отвлечённым от всего этого, то нам это не удаётся. Почему же? Потому что мы немощны душой и ум удобно впадает в парение. И поскольку мы даже и за послушание не можем удержать молитву в уме так, как о том говорят отцы церкви и предание старцев наших, то мы пытаемся произносить молитву устно, чтобы таким образом гласом молитвы оторвать ум от парения, так чтобы, мало-помалу, молитва усладила ум и оторвала его от мирской пищи и так постепенно заключила его в сердце непрестанно призывающим имя Иисусово. В этом очень помогает прекращение пустословия, так чтобы всё время было занято молитвой.

Так же он нам говорил: «Только откроете глаза, немедленно начинайте молитву». Не оставляйте ум ваш блуждать здесь и там и терять время, которое многоценно для молитвы. Когда так понудите самих себя, то и Бог вам поможет приобрести святую привычку только лишь открыв глаза иметь молитву на первом месте на протяжении всего дня. В дальнейшем вы будете трудиться и при этом говорить молитву. Благословляется работа, освящаются уста, язык, сердце, место, время и весь человек, который произносит имя Иисуса Христа. Монах, который непрестанно говорит молитовку, вооружается такой божественной силой, что становится неуязвимым для бесов, которых она сжигает и уязвляет».

Говоря молитву весь день устами, наша душа имела такую радость, такое умиление и столько слёз, что это неописуемо. А много раз от устной молитвы приходила такая благодать, что молящийся испытывал такую божественную любовь, что ещё и ум его мог восхититься в созерцание. Это подтвердилось также и в послушаниях, когда необъяснимым способом ум был не просто в молитве, но в созерцании Бога, в созерцании - в чувстве – иного мира.

Восхищался ум мой ещё и тогда, когда я помогал Старцу идти в церковь ночью. Телом я помогал Старцу, но умом не был рядом с ним. Мой ум был в другом месте. Странствовал на небесах. И снова я приходил в себя и чувствовал, что находился рядом со Старцем и батюшкой Арсением. И затем я снова удалялся и, удивляясь в уме, говорил: «Какова духовная жизнь! Каково величие монашества! Как оно преображает человека? Как его переделывает? Как его изменяет? Как делает ум его настолько подвижным духовно, что он преодолевает все трудности и достигает того, что невозможно описать словами!»

Хотя мы и делали какую-то работу, Старец нас призывал: «Чада, говорите молитву, говорите её вслух!». Само собой, он не имел в виду бормотать, а то, что мы должны говорить молитву с напряжением сердца и совсем не прекращать её. Действительно, мы говорили молитву непрерывно, мягко, шёпотом, чтобы не было шума и не беспокоить ближнего брата. Но не прекращали её никогда, хрипело горло, и болел язык, но – молитва, молитва.

Итак, поскольку мы подвизались в устной молитве, нас называли тщеславными и прельщёнными. Но мы делали этот не для того, чтобы чужие нас слышали и восхваляли. Нет!!! Но потому что это был способ подвижничества и метод молитвы со многими плодами:

1. Именем Христовым освящается атмосфера и изгоняются демоны.

2. Когда кто-то молится, тогда постороннему нелегко приблизиться к нему ради празднословия. Подумает так: «Как я оторву его сейчас от молитвы и стану ему говорить: «Знаешь! Это, другое, третье». Он не обратит на меня внимание».

3. Прекращается парение, то есть «празднословие» ума. Потому что если даже и ускользнёт ум, очень быстро звук голоса вернёт его назад.

4. Брат, который впадает в мечтательность или празднословие может придти в себя и сказать: «Вот, брат мой молится, а я чем занимаюсь?»

Итак, устное призывание, безмолвное, мирное, тихое, приносит столько хорошего! И имя Христово слышится так, как слышится жужжание пчёл, когда они влетают и вылетают из улья, делая мёд, такой нужный и полезный. Также как и этот мёд, такая же духовная польза бывает, когда мы призываем, как некие духовные пчёлы, имя Христово. И Господь, который даёт «молитву молящемуся», видя доброе намерение человека, даёт потом и награды.

И потом, от устного призывания, молитва становится внутренней. Открывается умно дорога и молящийся говорит молитву без усилий. Он восстаёт ото сна и тут же молитва начинается сама!

Сначала он начинает с понуждением говорить молитву устно. Когда «бульдозером» гласной молитвы откроется путь, потом он удобно движется на «машине» ума. Устное призывание открывает дорогу в уме, и потом молитва начинает произноситься удобно внутренним словом.

И если молитва проникает ещё глубже и развивается – а это нечто, что принадлежит, по преимуществу, великим трезвенноумным отцам, - тогда в сердце открывается не просто дорога, а самый настоящий проспект. Когда сердце поучается в имени Христовом, тогда бывает великий праздник, с огромной пользой, с огромными духовными богатствами. Тогда находит монах скрытую жемчужину, духовное сокровище и уподобляется мудрому купцу, давшему в выкуп всё: состояние, образование, мирскую славу, домашних, родину, да ещё и самого себя для того чтобы купить сию скрытую многоценную жемчужину и стать богатейшим духовно. Но начинает он как мелкий торговец. Поэтому необходимо гласное призывание в молитве.

Если бы мы не усердствовали в устной молитве и молчании, согласно с заповедью Старца, ум наш блуждал бы по всем закоулкам и приносил бы всю грязь мечтания в сердце.

Если бы не привёл нас сладчайший Бог к этому великому старцу, то мы бы только службы совершали. Конечно же, и уставные службы исключительно полезны по нашей духовно немощи, но у них нет силы усмирить страсти так, как умная молитва. И это происходит по трём причинам:

+ Во-первых, потому что умная молитва не отвлекается на многие слова, как на службах, но концентрируется на немногих словах. Так ум усваивает молитву с большим удобством и входит вместе с ней в глубину сердца.

+ Во-вторых, потому что каждый может произносить эту небольшую молитву независимо от образования и духовного уровня. Тебе не нужно знать ни грамоту, ни устава, ни музыку. Таким образом, она непосредственно подходит всем.

+ И, в-третьих, потому что ты можешь говорить молитву весь день и где угодно. Нет ни места, ни времени, ни состояния в котором ты не можешь помолиться. Но в церкви ли ты, в келье ли, на работе, в дороге ли, в больнице ли, в тюрьме ли, ничего не препятствует молитовке, она всё освящает и бесов устрашает.

Как-то раз произошло следующее событие, которое укрепило мою веру в силу и достоинство устной молитвы..."

Добавлено (11.03.2011, 18:46)
---------------------------------------------
"Старец Ефрем Катунакский о действии сердечной молитвы

Один раз, находясь в благодатном состоянии, я прекратил говорит во время молитвы «Господи» и говорил только «Иисусе Христе, помилуй мя». Поскольку благодать увеличивалась всё более, я перестал говорить и «Христе». Затем перестал говорить и «помилуй мя» и произносил только «Иисусе мой». Благодать непрерывно росла, наступил момент, когда я не мог сказать и «Иисусе мой», но смотрел, с поднятой головой, вверх, как пригвождённый, почти недвижимый. Когда кто-то находится в таком предыступлённом состоянии, он ещё имеет, конечно, свои чувства. Далее – исступление. Находящийся в таковом состоянии имеет внутри себя невыразимую сладость, блаженство, слёзы, Божественную любовь и так далее, и по причине всего этого тело дервенеет. (ср. описание этого состоянии старцем Паисием Афонским http://www.taday.ru/text/126369.html прим. перевод.)
Это состоянии приходит в конце, иными словами оно является концом, результатом сердечной молитвы. Так происходит тогда, когда молитва подействовала.
Авва Исаак говорит, что когда благодать осеняет молящегося, он полагает, что это есть рай или начатки рая. Много раз произнося молитву чувствуешь внутри себя радость, мир, блаженство. Много раз, находясь в этом состоянии, я говорил старцу Иосифу: «Если и в аду буду, мне всё равно, мне достаточно говорить молитву».
Вопрос: Благодать молитвы и радость, которая источается внутри нас способны способны принести человеку такую радость что он будет говорить «только бы молитву мне иметь и там где молитва там и вокруг и рай будет»? Это происходит потому что молитва имеет имя Христово? И там где имя Господа там и благодать?
Ответ: Да, там где имя Христово там действует благодать. Зачем мы занимаемся умным деланием? Зачем трудимся в умной молитве? Для того чтобы найти плод крещения, который мы потеряли.
Когда, отец мой, приходит действие умной молитвы, думаешь, что это и есть рай. Мне достаточно того, что я чувствую, не хочу ничего иного. Когда пришла благодать она сделает тебя радостным. Только лишь бы пришла благодать".

Добавлено (11.03.2011, 18:49)
---------------------------------------------
"небольшой отрывок из перевода, сделанного Андреем Захаровым с афонского скита Новая Фиваида. В этом отрывке будущий старец Ефрем рассказывает о первых своих уроках умного делания.
http://m-kleopas.livejournal.com/25291.html

Прошло уже некоторое время с тех пор, как я оставил мир. О. Арсений мне говорит:
-Иди сюда, я тебя научу как-нибудь творить молитву.
Я тогда не знал умной молитвы.
- Пойдем в мою келью.
Казалось его келья была столь мала, что походила на гроб. Как она могла вместить нас вдвоем?! Тогда он сказал:
- Я буду выпрямившись стоять на полу, а ты стой на досках кровати. Будем вместе заключать наш ум в сердце и говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и посмотрим – что будет. Понял?
- Понял!
- Но следи за своим умом, а не за языком. Стоим прямо – ты и я. Следи внимательно, не склоняйся ко сну!
- Нет. Я не засну.
Я насколько мог пытался понять то, что он говорил об умной молитве, прилагал усилия, но не получалось ничего. Мы сосредоточились, но ум мой крутился здесь и там.
Как только прошло немного времени, он спрашивает меня:
- Понимаешь что-нибудь? Чувствуешь благодать Божию?
- Нет, батюшка мой.
- Вооо-он отсюда! Мы молились столько времени, и ты ничего не понял? Мое сердце уже настолько наполнилось светом и радостью… а у тебя – ничего?! Ты – бык что ли?! Что ты делаешь?
- Нет, я понимаю, что делаю!
Действительно, он был настолько прост и благодатен. Он думал, что любой без труда может достичь его молитвенных состояний, что это легко, как огонь зажечь-потушить. Но на самом деле, он был недосягаемым. Непоколебимая вера и стальное послушание Старцу исполнили его духовными дарованиями. Как мог кто-либо достигнуть этого уровня?
А после обеда он сказал мне:
- Давай, иди в свою келью и будешь там творить молитву!
Пошел и я в свою келью, которая находилась рядом с ним, и начал произносить вслух: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Тук-тук – он стучит мне в стеночку:
- Не говори! Молись, внимая уму, - ты мне мешаешь!
Я же просто не мог, сознание мое отбегало. Внутреннее слово не работало, ум расточался, игла цеплялась. Хуже всего было то, что меня борол сон. Где бы я мог немного раскачаться в этой маленькой клетке, чтобы противостоять сну? Боюсь, что именно от дремоты я свалился. Как я ударился! Чтобы не засыпать я начал шептать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Однако старец Арсений до последнего своего часа, а преставился он 97-ми лет, имел острый слух. Поистине, он имел слух как у маленького ребенка. Естественно, он меня услышал. Тук-тук… Он ударил в стенку. Я догадался, что он опять зовет меня.
- Я же тебе объяснил! – Молиться не устами, а умом!
На следующий день он передал все Старцу, а мне заметил:
- Шепчет мой мальчик... Когда ты вырастешь?! Ты во время своего бдения молишься восемь часов, а мы – десять-двенандцать. Ты еще маленький мальчонка. Пока мы не можем одеть на тебя даже седло. А как только оденем на тебя седло, тогда и ты будешь молиться десять-двенандцать часов.
Можете себе представить то духовное богатство, которое накопили в себе эти титаны духа! Двенадцать часов умной молитвы ежедневно! Как мы можем достичь такой меры, мы, юные. Мы это можем найти только в Синаксариях великих отцов-аскетов!"

Добавлено (11.03.2011, 18:52)
---------------------------------------------
"Письмо старца Ефрема Катунакского о молитве

Перевели, с Божьей помощью, письмо старца Ефрема Катунакского о молитве. Отрывки из этого письма определённо уже есть на русском языке в книгах о старце Ефреме, но переводилось ли письмо целиком - у меня нет возможности проверить.

Чадо моё, произноси молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» день и ночь, постоянно. Молитва даст всё, молитва всё в себе содержит, всё в себе заключает: прошение, утешение, веру, исповедание, богословие и так далее. Молитва должна говориться без перерыва.

Молитва принесёт мало-помалу мир, сладость, радость, слёзы. Мир и сладость принесут ещё больше молитвы, а следом молитва принесёт ещё больше мира и сладости и так далее. Придёт момент, когда, если остановится молитва, почувствуешь себя плохо.

Когда монах находит эту радость и мир от молитвы, тогда почитает за сор всё сущее в мире. Тогда прославляет он Бога, который его восхитил из мирской суеты. Тогда думает: что же будет там, в Раю, если так удостоил его Господь, что он ещё здесь насыщается благодатью, что ещё здесь испытывает таковое блаженство? Думает: каковы же будут те невыразимые блага?!Так, молитва принесёт мир и сладость, а затем принесёт и слёзы. Сами собой будут идти слёзы, слёзы это некая иная ступенька. Сначала обретёшь через молитву радость, мир и сладость. Сначала их испытаешь, а после придут и слёзы. Далее, если будет угодно Богу, может быть, вкусишь и другие состояния, например восхищение ума и т.д.
Ты, чадо мое, говори молитву, понуждай самого себя говорить молитву, произноси молитву, даже если делаешь какую-то работу. Иногда тебе трудно будет говорить молитву во время работы, но придёт время, когда, хотя и будешь иметь какую-то работу, хотя и будешь чем-то заниматься, будешь говорить одновременно и молитву. Неким образом, у тебя будет как будто бы две головы: одна будет говорить молитву, а другая будет продолжать исполнять любую работу, любое попечение.

Восхищение ума это более высокое состояние. Оно даётся Богом, Святым Духом. Восхищается и возносится ум в необозримые высоты. Тогда ты чувствуешь, что твой ум оставил тебя, тогда ум ведом силой Божией и Бог ведёт его туда, куда хочет. Тогда он или славословит бесконечного Бога, то есть путеводится в славословие, или зрит таинства Божии.

Эта молитва, которую мы произносим, нас очищает мало-помалу от страстей.

Дьявол очень боится этой молитвы. Он боится этой молитвы, которая как круг пламени окружает молящегося. Как я уже упоминал, когда говорил о послушании, тот одержимый, который был тут в келье неподалёку, когда исправился по причине своего послушания, рассказывал мне:
- Произнося молитву, я видел беса напротив себя, который взволновался. На второй молитве он затрепетал ещё больше. А на третьей он стал невидим.

Как-то раз, когда я был новоначальным, лукавый искусил меня. У меня была плотская брань. Я лег отдохнуть, но трудна плотская брань! Я стал с теплотою произносить молитву. Тогда, посреди сна, вижу некое видение: напротив входной двери стоял некий бес, каким его описывают отцы, с рогами, с чёрными крыльями и так далее и хохотал. Однако он не мог приблизиться к моей келии! Я пришёл в себя, пошёл и рассказал это всё старцу Иосифу. А он мне говорит: Видишь, чадо моё, молитвой ты держишь его у входа, и он не может к тебе приблизиться!

Один монах принимал хульные помыслы. Мы говорили, чтобы он произносил постоянно молитву, без перерыва. А он за своё, не слушал. Не слушался и в других вещах. За этого монаха молился и старец Иосиф и я, очень много. Один раз, после продолжительной молитвы, которую я совершил за него, я как будто бы заснул. Тогда я увидел на некотором расстоянии как будто бы женщину, которая пела и того монаха, за которого я молился ранее, идущего к ней. Я окрикнул его по имени. А тот ничего, не останавливается, продолжает идти к ней. Снова его зову, опять не останавливается. Третий раз его зову, а он опять не останавливается! Я пришёл в себя. Так я получил извещение, что дьявол его не искушает, но он сам себе есть диавол. Т.е. он сам, по своему произволению, идёт к сатане. Он сам себе искушение.
Умная молитва мало-помалу приводит человека в первую благодать Крещения.

Следите за тем, чтобы не огорчал один другого. Когда огорчается брат, не можешь творить молитву, молитва угасает.

Старец Иосиф говорил своим послушникам: «От вас мне ничего не нужно. Я буду готовить. Я буду вам служить. Я хочу от вас молитву день и ночь, покаяние, главным образом слёзы. Ничего другого мне не нужно, а только жизнь в молитве и слёзы день и ночь».

Один раз, находясь во Святой Анне, в келии честного Предтечи и желая помолиться я не мог сделать это, потому что ниже келии происходил большой шум, переполох и крики. Я думал, как же я буду молиться при таком шуме. Тогда, произнося молитву устами, я попробовал войти внутрь себя, в самого себя. Я прилагал усилия и молился, чтобы Господь мне помог. В течение целого часа я ничего не слышал. Когда я вывел ум из сердца и пришёл в себя, ну, говорю, где же я находился всё это время?! Тогда я кое-что понял касательно умной молитвы". http://m-kleopas.livejournal.com/24845.html
© 2009 Ιερά Μονή Πέτρας Καταφυγίου

Добавлено (11.03.2011, 18:53)
---------------------------------------------
Старец Иосиф Ватопедский рассказывал, что встретился с одной старушкой в Яннине (город на северо-западе Греции), которая поведала ему следующее:

Молюсь Богу. И если бы и хотела, не могу забыть Его, но происходит и нечто иное со мною. Когда молюсь, поднимаюсь на воздух и стою на метр от земли. Хочу спуститься и не могу. Для того, чтобы спуститься, нужно чтобы я остановила молитву.
*
Другая, ныне живущая старица молится постоянно и служит больным. Как-то раз во время молитвы она поднялась над землей. Испугалась, прекратила молиться и тут же опустилась на землю.
http://m-kleopas.livejournal.com/24735.html

 
RosaДата: Воскресенье, 13.03.2011, 20:56 | Сообщение # 14
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Kirena)
встретился с одной старушкой в Яннине

А обычный человек, не святой, может достичь такого состояния?
 
TimonaДата: Воскресенье, 01.05.2011, 21:21 | Сообщение # 15
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Вопрос касается спора об имени Божием. Архиман¬дрит Софроний (Сахаров) как-то писал, что ошиб¬ка в догматическом исповедании обязательно отразит¬ся на духовной жизни. Как Вы думаете, каким образом предмет спора между имяславцами и имябожниками может отразиться на духовной жизни челове¬ка? И еще: я могу понять, когда спор шел между мона¬хами,- это их жизнь. Но почему к нему подключилась интеллигенция, в лице будущих представителей Па¬рижской школы богословия, которые, может, о Иису¬совой молитве только в книжках читали? Дело, навер¬ное, не только в том, чтобы лишний раз упрекнуть высшее духовенство, хотя это тоже сыграло, как я пони¬маю, свою роль. И почему в настоящее время защитой имяславцев занимаются «либерал-экуменисты», ка¬кой им в этом прок?
Вы затронули очень важный вопрос об имяславских спо¬рах. Если афонские монахи допускали ошибку, пытаясь ин¬терпретировать свое молитвенное состояние в богословских-терминах, то у декадентов от религии имяславство было вос¬принято как новая возможность соединения христианства с античным гностицизмом или же с платонизмом. Это - тяготе¬ние к пантеизму, где имя приобретает магическое значение и человек, обладающий знанием имен, может оказывать влия¬ние на духовный и физический мир. Инициация в некоторых оккультных сектах и союзах заключалась в сообщении неофи¬ту тайного имени. Эти люди, в противоположность афонским имяславцам, не обладали опытом Иисусовой молитвы, но их характеризует какое-то тайное, а иногда даже нескрываемое тяготение к каббалистике. Учение о том, что «имя Иисус есть Бог», они восприняли как возможность повелевать Богом че¬рез Его имя; для них Бог становился заложником Своего соб¬ственного имени. Какой восторг для бунтарского духа этих ма¬леньких прометеев! Для афонских монахов ошибка заключалась в смещении двух стилей речи,- поэтико-гимнографического с богословским, - и образа как средства выраже¬ния с суждением и идеей. А в кругу декадентов имяславство приняло форму пантеизма, не менее радикальную, чем ересь Евномия. В этом смысле можно обнаружить определенное сходство между имяславством и софиологией. Я полагаю, что в будущем имяславство может вдохновлять современных христианоязычников на новые провокации против Православия".
архим. Рафаил К.
 
Форум » Догматы » Ереси, раскол » Имяславие
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа