Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 11:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Борьба с помыслами - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Если уже страсть... » Борьба с помыслами
Борьба с помыслами
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 22:13 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Борьба с помыслами
Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).

Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.
Щит веры

Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.

Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.

Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.

В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».
http://www.irkutsk.orthodoxy.ru/monitor.php?ID=1940

 
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 22:14 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
О вреде некоторых источников информации

Итак, выясняется, что дурные мысли, греховные желания и стремления не являются кровной собственностью нашей души. Они приходят извне и могут быть как приняты и взращены нами, так и отринуты и изгнаны. На то нам и дана свободная воля.

Откуда же приходит все это? Говоря глобально, источник их один. Бог зла не сотворил, и первым, кто начал творить зло во вселенной, был сатана. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8), – говорит апостол Иоанн Богослов. И принимая крещение, мы «отрекаемся от сатаны и от всех дел его». То есть от дел греха. Поэтому люди, сеющие грех и соблазн, творят, конечно, дело диавола.

Дурные, греховные помыслы почти всегда рождаются от зрительных, слуховых и каких-либо других чувственных образов и впечатлений. Конечно, могут быть помыслы и прямо, непосредственно всеваемые сатаной, но их не так много, как порой кажется. Каковы эти внешние раздражители низменных инстинктов? На первом месте, без преувеличения, стоят современные источники массовой информации: телевидение, «желтая» и развлекательная пресса, радио, очень многие интернет-сайты.

Из-за того, что почти все масс-медиа у нас частные, а значит – коммерческие, их доход и благосостояние их владельцев зависит только от одного – от рейтинга. И чем большее число людей будут смотреть или слушать в данный час определенный канал, покупать то или иное издание, тем больше рекламных компаний будут вкладывать в него деньги – все очень просто. А чтобы привлечь зрительское или читательское внимание, нужно как можно больше развлекать, играть на самых низменных страстях и пороках, показывать что-то полузапретное (запретный плод, как известно, сладок). Но это только один аспект проблемы, ведь, кроме коммерческой стороны вопроса, есть иная, куда более важная, сторона – нравственная. Мы испытываем сейчас жесточайший натиск: огромные средства тратятся на то, чтобы разложить наш народ нравственно и духовно.

Но не только СМИ сеют грех. Греховные помыслы могут прийти к нам из всего того, что мы читаем, слышим, видим и чувствуем. То есть из книг, фильмов, разговоров, встреч и т.д.

Как же сохранить свою душу и ум в чистоте, если мы живем в мире, пропитанном информацией, если зрительные и звуковые образы пронизывают весь наш быт? Да, это, конечно, сложно, но возможно. В аскетике это называется хранение зрения, слуха и ума.

Начнем с того, что 90% информации, которую получает ежедневно современный человек, ему не только не нужны, но и очень вредны. Вдобавок, вся эта информация отвратительного качества. Помните, что говорил профессор Преображенский в романе М. Булгакова «Собачье сердце»? «Не читайте до еды советских газет» – можно испортить пищеварение. Думаю, что современную прессу и после еды читать не стоит.

Подавляющее большинство наших современников из-за любви к СМИ вообще отучились самостоятельно мыслить и анализировать. Да и времени на это нет, ведь нужно прочитать все те газеты и журналы, на которые подписались; посмотреть последние новости; пока стоишь в пробках, послушать любимую радиостанцию; да еще надо, чтобы вечером на сериал сил хватило. При этом человек находится в полной уверенности, что его мысли – это его собственные мысли. Он уже не понимает сам, где говорит за него Владимир Познер, где Александр Гордон, а где вообще Михаил Задорнов. Способность к самостоятельному мышлению почти утрачивается. Если и наблюдается еще какое-то разномыслие среди нашего населения, так это только потому, что люди смотрят разные передачи, точки зрения ведущих и участников которых не всегда совпадают. Как говорил Козьма Прутков, «многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». По этому принципу работает наша «четвертая власть», которая, действительно, является властью реальной, ибо способна манипулировать сознанием людей как угодно.

У нас частенько говорят о фальсификации выборов, о неправильном подсчете голосов и подложных бюллетенях. А ведь все это абсолютно ненужная вещь. Достаточно просто за несколько недель до выборов показывать по телевидению одно и то же лицо, и все как один за него проголосуют. Какими бы качествами кандидат ни обладал. Наполеон говорил: «Несколько газет могут сделать больше, чем целая армия». Что бы сказал Бонапарт, если бы был знаком с телевидением?! Но тема наша все-таки не политические технологии, а борьба со страстями, поэтому вернемся к ней.

Можно сказать совершенно точно: смотрение телевизора, чтение «желтой», бульварной прессы, общение с другими СМИ разжигают в нашей душе все восемь страстей.

Посмотрим, как же СМИ способствуют их пробуждению в душе человека.

Чревообъедение. Проявление этой страсти есть чревоугодие, пьянство, наркомания и курение. Телевидение и другие СМИ вообще нацелены на культ гедонизма, наслаждения. Вспомним хотя бы рекламные лозунги «Бери от жизни всё!», «Еда – это наслаждение, наслаждение вкусом!» и другие. Про явную и скрытую рекламу пива и иных алкогольных напитков можно и не говорить. Нам вообще всячески стараются внушить, что без алкоголя жизнь в принципе немыслима. В фильмах или сериалах о военных или милиционерах (то есть о «настоящих мужчинах») вся их жизнь постоянно сопровождается приемом спиртного (водки и пива). Притом, естественно, все это щедро проплачено спонсорами, чей товар рекламируют актеры. Почти все герои постоянно курят. К слову сказать, в голливудских фильмах уже практически нельзя увидеть положительного героя, который пьет спиртное или затягивается сигаретой. Американцы наконец поняли, какое действие подобные примеры оказывают на молодежь.

Но все это еще цветочки. Ведь на нашем телевидении нередки сцены, где вполне положительные герои употребляют наркотики и курят «травку». Помню, как в одном известном российском фильме, словно рекламный слоган, несколько раз звучит фраза: «Трава – не наркотик!».

Любодеяние. Ну, тут не стоит даже особенно много говорить, достаточно перелистать любую популярную газету или включить телевизор, особенно какой-нибудь молодежный канал, скажем, MTV. Весь теле- и радиоэфир наполнен непристойными сценами, разговорами на тему сексуальных отношений, шутками «ниже пояса» и передачами «про это». В европейских странах, и даже в Америке, фильмы и передачи эротического содержания уже давно показывают только в определенное время поздно вечером.

Сребролюбие. На тему культа алчности, жадности, сребролюбия существует масса теле- и радиопередач, в которых целенаправленно внушается, что без приложения особых усилий и труда можно «стать миллионером». Вместе с этим возбуждается обратная сторона алчности – зависть. Ведь тот уровень жизни, то есть товары и развлечения, которые рекламируют СМИ, доступны только небольшому кругу людей. А остальным остается только глотать слюнки и завидовать.

Гнев. Зависть вызывает гнев. Это понятно. Когда в стране очень многие сидят без работы, не получают месяцами зарплату и не могут прожить на пенсию, вполне понятно, что то, что эти люди видят по телевизору, вызывает раздражение и гнев: рейтинги самых богатых людей страны, реклама жилья за несколько тысяч долларов за квадратный метр и прочее. Любая сводка новостей – причина для гнева: коррупция, несправедливость, бездействие властей и правоохранительных органов. Прибавим к этому возбуждающие агрессию фильмы со сценами насилия и жестокости. И можно только догадываться, какое действие способно произвести на человеческую душу интервью с маньяком, рассказывающим, как он получает удовольствие от убийства.

Печаль, уныние. Те же новости, кроме печали, уныния и тревоги, ничего вызвать не могут. Катастрофы, ДТП, аварии, убийства, войны и локальные конфликты, кризисы и дефолты… И так каждый день.

Тщеславие. Гордыня. Если по ТВ, в прессе человек постоянно узнает о людских пороках и грехах, он начинает впадать в осуждение и превозношение: «Если звезды и политики погрязли в разврате и излишестве, то я еще очень даже ничего». С другой стороны, он начинает свыкаться с тем, что порок, грех – это норма жизни.

Пусть меня простят, что я так долго излагал всем хорошо известные вещи, но иногда в повседневной суете мы просто не задумываемся, каким зверям открываем ворота, когда включаем телевизор или берем в руки газету. То, о чем даже взрослый человек, скорее всего, никогда бы и не подумал, может быть вытащено наружу с помощью похабного фильма или развратной статьи. Совершенно ужасные мысли и инстинкты могут быть расторможены, если не хранить свое зрение и слух.

Что делать? Вековечный российский вопрос. Неужели жить в информационной изоляции и не знать ничего, что делается в мире и стране? Проблема эта сильно преувеличена. Мы живем не в пустыне, не на необитаемом острове. Поверьте, все новости, которые нам действительно нужны, мы узнаем и так. Ну, может быть, с опозданием максимум на один день. Нам все равно их сообщат на работе, друзья, знакомые, родственники. Но теряем мы, общаясь со СМИ, гораздо больше. Можно сказать совершенно определенно: тот, кто регулярно смотрит телевизор, слушает радио и читает прессу, не может сохранить свой ум, слух и зрение в чистоте.

Телевидение, кинематограф вообще очень агрессивная штука; по силе воздействия они стоят на первом месте. Ведь человеку вкладывается в сознание уже готовая картинка, ему не нужно раздумывать, включать воображение, ему предлагается готовый образ. И что самое страшное: этот образ он потом начинает считать уже порождением своего ума. Недаром Ленин – великий знаток манипуляции массовым сознанием – говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Человек, который смотрит телевизор, не может заниматься уже ничем другим – ни делать дела (даже самые простые), ни даже вкушать пищу (доказано, что это очень вредно). Даже радио можно слушать и, например, мыть посуду, а делать это, смотря телевизор, нельзя.

Если профессия человека не связана с политикой или какими-либо сферами деятельности, где действительно нужны последние новости, то он ничего не потеряет, когда ограничит общение со СМИ до минимума. А приобретет очень многое: ясность ума, ограничение соблазнов и бездну свободного времени, которое можно потратить на чтение хорошей литературы, культурный досуг, общение с близкими и другие нужные дела. СМИ недаром разжигают все страсти, их действие подобно действию страстей, они дают зависимость, подсадку. Начав смотреть какой-нибудь фильм, можно потом часами не выключать телевизор, забыв обо всех делах.

Поэтому очень хорошо хотя бы сильно ограничить влияние на нас масс-медиа. Если в доме есть дети, то сделать это просто необходимо. Нужно постараться хотя бы постами, в среду и пятницу не смотреть телевизор. Иначе вся наша борьба со страстями будет очень неэффективной. А тем, кто боится остаться совсем без информации, можно посоветовать выбирать те радиопередачи, газеты и сайты, содержащие блоки новостей, которые являются наиболее нейтральными и безобидными. При нынешнем выборе таковые пока еще есть.

 
КоляДата: Понедельник, 10.01.2011, 12:29 | Сообщение # 3
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
"Своим вниманием ты обнаруживаешь врага, приближающегося к дверям твоего сердца, например, желание помыслить зло о твоем ближнем. Противостоянием воли ты избегаешь этого соблазна. Но в следующую же минуту ты попадаешь в ловушку приятной самодовольной мысли: какой я внимательный. Твоя мнимая победа оказалась поражением. Недоставало смирения. Молитвой ты как бы передаешь борьбу в руки Божий, и у тебя не будет повода к самодовольству. И вскоре ты убедишься, что нет сильнее оружия, чем имя Господне.

Этот же пример показывает, что борьбу нужно вести беспрерывно. Бурным потоком врываются вражий помыслы, их надо как можно скорее остановить. Ап. Павел в своем послании к Ефесянам (6, 16) сравнивает злые помыслы с раскаленными стрелами лукавого, который безостановочно посылает их. Беспрерывна должна быть и наша молитва к Господу, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12).

На пути к греху сперва возникает представление помысла или предмета — прилог, объясняют св. отцы. Когда мы начи­наем сочувствовать прилогу — уже сочетание. Третий шаг — согласие и четвертый — совершение греха. Эти четыре ступени могут мгновенно следовать друг за другом, но могут и сменяться постепенно, так что успеваешь отличать одну ступень от другой. Помысл стучится в дверь, подобно коробейнику. Стоит впустить его, как начинается разговор о предлагаемых товарах, и трудно уже указать человеку на дверь, ничего не купив у него, хотя и видишь, что товар плохой. Так доходишь до согласия на покупку, часто даже против собственного желания: мы оказались побежденными вражьим соблазном.

О прилогах говорит Давид: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие (Пс. 100, 8). Не будет жить в доме моем поступающий коварно (Пс. 100, 7). И Моисей говорит о согласии: Не заключай союза с ними (Исх. 23, 32). Первый стих первого псалма содержит ту же мысль, говорят св.отцы: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Важно начать говорить с врагами в воротах (Пс. 126, 5). Так как наплыв у ворот твоего сердца большой, то знай, что сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14). Потому святые советуют нам очищать наши сердца от прилогов, случайных настроений и мечтаний, какого бы рода они ни были. Не в человеческих силах различать злые побуждения от добрых, только Господь Один может это сделать. Поэтому возложим упование всецело на Господа, зная хорошо, что если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1). Все же от тебя зависит беречься, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Второз. 15, 9), и следить за тем, чтобы сердце не сделалось местом ярмарки, где, как волны, сменяются всякие впечатления, пока ты совсем не потеряешь надзора над происходящим. Ярмарка является любимым местом пребывания разбойников и воров, но никак не ангела мира, которого ты ищешь. Мир и тем самым Господь мира избегает таких мест.

Поэтому Христос сказал нам через своего Апостола: Исправьте сердца (Иак. 4, 8), и Сам призывает нас: Смотрите, бодрствуйте (Мк. 13, 33). Ибо, если Он, придя, найдет наши сердца нечистыми, а нас спящими, то скажет: Не знаю вас (Мф. 25, 12). И этот час всегда тут, если не в этот момент, то в следующий, ибо как Царство Небесное, так и час судный всегда в наших сердцах.

Если стража не бодрствует, то не сохранит и Господь, но если Господь не сохранит, — напрасно бодрствует стража. Поэтому будем бодрствовать у дверей нашего сердца, неусыпно взывая ко Господу о помощи.

Не направляй свой взор на врага, не входи с ним в пререкание, потому что ты не имеешь возможности противостоять ему; со своим многотысячелетним опытом он знает достаточно уловок, чтобы обезоружить тебя. Нет, стой на страже своего сердца, и пусть взор твой будет устремлен ввысь; тогда сердце будет всячески ограждено: Господь Сам пошлет Своих ангелов охранять его.

Понимай это так: если подвергаешься искушению, не занимайся рассматриванием и взвешиванием его или размышлением о нем; этим ты омрачишь свое сердце и потеряешь время, к чему враг и стремится. Обратись вместо этого без замедления ко Господу с молитвой: Боже,милостив буди мне грешному.И чем скорее ты отклонишь твой помысл от искушения, тем скорее придет помощь.

Никогда не полагайся на себя. Не принимай никогда благое решение, думая: конечно я справлюсь. Не надейся никогда на свои силы и способности противостоять какому-либо искушению, будь оно большое или малое. Думай наоборот: я сам не устою, если подвергнусь искушению. Самоуверенность — плохой товарищ: чем меньше надеешься на свои силы, тем крепче ты стоишь. Чувствуй себя слабым и совершенно лишенным возможности противостоять даже малейшему мановению злого духа, тогда ты к удивлению заметишь, что он не имеет никакой власти над тобой. Ибо, избрав Господа своим прибежищем, ты вскоре убедишься, что не приключится тебе зло (Пс. 90, 10). Единственное несчастье, которому подвергается христианин, есть грех. Если тебе досадно, что ты все же впал в искушение, и потому бичуешь себя и решаешь никогда больше так не поступать, то это верный признак, что ты на правильном пути: это уязвлена твоя самоуверенность.

Тот, кто не полагается на себя, с благодарным чувством удивляется тому, что не пал еще глубже, он восхваляет Господа за своевременно данную Им помощь, ибо иначе он еще и сейчас не поднялся бы. Быстро воспрянув, он творит молитву, начиная ее троекратным «Благословенно имя Господне».

Избалованный ребенок, упавши, долго лежит и плачет. Он ищет сочувствия и ласки для своего успокоения. Ты же не жалей себя, как бы больно ни было. Восстань сейчас же и продолжай брань. В борьбе всегда получают ранения. Только ангелам свойственно никогда не падать. Но молись Господу, чтобы Он простил тебя и не попустил тебе вновь впасть в нерадение.

Не поступай по примеру Адама и не вини женщину или диавола или какое-либо внешнее обстоятельство. Причина твоего падения в тебе самом: в тот миг, когда хозяина не было в твоем сердце, ты позволил ворам и разбойникам войти и господствовать там. Молись Господу, чтобы это не повторялось.

«Что вы делаете там в монастыре?» — спросили одного монаха. Он ответил: «Мы падаем и восстаем, падаем и восстаем и опять падаем и восстаем».

Ибо немного минут в твоей жизни проходят без того, чтобы ты по крайней мере один раз не пал. Так молись Господу, чтобы Он смилостивился над всеми нами.

Молись о прощении и милости, о пощаде, как просит приговоренный к смерти преступник, и помни, что только благодатью мы спасены (Еф. 2, 5). У тебя нет права требовать свободы или помилования; представь себя в положении беглого раба, который лежит у ног своего владыки и просит, чтобы его пощадили. Такова должна быть и твоя молитва, если ты хочешь последовать Исааку Сирину и «сбросить бремя греха и обрести в себе ступени, по которым будешь восходить».
http://www.roca-sobor.org/ru/library/ascetics/way_of_ascetics

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 13:12 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Не дурных помыслов нужно бояться, а содружества с ними нашего сердца. Всякому дурному помыслу сердце должно отвечать: я не хочу тебя, я не принимаю тебя."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary2.html
 
КлирДата: Пятница, 28.01.2011, 19:27 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Невидимая брань
Автор: Никодим Святогорец
Скачать: http://mirknig.com/knigi/religiya/1181302668-nevidimaya-bran.html
 
LianaДата: Пятница, 04.02.2011, 19:52 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Евагрий Понтийский

О помыслах http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt8.htm

 
KirenaДата: Пятница, 11.03.2011, 18:57 | Сообщение # 7
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
"Архимандрит Эмилиан Симонопетрит

СЛОВО О ТРЕЗВЕНИИ

Толкование на святого Исихия, часть 2

Теперь, после того, как святой Исихий рассказал нам, что есть метод духовный, он знакомит нас с тем, какую цель преследует этот метод.

Εμπαθών νοημάτων και λόγων και πονηρών έργων, πάμπαν τον άνθρωπον, συν Θεώ, απαλλάττουσα."
От страстных помышлений и слов и лукавых дел всего человека, с Божией помощью, избавляющий."

Освобождает, с Божией помощью, всего человека, всё бытие его, от страстных помышлений и слов и лукавых дел. Приведём один пример. Кто-то просит у меня помощи. Я же в эту минуту утомлён и разговариваю с ним с раздражением. Это моё состояние есть некое лукавое дело, и оно ясно показывает, что до сих пор я не использовал духовный метод трезвения, путь, который приводит к бесстрастию.

В другом случае, вероятно, я не дохожу до дела, но когда я гляжу на кого-то, в меня может войти страстный помысел, то есть я говорю: «да чтоб глаза мои его не видели!» или «правильно же я с ним поступил!». Мне всего лишь пришла мысль, помысел, я ничего не сделал и никак его не выразил. И теперь оправдываюсь: «ну это, де, мне помысел пришёл, лукавый его в меня вложил». Но как раз то, что лукавый может так легко в нас влагать страстные помышления, показывает, что мы до сих пор не применяли сей метод, которым изгоняются лукавые бесы, и что мы не являемся духовными людьми.

Когда помышление задерживается в человеке, или когда постоянно возвращаются разнообразные страстные помышления, тогда, подобно тому, как тучнеет плоть человека, делаются дебелыми и его помышления, и они становятся словами.

Итак, страстные "помышления" имеют некое развитие. Когда мы их допускаем, они нас побеждают и становятся "словами", сначала внутренними, но — по причине многого нашего бессилия — и внешними, то есть существует вероятность, что мы их выразим, и тогда они становятся "делами". Поэтому наш текст говорит, что только трезвение нас избавляет от "страстных помышлений и слов и лукавых дел". Здесь прилагательное страстных относится к существительным "помышлений"" и "слов", но, в любом случае, действительно и для "дел".

Когда святой использует выражение "страстных помышлений и слов и лукавых дел" он не имеет в виду, что трезвение нас избавит от грехов, потому что таким способом мы от них не избавимся. Необходима глубокая работа в нашей душе для того, чтобы мы освободились от всего, и произошло очищение нашего беззакония и греха.

Каково же тогда значение слова "страстных"? Греческое слово εμπάθεια, "страстность", указывает на то, что внутри меня есть πάθος, "страсть, страдание". Возможно, что здесь предлог "εν", аналогичный русскому ""в", показывает, что моё сердце это не плоскость, а полость, некое жилище, некое святилище, что-то вместительное. Следовательно, я не могу быть пустым, ничего не иметь внутри себя; нет, я имею. Что я имею? Или то, о чём мы говорили выше — или Бога. Всё вместе в человеческое сердце не вмещается. Итак, прилагательное εμπαθών, "страстных", чётко указывает на существование внутренней энергии, движения, импульса и жизни. Таким образом, святой Исихий намеревается показать внутренние побуждения, которые направляют человека к разнообразной деятельности, а не к Богу. То есть, имея страстные помышления, мной каким-то образом руководит некая иная сила или энергия, я делаю что-то, не желая того, не владею, не руковожу самим собой. Хотя Бог сделал меня царём творения и жизни, я становлюсь рабом. Следовательно, фраза "страстных помышлений" выражает испорченность образа Божия, вследствие человеческой подверженности увлечениям и потери воли к деланию добра. (Прим.переводчика - используются два редких слова. Παρορμητηκότητα – подверженность увлечениям. Толкование нашего старца архимандрита Дионисия: «это убийство Духа Святого в нас, преступление против закона любви, следование в каждой мелочи душевно мёртвой непостоянной совести». Ακουσιότητα -- црк.-слав. неволие, «я не делаю то, что хочу, потому что не решаюсь это делать, нет решимости».Толкование старца: «это полное отвержение человеком вдохновенного творения добра день и ночь, непрекращающегося служения всем, жертвенного служения Христу»).

Но сия потеря воли, поистине, проистекает из моего желания, я должен не принимать его, не желать его, не провоцировать, не иметь никакого соучастия к нему, не следовать ему. Но обычно оказывается наоборот. Например, я напиваюсь допьяна, а затем убиваю. Я не хотел убить, но, поскольку напиваюсь допьяна, то убить или скандалить, или забыть что-то становится естественным. Но в самом общем смысле «я напиваюсь допьяна» означает, что я упраздняю пост, видение Бога и следование за Богом, поскольку пост это бодрствование, поиск Бога и следование за Богом.

Наша склонность есть доказательство нашей вины. Поэтому слово "страстных" не имеет значение «плохих» и «лукавых», но делает явной нашу ответственность, нашу вину, даже когда мы чувствуем, что мы не виноваты. В этом случае мы, не замечая этого, становимся жилищами лукавого, но знать об этом мы обязаны.

Когда внутри меня движется мысль, которую я не контролирую, это означает, что моё сердце ускользнуло из моих рук. А когда что-то ускользает из моих рук, например, камень, то я не знаю, чью голову он разобьёт, и какой беды может наделать. Конечно, зло совершилось однажды в раю, но совершается и ныне, в моей собственной жизни. Но через трезвение я могу освободиться от сего рабства, поэтому трезвение — это путь к бесстрастию, к которому другого пути не существует.

Εμπαθών νοημάτων. "Страстных помышлений". Что такое мысль? В греческом слове νόημα окончание –μα указывает на результат чего-то. Иными словами νόημα, мысль, это результат некоего движения ума. Я мыслю, и результат работы, которая совершается и видится внутри меня, отображение этого движения — есть мысль. Например, я слежу за кем-то, за тем, как он движется, что делает, как улыбается, и имею перед собой именно его образ, вместо образа Бога. Мысль, следовательно, есть результат, продукт моего ума, или — некая пуля, результат некоего выстрела, постороннего влияния, которое я испытываю на себе, в том случае, если не я являюсь источником этой мысли.

Мысль, которая входит в меня, исходит от некоей духовной субстанции, от какого-то духа. Если бы она была от Духа Святого, то тогда не говорил бы святой Исихий, что трезвение нас освобождает от неё. Возможно, он хочет нам показать, что она исходит от духа лукавого. Следовательно, под словом «мысль», «помышление» святой понимает то, что и мы, когда говорим: «в меня вошёл помысел». Мы правы, когда так говорим, поскольку извне моего духа лукавый вкладывает в меня мысль. Поэтому мысль сама по себе не есть грех, но «прилог», нападение, атака на меня. Подул сквозняк, открыл окна, разбил стёкла, всё вдребезги. Это дуновение воздуха, которое я не мог опередить, если бы и узнал заранее, не есть что-то, за что я несу ответственность.

Святые отцы видят всегда лукавого беса от момента возникновения греха до полноты его. Не существует, говорят они, движения помысла, которое не свидетельствовало бы, что здесь скрывается лукавый. Поэтому, когда мы знакомимся с его личностью поближе, кем он был, и кем он стал, то тогда, как только в нас входит помысел, мы немедленно понимаем, что «в траве скрывается змей». То есть мы имеем дело не со сквозняком, но с тем, кто его нам впустил, с самим диаволом. Мы понимаем, что если начнём иметь дело с мыслью, с прилогом, то мы уже будем иметь дело с диаволом. Мы имеем ясное учение Отцов Церкви в этом вопросе, и мы обязаны с ним познакомиться. "Страстных слов". Что такое страстное слово? Это саркома мысли, той умственной работы, которая совершается внутри меня, помысел, который мы приводим в исполнение. Например, в меня вошёл помысел, что меня не любит Старец. Этот помысел приближается ко мне, я вступаю с ним в беседу, а на самом деле беседую с лукавым. Я оставил трезвение, прошёл весь путь рождения прилога, мысль развилась и стала помыслом и вот, я уже трезвлюсь в духе лукавом.

И для нас тоже имеет силу то, что сказал Моисей о народе Израиля: "утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел" (Второзак. 32, 15). Наши помыслы есть отвержение Бога, это саркома, это развитие плода, семя которого всевает в нас лукавый бес. Теперь мысль облекается в плоть, которая подпитывается в той мере, в какой я ей уделяю внимание. Потому что насколько чувствителен кто-то, настолько и его плоть, его оболочка более жестка, для того, чтобы его защитить. Поэтому и бес старается сделать, насколько возможно, более тучной плоть, более сильными наши помыслы, чтобы спрятать его собственное семя, которое есть внутри, чтобы мы не увидели это семя и не удалили его.

При развитии мыслей в слова мы встречаемся и с фантазией, мечтанием, которое является соучастником в грехе. Мечтание — это удобрение, которое питает наш помысел и делает его очень живым и выразительным. Это целая картина, которую я вижу и наслаждаюсь ей. Это ужасная вещь, некое преступное состояние, потому что это не зрение Бога, но пустая болтовня (αδολεσχία) и услаждение неким другим образом в моей душе.

Когда меня атакует мечтание, я уже побеждён и не могу больше сражаться. Я связан по рукам и ногам, и необходимы большие усилия, для того, чтобы освободиться от него. Мечтание имеет свойство возвращаться очень легко, сколько бы я его не прогонял. Это как прекраснейшая обнажённая женщина, которую я вспоминаю, и она меня уязвляет. Поэтому, хотя духовный человек уже подвизается в умной молитве, избегая каждой мысли, которая хочет соединиться с его умом, в ещё большей степени он избегает мечтания, которое его отдаляет от всякой умной духовной работы.

Но давайте опять вернёмся к предыдущему примеру для того, чтобы лучше понять процесс развития помысла в слово. Помысел был, что меня не любит Старец. Далее, я начинаю соглашаться с этим помыслом, говоря себе: «конечно, разве ты не помнишь, что он тебе сказал тогда-то? Следовательно, он и вправду тебя не любит. Но, что же мне делать? Сотворю послушание. В послушание поставлен и буду сражаться до смерти». Теперь помысел стал словом.

Всё, что я ответил помыслу, который в меня вошёл, — суть слова гнилые, которые делают явным то, что я побеждён, что я пал, подобно лукавому. Но я скрываю поражение своё (потому что в глубине души его желаю), при помощи таких вот слов, которые в действительности коварны, которые суть ловушки и тенета. Потому что, никто не может сделать что-то, будучи пленённым, когда всё его существо не вопиет, и он не испытывает нужды в свободе.

Поэтому, когда я говорю «я дал обет и должен творить послушание до смерти» — я говорю ложь. Проще говоря, я выставляю самого себя мучеником пред Богом для того, чтобы скрыть то лукавое действо, происходящее и в конце концов развивающееся во мне, которое теперь именно я совершаю и уже не страдаю от этого.

"Лукавых дел".На третьем этапе мысль становится делом, завершением чего-то, что с самого начала совершается во мне. Чего только не происходит у нас в голове! И в большинстве случаев, когда мы идём на исповедь, именно это и не открываем, называем лишь несколько ссор. Вырываем несколько страниц из книги сердца нашего и отдаём их Старцу, из которых одни демонстрируют наше хорошее устроение и некоторое наше старание, а другие показывают немного гноя, который скопился в нашей душе. Старец, конечно, всё это понимает, но это не имеет никакого значения для нас, потому что все эти вещи остаются за семью замками, которые вешаем мы, а не сатана.

Поэтому фраза "лукавых дел" обозначает личное действие. Сатана больше не нужен. Как говорит притча, лукавый человек бросил ночью семя, посеял плевелы и теперь спит спокойно, или путешествует, потому что знает, что земля покрыла семя, и когда-то взойдут плевелы. Когда же это происходит, спрашивает сам себя с тревогой земледелец: «Что же мне делать. Выбрать плевелы? Сжечь их? Тогда вместе с ними сгорит и доброе семя. Оставить их? Боюсь, не задушат ли он мне пшеницу?» (Ср. Матф. 13, 24-29). Он в сомнении, он размышляет, снова думает, проходит время, пшеница и плевелы вырастают вместе, и в итоге мы имеем то, что имеем. Что-то подобное представляем собой и мы пред Богом, как поле с плевелами пред земледельцем.

Фраза "лукавых дел" выражает итог не просто нашей капитуляции, но и нашего собственного сотрудничества и соучастия. Эта совершившаяся внутри нас работа может совершиться и посредством тела, как в нашей келье, так и где бы то ни было, потому что она именно наша. Каждое действие в нашем теле, в нашей душе, в нашем духе, по отношению к третьим лицам, к нашему окружению, к Богу, к ангелам, к святым - начинается внутри нас, и, в дальнейшем, откликается во всем творении. "Всего человека, с Божией помощью, избавляющий". От всего этого освобождает человека трезвение. То есть чистота, которая приводит к бесстрастию и оберегает бесстрастие, приходит через трезвение. Итак, да не будем верить, что мы чисты, и да не будем говорить, что мы желаем очиститься, не имея трезвения, бодрствования и пребывания ума в зрении Господа день и ночь. Но мы не сможем освободиться сами, только сам Бог может нас освободить.

Итак, первый плод трезвения есть чистота. У нас нет уже ни помышлений, ни слов, ни мечтаний, ни дел лукавых. Что за величие! — знать, что ничто в этой жизни не может тебя уязвить. Кто, зная это, не скажет: «и жизнь мою отдам и утробу мою, уплачу любые деньги, только лишь бы мне стяжать бесстрастие»?

Теперь каждый из нас, увидев первый плод трезвения, может понять, находясь на первом, втором, десятом году монашеской жизни или на двадцатом или сороковом году жизни христианской, обучен ли он уже этой нашей начальной обязанности. И если нам станет ясно, что мы ещё не обучены, то у нас впереди ещё остаток нашей земной жизни для того, чтобы нам не достичь конца её не освоив это делание. Если же увидим, что мы чисты, то мы «узрим славу Господа», удостоившего нас стать бесстрастными."
http://m-kleopas.livejournal.com/21267.html

 
Форум » Грехи » Если уже страсть... » Борьба с помыслами
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа