Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 15:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Трудолюбие - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Трудолюбие » Трудолюбие
Трудолюбие
КлирДата: Вторник, 23.02.2010, 18:36 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Трудолюбие – потребность постоянно трудиться, быть занятым делом, а не пребывать в праздности; любовь к самому труду, а не к его результатам.
 
TimonaДата: Среда, 07.04.2010, 16:40 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, ч.2, §426): «Те христиане, которые терпят нищету и от той унывают, следующими рассуждениями могут себя утешать. Как прочее бедствие, как выше сказано, так и нищета от Господа попускается нам. Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (Сир.11:14) и для доброй цели посылается нам, как ниже увидишь. Нищетой человек от всех тех зол, которыми богатство окружается, удобно может освободиться. Гордость, скупость, роскошь и прочее тому подобное зло в нищете почти не имеют себе места. Нищета смиряет всякого, и расточительным и роскошным быть нищему не от чего. При богатых сии христианские язвы находятся, и тех сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится воров и хищников, которым богатство подвержено; ржавчина нищеты не истребляет, моль не растлевает; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богатства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не попускает, как обычай есть богатым, но понуждает работать. «Нищета, — говорит св. Златоуст, — не праздность, но трудолюбие порождает» (Беседа 2-я на Послание к Ефесянам). Видишь, от скольких зол и бед нищета освобождает тебя! Да будет же нищета твоя в утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености, нежности и прочих душевных зол, и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководствует к небесам. «Руководство некое, — говорит св. Златоуст, — на пути, ведущем к небесам — нищета, помазание страдальческое, обучение некое, великое и чудное, пристанище благоутишное» (Беседа 18-я на Послание к Евреям). Что и Христос, назнаменуя, говорит: «Трудно богатому войти в царство Небесное» (Мф.19:23). Если богатому неудобно, удобно нищему благодатью Христовою войти в царство небесное.
 
KirenaДата: Среда, 07.04.2010, 18:01 | Сообщение # 3
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Пролог в поучениях и рассказах (Епископ и нищий): «Некогда в Кипрской стране великое бездождье. Епископ той страны с клиром стал усердно просить Господа, чтобы послал на землю дождь. Во время молитвы был с Неба: «Завтра после утрени выйди к городским воротам и кого увидишь первого входящего в оные, попроси помолиться о дожде, и когда тот помолится, дождь будет». Епископ исполнил повеленное и, вышедши с своим клиром из дома, сел у городских ворот. И вот первым вошел в ворота нищий, несший на себе вязанку дров. Епископ остановил его. Старец опустил вязанку на землю и принял от епископа благословение. Епископ в свою очередь поклонился нищему и сказал: «Отче, прошу тебя, помолись, чтобы Господь послал дождь на землю». Старец отвечал: «Что ты, святитель Божий, просишь меня, последнего и грешнейшего раба, молиться? Я сам ищу молитвенников о бесчисленных грехах моих». Епископ стал еще усерднее просить и настаивать. Тогда нищий сказал: «Только из послушания тебе, святый отче, помолюсь вместе, с тобою». И с этими словами преклонил колена и стал молиться. И, о чудо! Вскоре, к общему изумлению, пошел сильный дождь, который обильно напоил жаждущую землю. Тогда епископ сказал нищему: «Отче, сотвори любовь и, ради общей пользы, расскажи нам твою жизнь, чтобы и мы стали подражать ей». Нищий отвечал: «Прости меня, господин мой! Я человек грешный и не знаю за собой ни одного доброго дела, которым бы мог утешиться; в суете я провел дни свои! И жизнь моя теперь проходит лишь в том, что я каждый день выхожу из города и, собравши бремя дров, продаю их; на вырученные деньги я покупаю себе хлеба на дневное пропитание, а затем иду к церкви, при которой провожу ночь. Утром же опять принимаюсь за собирание дров. Если же когда, день или два погода мешает мне собирать дрова, то в это время терплю голод, прославляя Бога. А затем, когда наступает ведро, опять иду на свое дело».
 
TimonaДата: Понедельник, 21.06.2010, 21:03 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Старец Амфилохий говорил: "Сажающий дерево, насаждает надежду, мир и получает Божие благословение."

В сердце должна быть любовь и забота, чтоб трудиться во славу Божию."Когда я пришел в монастырь, - рассказывал старец Иаков, - из-за пожара, случившегося раньше, все горы вокруг оголились, так что лишь кое-где осталось немного сосен и елок. Когда я ходил на различные послушания, у меня в кармане были семена из шишек сосны, которые я сеял везде. Я также молился, чтобы Господь сохранял лес от пожаров, причина которых - злоба людей, подстрекаемых дьяволом."

 
LenosДата: Воскресенье, 31.10.2010, 18:46 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Феофан Затворник: »Помыслы всё раздать или не трудиться для пропитания — вражии. По силе трудись, но надежду возлагай на Господа, питающего всю вселенную».
Quote (Клир)
любовь к самому труду, а не к его результатам

Разве возможно ? Мне кажется и то, и другое.


Сообщение отредактировал Lenos - Воскресенье, 31.10.2010, 18:48
 
461119Дата: Четверг, 04.11.2010, 18:51 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Трудиться и не лениться, это основной долг каждого христианина. Еще в Ветхом Завете, в Своем примере сотворения мира, потом в 4-й и 8-й Заповеди Закона Божия, а также во многих другим местах Священного Писания, Господь Бог дал нам заповедь трудиться и не лениться.

Сам Господь Бог сотворил землю за шесть дней и этим поступком Он дал нам пример что нужно трудиться. Это описано в Священном Писании, в Ветхом Завете, в книге Бытие (Бытие 1:1-2:4).

4-я заповедь находится среди остальных 10-и Заповедей Закона Божия, в Священном Писании, в Ветхом Завете, в книге Исход (Исход 20:2-17). Она гласит так:

Помни день субботний, еже святити его:
шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя,
в день же седьмый, суббота, Гсподу Богу твоему (Исход 20:4 цс).

Таким образом образом и 4-я заповедь учит нас тоже работать шесть дней, а седьмой день посвящать Господу Богу.

Дальше, в 10-и заповедях, есть краткая 8-я заповедь о краже, которая гласит так:

Не укради (Исход 20:4 цс).

Эта заповедь не только запрещает кражу, но и всякое присвоение каким бы то ни было образом, того что принадлежит другим. Поэтому, не только кража, но лень и не исполнение своей должности на работе или в школе, тоже грех. Так как плату человек получает, а работу свою исполняет не усердно.

В Священном Писании, в Новом Завете, во Втором Послании Апостола Павла к Солунянам есть такие слова насчет труда:

Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Солунянам 2:10).

Здесь святой Апостол Павел учит христиан труду и даже подчеркивает, что те которые не хотят работать, пусть не едят. (Между прочим эти слова апостола, коммунисты выдают за свое творчество).

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет о труде так:

Исполняющему безропотно послушание есть большой плод для души: что видим, как из примера Господа Иисуса Христа, Который за послушание вознесен по человечеству, превыше всякого начальства и власти и господства,... Кроме того, исполняющему послушание есть плод богатый и для тела: ибо что ленивые теряют, то трудолюбивые и усердные, несущие послушание приобретают. Поэтому послушание благоплодно для души, и для тела, и если не благоплодно для тела, то непременно для души. Итак всякий будь послушен во благое, но не на злое (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 27).

Труд укрепляет волю человека и облагораживает его. К труду нужно относиться честно и совестно. Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Оно только требует чтобы труд был честен и приносил пользу.

Но с другой стороны нам тоже сказано развивать Богом данные таланты и способности, совершенствоваться, не лениться, изучать мир - творчество Господа Бога и приобретать рассудительность.

Грех лени является источником многих других грехов: празднословия (1), осуждения (2), непокорства (3), зависти (6), оклеветания (8), невнимания (9), нерадения о своем спасении (10), небрежения (11), безпечности (12), уныния (15), преслушания (18), роптания (19), самооправдания (20), прекословия (21), своеволия (22), укорения (23), злоречия (24), лжи (25), смеха (26), соблазна (27), чревоугодия (30), излишества в пище и питии (31), тщеславия (32), принятия нечистых помыслов (34), нечистого воззрения (36), опущения службы Божией по лености и небрежению (37), разсеянности на молитве церковной и домашней (38).

Чтобы бороться с грехом лени нужно вспомнить всех тех людей которые живут в тяжелых обстоятельствах, которые перегружены разными ответственностями, которые больные, или которые как нибудь по другому несчатны. После этого нужно помолиться Отцу Богу нашему и приняться за какое нибудь богоугодное дело; приносить людям и Господу Богу пользу. http://www.dorogadomoj.com/d47isp3.html#greh5

 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 13:49 | Сообщение # 7
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Молитва по окончании дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

 
КлирДата: Среда, 10.11.2010, 19:15 | Сообщение # 8
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
На вопросы отвечают священник Алексий Мороз, настоятель Успенского храма в селе Марево Новгородской области и священник Борис Ничипоров, настоятель Ильинского храма в селе Селихово Тверской области.

Много лет безбожная коммунистическая пропаганда приучала нас к мысли, что с помощью науки человек может побороть природу и выращивать хорошие урожаи вне зависимости от погоды. Осушались и обводнялись земли, целые реки поворачивали вспять, поля повсеместно удобряли химическими удобрениями. Но все чаще и чаще слышались сообщения, что из-за «неблагоприятных погодных условий» хорошего урожая получить не удалось. Загубили и природу. Каков взгляд Православной Церкви на эти вопросы? Только ли на науку и технику надеяться тому, кто работает на земле?
Отец Борис: Вспоминается один забавный случай, происшедший со мною еще в советское время, когда мое священническое служение на сельском приходе только начиналось. Был у нас председатель колхоза, пьяница и матерщинник. Встречая меня, он считал своим долгом обязательно отвесить какую-нибудь «шуточку», вообще относился ко мне как к служителю Церкви насмешливо-снисходительно. Но тут выдалось необычно знойное лето. Хлеба в поле «горели» прямо на глазах. Тут уж, как говорится, не до шуток, и потому при нашей очередной встрече в голосе председателя я услышал несколько иные нотки. «Ты что ж не молишься, батька, или не видишь, жара какая?!»- снова попробовал он отшутиться, но в голосе явно чувствовалась тревога за урожай и желание найти помощь хотя бы даже там, где никогда ее в своей жизни не искал, - у Бога и Церкви. «Помолюсь!» - пообещал я ему и объявил в храме о молебне с акафистом святому пророку Божию Илие. Сразу после молебна на небе показались тучи, а вскоре закапал дождь, к вечеру превратившийся в настоящий ливень. «Ну, ты перестарался, батя, - уже доброжелательно крикнул председатель, увидев меня после того на улице, - такого дождя я не заказывал!» Ныне времена изменились. Большинство людей сегодня как будто не отрицают веру в Бога, крестят детей, говорят, что веруют «где-то в душе». Но это только на словах. А на деле - полное равнодушие к молитве, покаянию, участию в церковных таинствах. Зерна атеизма, посеянные в душах русских людей, увы, остаются. Даже горькие уроки истории нас ничему не учат. Сколько лет все мы стремились построить рай на Земле - мир без войн, преступлений и насилия! Весь народ не покладая рук трудился, наука делала все новые и новые открытия, все силы и средства были брошены на построение нового лучшего общества, но, увы, проблем социальных, экономических, экологических только прибавлялось. Отчего так? Да потому, что решили обойтись без Бога, доказать свою независимость от Создателя, утвердить новую религию - веру в человека и научный прогресс. Вот и получилось, что реки поворачивали вспять. Сама идея побороть природу, то есть совершить над ней насилие, мне представляется очень и очень сомнительной. Рассуждая таким образом, мы предполагаем, что природа - это некая слепая и жестокая сила, которая только и делает, что вредит человеку. Этот гордый и самолюбивый взгляд человека на окружающий мир не имеет ничего общего с христианским отношением к природе. Христианин знает, что весь мир сотворен по замыслу Божиему и несет в себе дивную красоту и мудрость. Поэтому верующий человек с природой не борется, он с ней сотрудничает, то есть так использует заложенные в ней возможности, чтобы не причинить ей вреда.
Христианское отношение к миру вовсе не заключается в отрицании науки и техники. Настоящая наука никогда не станет столь безответственной, чтобы по своей прихоти изменять природные условия. Она не противоречит Творцу, она призвана совсем к другому - научить человека лучше использовать возможности, заложенные Богом в окружающий мир. Все выдающиеся ученые понимали это и были верующими людьми. Но в советское время много усилий было приложено к тому, чтобы переделать науку на безбожный лад, поссорить ее с религией. Искусственно насаждали различные теории, в которых не было места для Творца, а верующих ученых всячески притесняли. Многие деятели науки были даже репрессированы за свои христианские убеждения и погибли в ссылках и лагерях.
Отец Алексий: Есть такая поговорка в народе: «Без Бога ни до порога». Земледелец это чувствует куда лучше, чем горожанин. Он может приложить уйму стараний: вскопать, посадить, ухаживать за посадками, но если не будет Божьего благословения и наступит засуха, то все труды окажутся напрасными. Если же дожди будут чрезмерно частыми, то опять все труды погибнут. Сельский житель всегда видел свою нужду в помощи свыше и благословении Господнем, и потому вовсе не удивительно, что самая крепкая вера была в крестьянстве. Понимали это и большевики, и потому после революции в первую очередь принялись за уничтожение крестьянского класса. Под предлогом «раскулачивания» самые трудолюбивые расстреливались, высылались в лагеря. Это была настоящая война против крестьянства как основного носителя православной веры. Жестокий террор и массированная пропаганда позволили большевикам добиться своего. Удалось отвлечь народ от Церкви, и сегодня такой веры, как прежде, на селе нет. Но вместе с этим, в сельской жизни произошли совершенно катастрофические изменения в худшую сторону.
Приведу только несколько исторических фактов. До революции Россия была житницей всего мира. Около 60 % зерна, ввозимого в Европу и США, было российское зерно, а урожай зерновых в 1913 году был больше, чем, к примеру, в 1995 году. Оказывается, за прошедшие десятилетия мы вовсе не преуспели в земледелии. И это при том, что в сельском хозяйстве стали широко применяться техника и химические удобрения, а площадь земельных угодий значительно увеличилась за счет мелиоративных работ и освоения целинных земель. Загрязненность же продуктов дошла до того, что употреблять их в пищу зачастую становится небезопасным.
К концу нашего просвещенного XX века все чаще и чаще слышны тревожные вести об экологическом, социальном и нравственном тупике, в который зашло человечество, отказавшись от веры в Бога и поклонившись ложным кумирам - науке, техническому прогрессу и обольстительным социальным теориям.
Испокон века люди все делали с молитвой и по благословению Церкви. Крестьянин обращался к Богу в начале своего трудового дня и после работы. В случае, если долго не было дождя, выходили на поле вместе со священником и служили молебен о даровании дождя. И, как правило, священник, выходя из дому на такой молебен, брал с собой зонтик, потому что знал, что после всенародной молитвы дождь обязательно пойдет. И наоборот, когда шли частые дожди, читался особый молебственный чин, чтобы Господь даровал вёдро - хорошую солнечную погоду. Особые молебствия были установлены Церковью по многим хозяйственным поводам. Батюшку приглашали освятить избу, совершить молебен на копание кладезя, благословить рои пчелиные, стадо и во многих других подобных случаях. На каждый свой шаг крестьянин просил у Бога помощи, и Господь благословлял урожай. Голод в России до революции случался крайне редко. Последняя сильная засуха была где-то в 60-х годах XIX века, а вот после революции сразу же начинается череда засушливых голодных годов: 1920, 1921, 1922 и далее в 30-х и 40-х.
Некоторые утверждают, что у нас дела оттого идут неважно, что мы просто не научились применять технику и удобрения. Вот-де на Западе все делают по науке, потому и получают хорошие урожаи. Но дело в том, что передовые западные технологии имеют и оборотную сторону, о которой говорится очень мало. Мои знакомые недавно побывали в Голландии и видели знаменитые тепличные хозяйства. Помидорные кусты высаживаются не в землю, а в особые питательные растворы, в которых помидоры вызревают буквально на глазах всего за несколько дней. Химия заменила грунт, а круглосуточное освещение лампами дневного света - солнечные лучи. Но можно ли назвать такие плоды помидорами? По сути, это не помидоры, ибо плод созревает отнюдь не чисто механически. Куст, который растет на обычной грядке, впитывает в себя все природные силы и, прежде всего, солнечную энергию, которая и несет человеку здоровье. А что получает человек, поев такие насквозь искусственные помидоры? Многие родители, имеющие маленьких детей, наверняка скажут, что аллергия чаще всего случается у детей именно после импортных овощей и фруктов. Не наука руководит людьми в таких случаях, а жажда наживы. Для торговца главное, чтобы урожай доспел до товарного вида как можно быстрее, вот и выдумываются разные хитрости, чтобы обмануть природу.
Сейчас на Западе ведется много разговоров об экологической чистоте продуктов, но такие продукты, выращиваемые в специальных хозяйствах, продаются по очень высоким ценам. Даже в странах, где уровень жизни достаточно высок, они доступны лишь небольшому слою наиболее обеспеченных людей. А те овощи и фрукты, которые попадают в Россию, к нам с вами на стол, являются наиболее дешевыми и потому наименее качественными. Мы же удивляемся тому, что импортные яблоки и груши долго сохраняются, не портясь, и не задумываемся о том, что это «чудо» - тоже результат особой химической обработки. Чтобы съесть такой плод более-менее безопасно, необходимо срезать кожуру и верхний слой мякоти на большую глубину, а не то можно принять в себя изрядную дозу импортной химии, что потом приведет к различным заболеваниям.
А как вообще относится Священное Писание и Церковь к сельскому труду? Говорят, в Библии написано, что работа земледельца оттого так трудна, что Бог проклял землю.
о. Алексий: Человек, который из чтения Библии и церковного учения делает такой мрачный вывод, как говорится, читал Библию, да не дочитал, слушал в храме проповедь, да не дослушал. Сложностей у земледельца, действительно, немало. Однако нужно знать, что при сотворении мира Бог не предназначал человеку страданий, они вошли в жизнь людей по вине самого человека.
Труд был заповедан Богом человеку изначально, и этот первый труд был земледельческим. Об этом ясно свидетельствует библейская книга Бытия - древнейший письменный документ, рассказывающий о самом начале бытия мира. Сотворив Адама и Еву, Господь доверил им попечение о земле. По заповеди Божией человек должен был хранить и возделывать рай, а также владычествовать (т.е. управлять) животным миром. Как видим, замысел Создателя изначально указал человеку не пребывать в бездействии, а усердно трудиться. Однако труд этот сильно отличался от нашего, так как не был связан с необходимостью добывать себе пропитание, шить одежду, строить жилища и другими подобными нуждами. Первые люди ни в чем не нуждались, ибо были связаны благодатным союзом со своим Небесным Отцом -Богом, и Тот подавал все необходимое для жизни. Ни болезни, ни старость не были ведомы им, а земля сама давала всякую растительную пищу. В мире, первоначально задуманном Творцом, не было вражды, «борьбы за существование», пожирания одного животного другим, ибо пищей для всех служили разнообразные растения. Библия так говорит об этом: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным ... дал (Господь) всю зелень травную в пищу» (Быт. I, 30). Труд же первых людей скорее был похож на работу придворного царского садовника, который хотя и старается по-хозяйски правильно и красиво устроить дворцовые сады и парки, все же не делает ничего такого, что могло бы прямым образом доставить ему пропитание. Он не устраивает себе огородов и не запасает плодов, так как знает, что обеспечить слуг всем необходимым - в воле справедливого и могущественного государя.
Но благость и любовь Божия к человеческому роду безмерно сильнее любых земных сравнений и примеров. Первым людям была дарована сила и власть быть даже не слугами, но истинными детьми Божьими. Земной правитель едва ли станет делить владения и царские почести со своими подчиненными. Бог же по одной только Своей щедрости и человеколюбию наделил Адама и Еву всеми основными достоинствами Божества, вложив в человека Свой образ - бессмертный, духовный, творческий. Этот Божеский образ есть и сегодня в каждом из живущих людей, но, увы, рассмотреть его через толщу греха бывает очень и очень непросто.
Наверное, каждый из читателей вспомнит, как спорится дело, которое любишь душой. Именно такой творческий и радостный труд был предназначен людям в раю. Адам и Ева несли в себе образ Бога-Творца, и это делало их труд не только не тягостным, но, напротив, радостным и желанным. Поэтому неверно думать, будто Господь обрек людей на тяготы и лишения. Перемены произошли по вине самих людей, избравших вместо творческого благодатного союза с Богом общение с падшим духом - сатаной. Сердце человеческое не устояло перед искушением и, отвергнув прежде питавшую его благодать, вместо нее насладилось гордым помыслом и похотью. Но устройство первоначального райского сада было таким, что ничто нечистое не могло сохраниться в его пределах. Потому преступлением Божией заповеди первые люди сами изгнали себя из рая, прокляли себя и свое потомство и оказались обречены на нужду, болезни, вражду, старость и смерть.

 
КлирДата: Среда, 10.11.2010, 19:15 | Сообщение # 9
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Вместе с ними мрачная печать легла и на землю. «Терние и волчцы (сорняки) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят», - такую суровую участь уготовали себе Адам и Ева. О чем говорят эти слова? Они указывают на то, что именно человек стал виною повреждения всего окружающего мира. Стихийные бедствия, различные неблагоприятные условия заставили все живое непрерывно бороться за выживание. Злоба, ненависть, страсть, соперничество и хищничество вошли в животный мир. Разрыв с Господом сказался и на физических возможностях людей - человек стал смертен, подвержен усталости и болезням. Словом, жизнь стала такой, какой мы ее знаем ныне.
Однако даже после грехопадения Бог не отрекся от человеческого рода и не забыл о бедах людей. Даже изгнание Адама и Евы из рая было не просто наказанием, но способом пробудить в них раскаяние и желание вновь искать потерянную связь со своим Отцом Небесным. Всю свою долгую жизнь (а у первых после Адама поколений она длилась до тысячи лет) Адам каялся в проступке и старался поступать во всем богоугодно, а Господь, видя такое сокрушение, не оставлял его Своими милостями и помогал ему. Подобно этому и на всем протяжении человеческой истории тот, кто искал Бога и поступал по Его заповедям, не бывал оставлен без помощи Божией, а дела его рук неизменно получали благословение свыше.
Так что напрасно считать сельский труд проклятьем и думать, что Господь и Его Церковь не расположены к нему. Посмотрим хотя бы на ветхозаветную историю: она вся насквозь проникнута любовью к природе, уважением к земледельческому труду. История Вооза и Руфи - это целая библейская книга, посвященная описанию достоинств патриархально-земледельческого быта. Царь Саул вступил на царский престол с широкого простора пашен. Царь Давид, знаменитый пророк и псалмопевец, получил дар пророчества и царское достоинство, будучи пастухом. Немало внимания отводится земледельческой культуре и в ветхозаветном иудейском законе. В текстах Библии мы встречаем множество заповедей и советов, относящихся к правильному ведению сельского хозяйства. Многие из таких обычаев имели не только практическое значение, но и несли в себе несомненный духовный смысл: подавать от своих трудов милостыню нищим и убогим, обеспечивать пропитание вдовам, во время войны беречь поля и сады на территории неприятеля, оставлять часть урожая на полях для пропитания птиц и зверей и т. п. В то время подобные установления свято чтились всеми как непременные религиозные обязанности. Люди твердо знали, что житейское благополучие немыслимо без уважения к Божиим законам.
В Новом Завете земледельческому труду уделяется еще большее внимание. Именно вчерашние пахари и рыболовы стали апостолами Христа и получили от Него необыкновенную силу и благодать словом Божиим завоевывать и покорять христианской вере целые страны и народы. Сам Господь в Своих притчах не раз обращается к образам землепашцев, виноградарей, пастухов, и через эти образы раскрывает нам великие тайны о Боге и будущем Царстве Небесном.
Все это показывает, что Господь всегда был на стороне трудолюбия и святого земледельческого труда. Подобно Ему и Церковь Христова всегда ценила труд пахаря, молилась о «благоденственном и мирном житии», стремилась привнести в сельский быт ту духовную основу, которая освящает любое человеческое начинание и призывает на него благословение свыше. Вспомним: с древних времен у нас на Руси сельская жизнь именуется крестьянской (т. е. христианской). Вместе со святыми мучениками и отшельниками, святителями и воинами среди святых угодников Божиих есть немало благочестивых мирян - простых пахарей и скотоводов. В разное время они послужили Господу на земле, а ныне в жизни небесной молятся о наших духовных и земледельческих успехах.
Да и как можно сомневаться в богоугодности и важности сельскохозяйственного труда, если от его плодов питается все человечество, получающее таким образом силы для труда и творчества во всех остальных областях своей жизни!
Почему же тогда сельский труд считается непрестижным, а сама жизнь в деревне по сравнению с городской - отсталой?
о. Алексий: Такое мнение вы едва ли могли услышать в Церкви или вычитать в духовной литературе. Даже наоборот: так думают люди, которые потеряли христианскую веру, а вместо этого уверовали в собственные силы, в науку, в прогресс, в светлое коммунистическое завтра или еще во что-нибудь подобное. И чем шире распространяется во всем мире безбожие, тем чаще можно слышать высокомерно-презрительное: «Он от сохи». Зазорным даже стало называться крестьянином.
В современном мире стало принято превозносить и восхвалять совершенно иные «ремесла». Телевидение, радио, газеты создали целый миф о превосходстве современных городских профессий над земледельческим и ремесленным трудом. Стало привычным восхищаться успешными карьерами фотомоделей, киноактеров, певцов, спортсменов, удачливых и пронырливых дельцов. И напротив, человек труда унижен, как никогда ранее. Под напором навязчивой пропаганды сельский житель мало-помалу начинает чувствовать себя оторванным от удовольствий и красок «цивилизованной» жизни. Его тянет бросить все - землю, хозяйство - и податься в город, деревня же все скудеет и скудеет людьми, талантами, силами...
Мир сильно изменился. За прошедшие тысячи лет человечество не только не решило главной своей задачи - воссоединения с Богом, но, напротив, только усугубило свое отступление, постепенно утратив последнее, на чем держалась его связь со Всевышним - Адамово покаяние. Вместо молитвы и жизни по заповедям большинство людей избрало совершенно иной путь -комфорта, независимости от Бога и устроения своих дел по одним только своим желаниям. Комфорт же и развлечения во всем их многообразии легче всего получить именно в городе. Город, по сути, для этого и устроен. Другой такой почвы, столь благоприятной для процветания всемогущей «сферы услуг», просто не сыскать. Именно она, эта сфера, по сути, является главным достижением цивилизации и в последние десятилетия растет, как на дрожжах. Ни наука, ни культура, ни искусство, никакая иная область человеческой деятельности не знает столь быстрого роста. Оглянемся вокруг: все пространство вокруг нас буквально напичкано бесчисленными службами, заведениями и учреждениями, без которых повседневная жизнь горожанина представляется немыслимой, словно и не было того времени, когда люди жили простой жизнью и питались от плодов рук своих. Средства массовой информации, торговля, общественное питание, коммунальные службы, транспорт, химчистки, парикмахерские, прачечные, тренажерные залы, солярии, клубы по интересам, увеселительные заведения, парки аттракционов, туристические фирмы, гостиницы, гаражи и автостоянки, конторы ритуальных услуг, крематории, кладбища, средства связи и компьютерные сети, теле-, видео-, авто-, вело-, мото-, фото- и прочие мастерские - всему этому, понятное дело, удобнее и выгоднее работать именно в городе, в котором скучились, сгрудились сотни тысяч или даже миллионы людей, полностью зависящих от всесильной «сферы услуг». И при этой своей пестроте «сфера» постоянно шумит о себе - информирует и рекламирует, наперебой предлагает все новые и новые услуги и товары, убеждает обывателя в том, что именно они, эти новые услуги и товары, сделают его счастливым, защитят от внешних обстоятельств, что только так можно быть человеком современным и цивилизованным. http://orthodox.etel.ru/2000/11/urozai.htm
 
КлирДата: Среда, 10.11.2010, 19:22 | Сообщение # 10
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
о. Алексий: Многие бедствия на Земле происходят от демонов. В их руках - огромная сила, и эту силу они используют для того, чтобы вредить человеку. Души неверующих людей для них -наиболее удобные и беззащитные мишени. Поэтому человек, отступивший от веры, сам допускает зло к своей душе и является основной причиной происходящих с ним несчастий.
Бог не вмешивается насильно в жизнь человека, Он ожидает добровольного выбора в пользу добра. Того, кто сопротивляется, насильно в Царство Небесное, увы, не затащишь! И как ни старается Господь образумить таких нечестивцев, беззакония и неверие в мире все более и более умножаются. Человечество не желает слышать Бога и Его Церкви. Мир полон человеческих прихотей и страстей. Власть над ним все больше и больше переходит к разрушительным сатанинским силам. А потому Господь вовсе не обещает верующим сладкой и безмятежной жизни. «В мире скорбны будете..., - говорит Он, но тут же добавляет: ...но мужайтесь, Я победил мир!» И эта победа над миром обещана всякому верующему во Христа и терпеливо уповающему на Его помощь и заступление перед лицом всех трудностей, страданий и скорбей.
Особое попечение Божие о благочестивых людях бывает часто заметно и в обычных их житейских делах и заботах. Я уже более 10 лет служу на селе и знаю множество случаев, когда рядом находятся два огорода и на одном картошка растет хорошо, а на другом нет. Первый принадлежит благочестивой старушке, а второй - пьянице и безбожнику. И вот этот пьяница приходит как-то ночью на соседский огород воровать. Копает и удивляется, до чего у старухи картошка хорошая и крупная. Подобные случаи известны и из истории. До революции в России наиболее передовыми были монастырские хозяйства. На Соловках, в двухстах километрах от Полярного круга, в теплицах монахи выращивали дыни и арбузы, а на Валааме в открытом грунте росли и приносили плоды груши и вишни. Много трудов “прикладывали монахи к этому благолепию, но одним человеческим усердием такие поразительные агрономические достижения не объяснишь - такие чудеса ничем другим, как особой помощью Божией, не даются. Вот, например, как описывает известный русский писатель Иван Шмелев монастырский сад на Валааме:
«Я гляжу вниз. Под скалой раскинулись монастырские стены, а по самой скале тянутся могучие клены, шелестят под ногами у нас вершины, багряные и золотыe. Нет земли под ногами, а каким-то чудом висишь над океаном листьев. За краем его, внизу, - сады. Слава трудов Валаама, слава - чудо. На камне - лудой называют на Валааме этот камень, - взошли сады. Правильными рядами идут раскидистые яблони, груши-дули, сквозные вишневые деревья - радость. Вон и любимые ягодные кусточки смородины и крыжовника, взятые чинно в жерди, - видно отсюда даже блистающие грозди ягод - сквозные яхонты красной смородины, тяжелые сережки крыжовника. Прижавшись к скале гранита, чернеет деревянная беседка, вся в зелени, в черемухе, в сирени и жасмине. Весной-то какая красота!..
- Садиком любопытствуете? - спрашивает старичок-послушник в скуфейке. - Да, по весне рай у нас. Соловушки, ангельское дыхание воздухов, цветики Господни... Награды имеем за яблочки, медали золотые... У нас по озеру в июне месяце льдинки еще похаживают, а уж сады цветут - благоухают, дыхание ангельское такое...»
А после того, как большевики разорили монастырь, не раз пытались новые мирские поселенцы восстановить былое процветание, да не тут-то было. Не дал Господь благословения на их труды, и садов на Валааме не стало.
Сейчас, когда после 70-летнего перерыва вновь начали возрождаться на Руси православные обители, Господь снова являет в них дивные знамения Своей помощи. Паломники, приезжающие из Оптиной Пустыни, рассказывают о настоящих агрономических чудесах, происходящих на монастырских угодьях. Пшеничные поля, принадлежащие монастырю, сеются и обрабатываются точь в точь так же, как соседние совхозные, но даже неискушенному взгляду явно заметно, насколько пшеница на них выше и крепче, чем совхозная. Спрашивали монахов: в чем секрет? Наверное, как-то по-особенному ухаживаете? Да нет, отвечали те, и без того дел в монастыре невпроворот, где уж тут ухаживать по-особенному. Разве что начали работу с молебна, окропили поле святой водой да не забываем просить помощи Божией в своих ежедневных молитвах - вот и дает Господь урожай.
Такие вот земледельческие секреты. Так сказать, передовая монастырская молитвенная технология. А чудеса эти - урок всем. Станем и мы относиться к себе и к природе по-христиански -будет благословение и на наши поля и огороды.
 
КоляДата: Понедельник, 10.01.2011, 13:11 | Сообщение # 11
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
Пестов: "Тело — прежде всего друг. Его надо ценить и о нем надо заботиться. От этого друга зависит способность к труду и, что очень важно, состояние тела для громадного большинства людей в сильной степени влияет и на состояние души. Старцы Варсонофий и Иоанн говорят: «Если мы заботимся о животных, которые служат нашим потребностям, тем более должны заботиться о теле, как об орудии души. Когда орудие притупится, то это затрудняет скульптора, хотя бы он был и талантлив». О том же пишет и преподобный Исаак Сириянин: «Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось в тебе нерадение и не уменьшило в душе своей ревности ко спасению».

Но откормленное и избалованное тело — это уже враг, а не друг человека. Его требования заглушают и подавляют духовные стремления и способности. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «При покое, просторе, услаждении плоти — плоть оживает со всеми своими страстями и наклонностями, а при тесноте, озлоблении, томлении — умерщвляется со всеми своими страстями. Поэтому не питай пристрастно плоть свою и не усиливай ее тем самым против духа. Иначе она все порывы духа ниспровергает, не даст встать ему и войти в силу».

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 14:10 | Сообщение # 12
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Христианин не должен гнушаться никаким трудом, самым даже низким и грубым. Это нужно сказать и про богатого и бедного, знатного и простого. Однако это не значит, что я непременно должен заниматься низким трудом, как, например, это хотел провести в жизни Толстой, когда наряжался мужиком. Нет, ты прежде всего применяй к делу свои таланты, свои способности, осуществляй свое призвание, и в то же время в своем сердце воспитывай такое расположение, что если бы тебе поручили самую низкую работу, то ты бы и ее стал исполнять без брезгливости, ропота и неудовольствия."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary2.html
 
461119Дата: Понедельник, 28.02.2011, 14:48 | Сообщение # 13
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Liana)
без брезгливости, ропота и неудовольствия

Брат спросил Авву Моисея, что помогает человеку во всяком труде его? Старец отвечал: Бог помогает, ибо написано: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» (Пс. 45: 2).
 
КлирДата: Среда, 04.05.2011, 19:37 | Сообщение # 14
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Что касается до пропитания себя самих, то сильные будем работать, а когда постигнет нас немощь, тогда, если наши настоятели (чего да не будет!) оставят нас без призора, Сам Бог неожиданно пошлет нам Свою помощь. Ибо написано: …отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26, 10). Только в чистой совести будем служить Ему; тогда и сердца начальников наших к нам расположит, и нас сподобит блаженства Своего. Посему не скорби о труде; многие, и ничего не делая, тяготились самою беззаботностию. Учись работать, чтоб не учиться просить милостыню. Не будь небрежен в работе, потому что написано: Господь близ (Флп. 4, 5), и трудящимся по Богу воздаст великую награду.

Преподобный Ефрем Сирин

 
461119Дата: Среда, 08.06.2011, 22:41 | Сообщение # 15
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
"ЧУДНЫЙ ДЕНЬ
3 января

Некогда жили два брата вместе. У каждого из них было много детей. Братья были благочестивы и трудолюбивы. Они приучали к трудолюбию и детей своих, и поэтому вся семья была счастлива и богата.

Раз один из братьев призвал к себе своих племянников и сказал им:

— Брат мой, ваш отец знает такой день, усердно потрудив­шись в который, можно навсегда обогатиться и потом жить без труда; я и сам испытал это на. себе, но теперь забыл, какой именно это день; и потому идите к вашему отцу, он наверное скажет вам об этом дне.
Это сказано было потому, что дети, надеясь на отцовское богатство, стали проявлять некоторую беспечность в своей жизни. Они с радостью пошли к отцу и сказали:

— Отец наш, укажи нам тот день, потрудившись в который, мы могли бы счастливо жить без труда.
Отец, поняв в чем дело, отвечал:

— Я сам, дети, забыл этот день; но идите и трудитесь один год: за это время вы и сами узнаете о чудном дне, дающем беспечальное житие.
Дети трудились весь год, но чудодейственного дня не заме­тили. Отец воздал им за труды должное и сказал:

— Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре сезона: весну, осень, зиму и лето, трудитесь усердно, и вы найдете день тот.
Дети поступили согласно наставлению отца, но желанного дня опять не обрели.
Отец по окончании года дал им такой совет:

— Разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь прилежно, и найдете этот день.
Они продолжали добросовестно трудиться, но и на этот раз счастливого дня не нашли и в конце года сказали отцу:

— И опять указанного тобою дня мы не нашли и, поскольку очень утомились, а к тому же и средства к жизни себе при­ обрели, то более трудиться уже не станем, напрасно ища таинственного дня.
Отец отвечал:

— Да, милые дети, усердным и неустанным трудом вы действительно приобрели для себя большое обеспечение в жизни, посему с этого дня можете жить спокойно; но если бы вы стали еще трудиться несколько лет так же, то вашего богат­ства хватило бы и вам, и детям вашим, а также и тем, которые не по своей, может быть, вине впали в великую нужду. Итак, вы обрели желанный день...
Дети поняли своего отца и сказали:

— Да, мы поняли все и благодарим тебя за мудрое отеческое наставление.

— Но я еще не все сказал вам, — продолжал отец, — счаст­ливый день для нас тот день, в которой мы, благочестно, во славу Божию и на пользу ближних наших пожив в этом вре­менном мире, мирно и праведно скончаемся и переселимся в тот мир, где нет болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. К этому дню мы и должны неустанно готовиться, запасаясь сокровищами Небесными".
 
Форум » Добродетели » Трудолюбие » Трудолюбие
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа