Познание основ православной веры

Суббота, 20.04.2024, 03:22

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Фарисейство - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Гордость и тщеславие » Фарисейство
Фарисейство
461119Дата: Понедельник, 04.10.2010, 22:18 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Святитель Иоанн Златоуст

Беседа о фарисее

Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

Когда чадолюбивый отец чувствует сильное влечение побеседовать с своими дорогими детьми, а между тем они по своему младенческому возрасту не в состоянии слышать и понимать совершенных речей, тогда отец, изменив голос и оставив чистоту правильной речи, начинает лепетать с ними, таким способом беседы подготовляя своих любимцев к более разумному употреблению слов. Точно таким же образом Господь наш по великой любви Своей к Своему созданию, будучи Богом-Словом, усвоил Себе человеческое слово и пришел к нам, чтобы Своей беседою и пребыванием между нами научить нас и, дав нам небесное откровение, возвести нас по небесной лестнице, т. е. по лестнице упования. Вот, приглашает Его фарисей к себе на вечерю, как сейчас слышали мы в читанном Евангелии, и Он не уклоняется от этого приглашения, потому что и пришел Он не для того, чтобы показать достоинство Своего божества, но чтобы падшее человечество избавить из преисподней. Приглашается на вечерю к фарисею и не отказывается, чтобы и богатых научить не презирать трапезы бедных, и праведных вразумить не гнушаться трапезы грешников. Многие ведь, считая сами себя праведными, гнушаются трапезы грешников, как в свою очередь богатые пренебрегают угощением бедных. И вот, Господь, желая, чтобы все были дружественны, братолюбивы, любвеобильны и смиренны, первый показывает пример, чтобы этим Своим поступком научить всех. Поэтому Он и говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. XI, 29). Так и ты, ревнитель благочестия, не отказывайся, если тебя будет приглашать к себе какой-нибудь грешник. А если кто-либо станет упрекать тебя, зачем ты ешь и пьешь с грешниками, то отвечай так: не требуют здравии врача, но болящии (Мф. IX, 12); я праведен - не для того, чтобы спасти праведных, но для того, чтобы грешников обратить. Приглашается Господь на вечерю и не отказывается, - Он, пятью хлебами до сытости напитавший в пустыни пять тысяч, изсушивший непроходимое море и проведший через него Израиля как бы по зеленому лугу, с небес одождивший им манну, блиставшую целый день белоснежным блеском. Приглашается Господь и не отказывается, на вечере преподавая Свои лучшия наставления тем, которые Его угощали; конечно, Он и пришел на вечерю не для того, чтобы насытиться угощением фарисея, но чтобы самого фарисея напитать божественным учением. Приглашается на вечерю - и идет в дом фарисея, прикрывая божество человечеством, чтобы, узрев вдруг блеснувший луч божества, не бежал из дома сам Его приглашавший. Входит в дом фарисея - небесный Царь к рабу - и прикрывает Свое царское достоинство телесной оболочкой словно доспехами, чтобы не содрогнулся раб, увидев небеснаго Царя, и не зарылся в землю. Входит в дом фарисея Солнце правды, прикрывая облаком тела золотистый блеск Своих лучей, чтобы не ослепить человека, устремившаго на Него глаза. Входит в дом фарисея небесный Пастырь: оставив в горах девяносто девять овец, Он приходит за потерянной; входит в Свой двор, скрывая Пастыря в теле агнца. Он несет с Собою не посох, не жезл, угрожающий за прежнее заблуждение, чтобы и без того робкую и испуганную овцу не заставить опять бежать от своего Пастыря. Одним словом, Он входит в дом фарисея не как Бог, не как Царь, не как Солнце правды, но как человек к человеку, как овца к овце. Находится под одним кровом с ним, вместе с ним пасется, вместе возседает, входит, совозлежит с падшим уже по причине греха, чтобы совместным возлежанием возставить падшаго. И Он вошел без омовения, требуемаго обычаями фарисеев. Сделал же это по двум причинам: во-первых, чтобы дать овце повод говорить против Пастыря, а, во-вторых, чтобы показать несостоятельность учения иудейскаго и утвердить духовное. Увидел это фарисей, говорит евангелист, т. е., что Господь без омовения приступил к вечере, и удивился, не одобряя Учителя, но сомневаясь о случившемся, не одобряя, но осуждая. И нужно было видеть, возлюбленные, Создателя, осуждаемаго Его созданием, горшечника, поучаемаго глиною. Это испытывал фарисей, не видя тайными очами сердца в своем госте верховнаго Владыку ангелов. А если бы усмотрел Его, тогда припал бы к Его коленам, слезами омыл бы Его ноги и говорил бы: милостив буди мне грешному (Лк. XVIII, 13). Конечно, он сказал бы тогда: Ты все воззвал от небытия к бытию; словом Твоим утверждены небеса и духом уст Твоих устроена вся сила их. Ты собрал как бы в мешок воды морския, заключив их в сокровищницах бездны; Тебя трепещет вся вселенная (Пс. XXXII, 6-8). Но ничего подобнаго и не подумав, и не высказав, он осудил Владыку. Господь Сам дал ему повод к такому осуждению, как самарянке тем, что попросил у нея воды, дал повод просить у Него Самого воды небесной (Иоан. IV, 9). Итак, постепенно Господь начинает обращать овцу и от заблуждения, руководить ее к истине. Ныне вы, фарисее, говорит Он, внешняя сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно грабления и лукавства (Лк. XI, 39). То есть: теперь вы очищаете тело, а души скверните. Но какое удовольствие может доставить золотой сосуд, если внутри он наполнен смертоносным питьем? Не таковы ли блудницы, которыя лица свои расписывают красками, а души погружают во мрак? Но накрашивая пурпуром свои лица, не приготовляют ли оне собственными перстами изображения ожидающаго их огня? Следовало бы им окропить свои сердца кровью Иисуса, или лучше - окрасить в розовый цвет, и убелить сердца свои духом, чтобы цвет души их своим блеском отличался как роза среди лилий. А оне вместо того воспламеняют свои лица, чтобы разжигать до безумия сердца юношей. Ныне вы, фарисее, внешняя сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно грабления есть и неправды. Как бы так говорил Он: зачем вы омываете тело водою, а недостатков души не исправляете? Осмелюсь и я сказать, возлюбленные, что никакой пользы не будет человеку от телеснаго омовения, если чистоте тела не отвечает чистота его души, если она не сопровождается милостыней. В самом деле, как сосуд, вымытый и изнутри и снаружи, но не наполненный питьем, не может утолить жажды жаждущаго, равно как и блюдо, - так точно и человек, хотя бы он был совершенно чист и внутри и снаружи, не будет приятен Господу, если не напитает подобнаго себе. Поэтому Господь и прибавил: обаче от сущих, дадите милостыню, и се вся чиста вам будут (ст. 41). Обаче от сущих, потому что не столь приятны Ему богатыя приношения, сколько нелицемерная и искренняя жертва. Не печалься же бедняк, что нет у тебя ни золота, ни груд серебра; бросай в сокровищницу то, что имеешь: и две лепты оправдывают. Вспомни жертву той вдовицы, которая была оправдана больше, чем богатые жертвователи. Ведь Бог, конечно, не за весом денег следит, но совесть испытывает. Милостыня очищает нечистоты души и уготовляет блага в награду; милостыня - насущная необходимость души, милостыня убеляет души, милостыня - ободрение души, лучшее вооружение для нея. Бросьте золото - и получите Господа; дайте серебро - и получите освящение; расточите медь - и вместе с нею утратите яд греха; обратите огонь в росу и раздайте одежды, чтобы облечься во Христа Иисуса Господа нашего, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 
ДеньДата: Воскресенье, 31.10.2010, 14:09 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт Игнатий Брянчанинов (Аскет. опыты): Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно в сущности может быть совершенным незнанием, отвержением Его.
 
RosaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 16:45 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
"Вступись за маленького, беззащитного! Научи неразумного заповеди Божией! И всемилостивый Судия, может быть, и помилует тебя, если застанет не убивающим, но спасающим невинного. Велика милость Божия!"- учит своих прихожан протоиерей Дмитрий Смирнов, проректор по духовно-воспитательной работе Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Его сегодняшнее слово -

О ФАРИСЕЙСКОМ ЛИЦЕМЕРИИ

Братья и сестры!
Приходило ли кому-нибудь из вас на ум, почему Господь с кротостью и терпением увещевал блудниц, а к фарисеям-праведникам часто обращался с гневом? Неужели нравственная распущенность менее опасна, чем фарисейское устроение души? И в чем состоит болезнь фарисейства? Ведь не в том, что они постоянно ходят в храм, соблюдают праздники и посты, творят милостыню, знают Священное Писание? "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..." - обличал Спаситель. Может быть, понятие "лицемерие" нуждается в объяснении? Владимир Даль толкует: "Лицемерие - свойство, качество, состояние лицемерного". А лицемерный - "притворный, где зло скрывается под личиной добра, порок под видом добродетели". Личина же - "накладная рожа, харя, маска", то есть ложный, притворный вид, лукавое притворство. Как будто ясно... Не совсем понятно, почему притворство хуже распутства. Попробуем пояснить. Любодей свое человеческое достоинство низводит до положения неразумной скотины, которая, повинуясь инстинктивному зову плоти, не может контролировать свое поведение разумом. Лицемер же раздваивает самую личность, душу свою. Посягает на целостность уже не плоти своей, но бессмертной души, в обмане намеренном уподобляется самому отцу лжи - диаволу. И тем самым приобретает свойства сатанинские. А падение в демонизм глубже и пагубнее, нежели в скотство. Хотя, разумеется, глубинное дно скотства граничит с началом демонизма.
Сейчас взоры многих обращены к жизни общественной из-за тех процессов, которые в ней происходят. К сожалению, большинство людей не о горнем помышляют, а о земном устройстве. Тем нагляднее будет пример проявления общественного лицемерия. Податель жизни - Бог, и невозможно устроить никакую жизнь, ни телесную, ни духовную, если не покаемся, то есть не перестанем лицемерить, ибо этот грех навлекает на нас гнев Божий. Все уже привыкли к , мирным призывам. Война получила проклятие общества и отрицается как способ разрешения споров. Вся страна усеяна обелисками, озарена "вечными огнями". Ни одна газета не обходит вниманием нужды ветеранов всех войн. Часто можно видеть фотографии старушки матери или невесты-вдовы. Но почему в хоре осуждения войны - этого очевидного зла - слышится фальшивая нота? Почему лицо скорби порой напоминает лицемерную маску? Потому что в нашей стране идет страшная, необъявленная, многодесятилетняя кровавая война, имеющая сотни миллионов жертв убитыми и ранеными. Это и войной-то нельзя назвать. Бойня, гекатомба! С одной стороны фронта - " невинные беззащитные младенцы, с другой - взрослые: матери, отцы, врачи. Младенцы не могут за себя постоять и гибнут миллионами, а взрослые, редко гибнущие в этой бойне, чаще отделываются ранениями. Но за это получают оплачиваемый больничный лист. Надеюсь, теперь понятно, о чем идет речь? Кто поставит памятник на неизвестной могиле безымянных младенцев?
Сразу слышны возражения - "Аборт, искусственное прерывание беременности - личное дело матери". Представим картину: суд, скамья подсудимых, убийца. Судья спрашивает - "Как ты смел?" Подсудимый: "А что тут особенного? Одному потерпевшему я искусственно прекратил деятельность сердца, другому- головного мозга, третьему- легких". "Но они от этого погибли!" - "Да, но что делать, так уж получилось, они могли помешать мне жить так, как я хочу". Абсурд? А то, что мы делаем, убивая дитя, как назвать?
Часто говорят, что ребенок ничего не чувствует. Это ложь. Если даже растения чувствительны к боли, неужели маленький ребенок в утробе матери более примитивен? Но даже смерть в бессознательном состоянии не делает ее чем-то иным. И если допустить, что ребенок ничего не ощущает, убийство его все равно ничем не оправдано. Рассуждения же о том, что чувствует убиваемый, очень напоминают рассуждения о гуманной смерти в газовой камере: она, дескать, слаще, чем в петле.
Третье возражение: "Там еще ничего нет... Это еще не человек". И это ложь. Никакой ученый не скажет о человеческом зародыше: это рыба, дерево, злак. И росток, только недавно появившийся из желудя, и четырехсотлетнее корявое дерево - в равной степени дубы. Очень жаль, что такие простые, понятные вещи приходится разжевывать взрослым людям. Почему-то, когда речь заходит о растениях, все соглашаются, а когда говоришь о людях, начинают оправдывать преступления. Ведь новорожденный младенец тоже еще не вполне человек, он не умеет ничего из того, что умеет взрослый; любое животное умнее его. Но за убийство рожденного ребенка - тюрьма, а нерожденного - бюллетень, хотя и зародыш, и младенец являются людьми только потенциально.
Видеть разницу между убийством одного и другого равносильно тому, если бы за убийство пятилетнего ребенка полагалось большее наказание, чем за убийство четырехлетнего. Это ли не лицемерие? Другие обычные возражения столь несуразны, что их не хочется и приводить... Но все же: "У меня нет денег, чтобы прокормить, одеть, дать приличное образование... От меня ушел муж, возлюбленный" и т. п. Если бедность - оправдание убийству, можно решить продовольственную, жилищную и другие проблемы истреблением двух третей населения страны. Если одиноким трудно воспитывать детей, неужели нужно издать закон, разрешающий вдовам и разведенным убивать лишних детей, рожденных ими? По официальной статистике, в нашей стране ежегодно убивается около 8 миллионов детей (население Москвы). На самом деле - много больше. Во сколько раз? В два? В три? Такие масштабы не снились ни Гитлеру, ни Сталину. Этот массовый террор против собственных детей является кровавым фоном всей нашей жизни. На этом зловещем фоне любое, даже самое благое общественное движение: миротворчество, милосердие, защита природы, сохранение культурной среды, демократизация, гласность, права человека - выглядит ужасающим лицемерием с крокодиловыми слезами. Пусть наша совесть, если мы забыли заповедь "не убий", ответит: есть у зачатого человека данное от Бога право на? жизнь или оно (это право) в руках другого человека, который может распоряжаться этим правом по своему усмотрению? Отрицая право на жизнь другого, мы отрицаем вообще всякое право и всякое проявление жизни как таковой.
Среди нас, уже уверовавших в Бога людей, многие в прошлом по неразумию совершали такой грех или соучаствовали в нем своим попустительством, а некоторые и неоднократно. По древним канонам Церкви за подобное деяние отлучали, как за убийство, от общения церковного на двадцать лет. Современная жизнь такова, что теперь Церковь никого не отлучает, но зовет к покаянию. Надо каяться и принести плоды покаяния. Убитых детей не воскресишь, вину не загладишь, даже если воспитаешь десять сирот.
О, если бы мы вместо того, чтобы силой приводить в храм наших неверующих дочек-убийц за разрешительной молитвой (чтобы в дальнейшем они со спокойной совестью могли повторять то же преступление), все силы своей души и ума, все свое красноречие, весь свой родительский авторитет употребили на то, чтобы предотвратить беззаконие! И так бы воспитывали детей и внуков! Скольких землепашцев, рабочих, воинов, ученых, артистов, священников мы сохранили бы. Вступись за маленького, беззащитного! Научи неразумного заповеди Божией! И всемилостивый Судия, может быть, и помилует тебя, если застанет не убивающим, но спасающим невинного. Велика милость Божия! Почему мы остановились столь подробно на этом одном проявлении лицемерия? Разве других нет? Есть, и много, но это самое вопиющее. Оно особенно ярко показывает всю небезобидность фарисейства, лицемерия. Оказывается, плодами его могут стать многомиллионные человеческие жертвы. "Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие!"
Аминь!

"Православный Симбирск"

 
SonДата: Четверг, 06.01.2011, 19:22 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Фарисеи обладают обрядоверием.

Обрядоверие - приверженность только букве Писания и Предания, без следования их духу. Здесь очевидно своеобразное обожение внешней, обрядной стороны церковной жизни, при забвении ее глубинного смысла и высокой цели. В этом случае обязательно присутствует вера в спасительное (само по себе) значение, точного исполнения обрядовых действий, без учета их внутреннего духовного смысла. Это свидетельствует об ущербности подобных верований, отсутствии подлинного благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен служить Богу «...в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6).
http://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=1168

 
КоляДата: Понедельник, 10.01.2011, 13:13 | Сообщение # 5
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
Пестов:
«Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Многие из христиан не понимают этого и, не зная цели христианских подвигов, в них одних думают найти спасение.

Надо вспомнить слова Господа апостолам Иоанну и Иакову, когда те, в подражание пророку Илии, хотели низвести огонь с неба на самаритян, не принявших Господа. Он сказал апостолам: «Не знаете — какого вы Духа» (Лк. 9, 55, 4 Цар. 1, 10). Действительно дух Нового Завета — Царствия Божия в душе христианина другой, чем дух Ветхого Завета.

Для последнего было характерным внешнее выполнение закона — всей совокупности правил Моисея. И тех, кто выполнял их, считали уже только за это праведниками. А в этих законах и правилах было так много несовершенного, как например: «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24, 20). В самых великих праведниках Ветхого Завета было еще несовершенство. Патриархи и цари жили в многоженстве: множество языческих жен было у Соломона; Моисей, защищая еврея, счел возможным убить египтянина. Праотец Господа — царь, пророк и великий псалмопевец Давид имел много жен, пролил реки крови и согрешил сразу двумя смертными грехами — прелюбодеянием и убийством.

Вот почему Господь так отличал дух Ветхого от Нового завета и указывал на необходимость внутреннего совершенствования, на необходимость развития способности видеть состояние своей души «внутренним оком». К величайшему сожалению в христианстве, наряду с наличием духа Нового Завета, сохранился в сильной степени и дух Ветхого.

Среди массы верующих, посещающих храмы, у многих господствует убеждение, что быть христианином — это значит иногда посещать храм и соблюдать в какой-то мере обряды Церкви. И все. Многие ли из них знают о цели жизни христианина — стяжании Святого Духа Божия и развития в себе всех христианских добродетелей.

Как часто некоторые из иноков и мирских христиан стремятся спасти свою душу одними аскетическими подвигами, пренебрегая смирением, кротостью и Христовой любовью. И в этих случаях они часто впадают в явную прелесть или становятся ханжами и бывают жестоки, черствы, требовательны и суровы к ближним при отсутствии Христовой любви.

По существу одно только наружное — внешнее христианство есть то фарисейство, которое так резко обличал Господь, будучи на земле: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 25-28).

Не надо думать, что книжники и фарисеи времени Христа были все какими-то явно порочными людьми. Сам Господь говорил об их праведности (Мф. 5, 20), однако считал ее совершенно недостаточной для вхождения в Его Царство. И, действительно, многие из книжников и фарисеев обладали такими внешними добродетелями, каких, может быть, не смогут заметить в себе многие из нас. И, однако, всех этих добродетелей совершенно недостаточно для наследования Царства Небесного.

Как пишет епископ Таврический Михаил: «Господь, обличая фарисеев, указывал, что у них «соблюдение мелких обычаев служит лишь отводом глаз, лишь лицемерным прикрытием, чтобы нарушить главнейшее и существеннейшее», — необходимость прежде всего проявления любви и милосердия к ближним.

О том же пишет и святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: «Мы видим людей, которые по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники». Итак, горе тем мнимым христианам, у которых рвение к внешней обрядности не сочетается с любовью к ближним и смирением, которые не видят несчастий ближних, не думают о них, имея черствое, холодное, «окаменелое» сердце.

Не будем обольщаться и одними делами милосердия. Как пишет святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: «Милостыня хороша и спасительна, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана и прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одною рукою созидает, то другою разрушает». Господь предупреждал нас от того фарисейства, в котором «оцеживают комара, а верблюда поглощают» (Мф. 23, 24). Утро, день, вечер. К вечеру свет меркнет. То же в человечестве и для света христианской веры. Господь говорил: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Почему же это?

Один христианин так ответил на этот вопрос: «Насмешки и насилия безбожников не могут поколебать веры. Ее поколеблют лишь недостойные поступки верующих. С кого больше спросится за оскудение веры, за разрушение храмов — с безумных ли, говорящих «нет Бога», или с тех, кто, именуясь христианами, были чужды Его духу, кто покрывали высокими словами свои низкие деяния?»
http://www.library.pravpiter.ru/book_4/9.htm

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 12:49 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Как я поддаюсь велеречию, превозношению, самовосхвалению: так мысль к этому и ползет! Следи, ради Бога, зорко за собою, укоряй себя, наказывай, бичуй себя. Такую себе поставь задачу: мне во что бы то ни стало надлежит избавиться от сего недостатка — и вот, помня сие, постоянно себя останавливай, постоянно исповедуйся в этом; словом, не давай себе покоя ни на минуту. Тверди себе всегда: «Какой я велеречивый фарисей»! Избави, Господи, всякого от сего препакостного недостатка."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary1.html
 
Форум » Грехи » Гордость и тщеславие » Фарисейство
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа