Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 04:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Славолюбие - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Гордость и тщеславие » Славолюбие
Славолюбие
КлирДата: Вторник, 23.02.2010, 17:04 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Славолюбие – желание прославления тебя людьми, не обязательно знающими тебя лично или находящимися рядом с тобой.
 
ToffiДата: Воскресенье, 06.06.2010, 19:43 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Разве это не тоже самое, что тщеславие?

Григорий Синаит (Добротолюбие, 137): Кто же пишет из человекоугодия, для славы и показности, тот теряет мзду свою, и никакой от того пользы не получит ни здесь, ни в будущем веке, но и осудится, как человекоугодник и лукавый браконьер Слова Божия.

 
LianaДата: Воскресенье, 06.06.2010, 20:01 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Похожи, но славолюбие желает открытой славы, 1-го места, почестей... А тщеславие - любую вещь может представить славой, сделать что-то напоказ, чтоб увидели, похвалили, отметили, заметили, даже без высокого места и почетного звания.

Хотя Слово же мудрости мирской всегда позывает человека к славолюбию; потому что оно не имеет возможности дать чувству опытно ощутить благо от себя (которое насыщало бы сердце), и в замене того дарит своим питомцам любовь к похвалам людским, будучи и само изобретением людей тщеславных.Диадох Фотикийский

Сообщение отредактировал Liana - Воскресенье, 06.06.2010, 20:01
 
461119Дата: Среда, 09.06.2010, 21:00 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Стремление к человеческой славе, повторю, очень мешает нам стать истинными христианами. Ради этой тщетной, напрасной, бессмысленной славы многие люди идут даже на смерть. Есть поговорка: «На миру и смерть красна», то есть кажется, что на глазах у людей, ради их похвалы, даже и умереть не страшно. Люди жертвуют не только своей жизнью, но и жизнью других, целых народов только для того, чтобы прославиться. Они терпят всевозможные лишения, скорби, живут в нищете. Например, художники или писатели, которые еще не признаны, много трудятся ради того, чтобы в конечном счете стать знаменитыми, и мечтают, чтобы их прославляли потомки, хотя им самим от этого никакой пользы уже не будет. Вспомните о величайшем из русских писателей, отце русской литературы и современного русского языка – Александре Сергеевиче Пушкине. Один Оптинский старец, преподобный Варсонофий, будучи дворянином и человеком образованным, интеллигентным, с большим уважением относился к этому великому писателю и молился о его упокоении. Однажды ему во сне было такое видение: он оказался в какой-то сумрачной местности, погода стояла пасмурная, и вся природа была наполнена грустью и тоской. Среди этой плачущей природы шел Александр Пушкин. И преподобный Варсонофий, как ему представилось во сне, догоняет его и говорит: «Александр Сергеевич, а вы знаете, как вас сейчас все прославляют?» А тот ему отвечает с невыразимой грустью: «Слава? На что мне она теперь?»…

Вот что значит слава человеческая: в свете Божественной истины, в свете Евангелия она – ничто. Так не лучше ли приобрести славу Божию, благодать Божию, совершенно не думая ни о чем земном, пустом, временном и суетном? Ведь пусть даже нас будут помнить многие поколения людей, но в конце концов и это пройдет и предастся забвению, потому что наступит вечность, где по совсем иным критериям будет избрано то, что достойно уважения, одобрения, прославления и похвалы. Поэтому нам нужно стараться быть незави­симыми от человеческого мнения и смотреть на все самостоятельно. Самостоятельно не в том смысле, чтобы каждый­ имел свою, особую точку зрения, а чтобы мы оценивали всё с позиции Православной Церкви, с позиции Евангелия. Необхо­дима­ не абсолютная самостоятельность, а само­стоятельность именно православная.
Схиигумен Авраам (Рейдман)

 
LenosДата: Вторник, 13.07.2010, 20:05 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Киево-Печерский Патерик: «Был в дни преподобного игумена Никона один брат по имени Никита. Этот инок, желая, чтобы его славили люди, замыслил великое дело не ради Бога и начал проситься у игумена уйти в затвор. Игумен говорил ему: "Сын мой Тебе нет пользы сидеть праздно: ты еще молод. Лучше тебе оставаться среди братий: служа им, ты не лишишься воздаяния. Ты сам видел, как бесы прельстили святого Исаакия, нашего брата". Никита же отвечал: "Никогда не прельщусь, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения". Никон в ответ ему сказал: "Выше сил прошение твое. Берегись, браг мой, чтобы, вознесшись, не упасть". Но Никита никак не хотел внять тому, что говорил ему игумен, и, как захотел, так и сделал: заложил свои двери и никогда- не выходил. Прошло несколько дней. Во время своего пения, услышал Никита голос молящегося с ним и ощутил запах несказанного благоухания. И этим прельстился он, говоря себе: "Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания Духа Святого". И он стал прилежно молиться, говоря: "Господи! явись мне так, чтобы я мог видеть Тебя". Тогда был к нему голос: "Не явлюсь: ты еще молод, вознесшись, не упади". Затворник же со слезами говорил: "Нет, не прельщусь я. Господи! Игумен мой научил: меня не внимать обольщениям диавола. Все же, что Ты повелишь мне, я исполню". Тогда диавол принял власть над ним и сказал: "Невозможно человеку в теле видеть меня. Но вот я посылаю ангела моего: он пребудет с тобой, и ты станешь исполнять его волю". И тотчас стал перед ним бес в образе ангела. Поклонился ему инок, как ангелу, и сказал ему бес: "Ты не молись, а только читай книги, и так будешь беседовать с Богом и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоем спасении Творца своего". Прельстился Никита и перестал молиться, а прилежно занимался чтением и поучал приходящих к нему; видя же беса, постоянно молящегося о нем, радовался ему, как ангелу, творящему за него молитву. С приходившими к нему Никита беседовал о пользе души и начал пророчествовать.
И пошла о нем слава великая, и все дивились, как сбывались его слова. Посылает однажды Никита к князю Изяславу сказать ему: "Нынче убит Глеб Святославич в Заволчьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород". Как он сказал, так и было,- через несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл затворник пророком и стали слушаться его князья и бояре. Но бес не знал будущего, а что сам сделал, или чему научил злых людей - убить ли, украсть ли - то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него советы или слово утешения,- бес, мнимый ангел, рассказывал, что случилось из-за него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его. Никто также не мог состязаться с Никитой в знании книг Ветхого Завета,- он его весь наизусть знал: книги Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств и все пророчества. Вообще все книги еврейские знал на память. Евангелия же и Апостола, преданных нам в благодати для нашего утверждения и исправления, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не позволял беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что он прельщен.
Не могли стерпеть этого преподобные отцы... И все они пришли к прельщенному, помолились Богу и отогнали беса от затворника, и после того он не видел его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг Ветхого Завета, которые прежде знал наизусть, а теперь не помнил из них ни единого слова. После изгнания беса он был в таком состоянии, что почти разучился говорить, так что блаженные отцы едва научили его грамоте.
С тех пор предал себя Никита воздержанию, и послушанию, и чистому, смиренному житию; так что всех превзошел в добродетели, и впоследствии был поставлен епископом в Новгороде».
 
LianaДата: Четверг, 22.07.2010, 20:08 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (461119)
Стремление к человеческой славе, повторю, очень мешает нам стать истинными христианами.

Не только христианами. Человеку любой веры.

Некто по имени Малпас, ведя род свой из Эдессы, в одно время стал изобретателем ереси евхитов, тогда как проводил высокое житие и переносил самые тяжкие труды и скорби. Ибо говорят, что, быв учеником блаженного Иулиана, называемого Савою, на короткое время ходил с ним на Синай и в Египет и видел великих отцов того времени, видел блаженного Антония, слышал от него таинственные словеса, изглаголанные им о чистоте и спасении душ: слышал тонкие вопросы о страстях, в которых Антоний объяснял, что ум, по очищении своем, имеет созерцания духовных таин и что душа может, по благодати, сподобиться бесстрастия, когда деланием заповедей совлечется ветхих страстей и придет в здравие первобытного своего естества. И когда Малпас в цвете юности своей выслушал слова сии, воспламенился как огонь и пришел в свой город; и, так как возгорелась в нем страсть славолюбия, избрал себе отшельническую храмину и посвятил себя на дела и жестокие скорби и непрестанные молитвы. И когда возгорелась в нем страсть непомерного славолюбия, то есть надежда достигнуть ему тех высоких дарований, о которых он слышал, так как не обучился он искусству противоборствовать врагам истины, не уразумел козней, обманов и ухищрений супостата, какими сильных и крепких увлекает он в погибель, надеялся же только на дела, на скорби, на нестяжательность, на подвижничество, на воздержание, не приобретши самоуничижения, смирения, сердечного сокрушения, - сих непреодолимых оружий при сопротивлении лукавого, не памятуя и Писания, которое говорит: когда исполните дела, сохраните заповеди, претерпите скорби, почитайте себя рабами непотребными; а напротив того, разжигаем был высоким о себе самомнением, основанным на делании им жития своего, и сгорал желанием высоких даров, о которых слышал, - по истечении многого времени, когда диавол увидел, что нет у него делания смирения, а только вожделевает созерцания, чтобы ощутить тайны, о которых слышал, явился ему в безмерном свете, говоря: "Я - утешитель, и послан к тебе от Отца, чтобы сподобить тебя видеть созерцание, которого желаешь за дела свои, дать тебе бесстрастие и на будущее время упокоить тебя от дел". Взамен же сего злокозненный потребовал поклонения у сего бедного. И этот объюродевший, поелику не ощутил брани лукавого, немедленно с радостию принял его, и поклонился ему, и тот же час стал под властию его. И враг, вместо Божественного созерцания, наполнил его бесовскими мечтаниями, сделал, что перестал он трудиться ради истины, возвысил его и поругался над ним тщетною надеждою бесстрастия, говоря ему: "Теперь не имеешь ты нужды в делах, в злостраданиях тела, в борьбе со страстями и похотями"; и сделал его ересеначальником евхитов. Когда же умножились они и явно стало мерзкое и неправое их учение, изгнаны они были тогдашним епископом.

 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 18:06 | Сообщение # 7
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Свт. Николай Сербский:
"Если зажжешь все свои добродетели, словно огромные свечи, хорошо сделаешь. Но, если при этом не победишь в себе славолюбие, оно, как ураганный ветер, погасит все свечи. Ты снова зажжешь их, но ветер снова их задует. Потому сначала останови ветер."
 
LukaДата: Четверг, 03.03.2011, 17:33 | Сообщение # 8
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт.Дмитрий Ростовский:
"О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и
славою человеческою, потому что та
и другая изменчивы (прелестны)

1. Не желай, человече, быть почитаемым и славимым от людей, чтобы не лишиться те­бе славы Божественной. Не слишком утешай­ся славою мира сего — да не будешь внезапно огорчен бесчестием. После славы и почитания человеческого обычно следует часто и неожиданно бесчестие, после земного благо­получия — тщетность его, после веселия и плотской потехи — скорбь и печаль, ибо век сей переменчив и все вещи — дела и явле­ния — в нем преходящи: за благополучием, вслед его (созади), всегда следует перемена и неблагополучие.

2. Не прилагай сердца своего к почестям и славе человеческой: она льстива и кратко-временна; все в мире непостоянно, кроме Единого Бога и Его предвечной славы: все в мире сем изменяется, и всякая почесть и сла­ва вместе проходят. Потому не утверждай стопы ног твоих на этих прелестях, чтобы не остаться тебе, как на весеннем льду, кругом истаявшем. Будет ли у тебя тогда какая-ни­будь надежда на благополучие?

3. Не самолюбствуй и не слишком радуй­ся почитанию и величанию мира сего — да ненадолго потом опечалишься бесчестием его; не слишком утверждайся на почитании его, потому что внезапно последует изменение его. Почитание и слава человеческая подобны огненной искре, внезапно блеснувшей и тот­час же угасшей, или волне морской, во мгно­вение ока вознесшейся и тотчас же разседшей­ся. Итак, не очень утешайся этим. Утешаю­щийся безумно почитанием и благополучием мира сего пусть знает, что потом внезапно до беспамятства восскорбит об изменении сего.

4. Слава и почести человеческие никогда не бывают в одной мере, но непрестанно из­меняются, как луна. Потому не очень утешай­ся почитанием и благополучием преходящего мира сего: вслед его следует внезапное изме­нение. Мир сей непостоянен, и все вещи в нем переменны: ныне слава и почести — и вдруг неожиданное бесчестие; ныне радость и весе­лие — и вдруг неожиданная скорбь и печаль; ныне здоровие — и вдруг недуг; ныне жизнь — и вдруг смерть. Мир многих многи­ми привлекательными почестями обогатил, но смерть внезапно лишила их.

5. Не надмевайся сердцем в гордыне тво­ей и не величайся человеческим предпочте­нием, считая себя великим, но вменяй сие за сонное мечтание. Ибо человеческое почита­ние непостоянно и весьма превратно. Иудеи почли Господа ветвями (ваиями) и скоро оп­левали Его: немного почли — и вдруг внезап­но обесчестили Его; одни почитали, а другие готовили крест для распятия; преклоняли пред Ним колена — и вдруг ударяли Его по ланите; взывали: «Радуйся, царь Иудей­ский» — и тотчас же на пресвятую главу Его возлагали терновый венец. Таковы слава и почитание человеческие! Почтен был царь Давид помазанием от Самуила на царство — и вдруг гоним был от Саула. Почтен был от царя Артаксеркса больше всех князей Аман — и скоро был повешен. Так внезапно изменяются благополучие мирское и почита­ние человеческое!

6. Злохитростен мир и его почести. Ког­да человек благоденствует, тогда все почита­ют и славят его, а когда он в презрении, все отвращаются. Когда человек в благополучии, тогда у него множество друзей и ласкателей, или льстецов, а когда он в злострадании, все далеки от него. Апостолы, когда Христос пользовался от всех почетом и удивлением, все ходили вслед Его, а когда Он страдал, все оставили Его и далеко отбежали. Итак, не на­дейся на благополучие и почитание человече­ское, но всю надежду и упование свое возла­гай на Бога: день и ночь к Нему, Единому, возносись всегда сердцем и умом своим.

7. Предпочитание и слава человеческая за благополучием следуют, как тень за солнцем. Когда солнце сияет, тогда и тень бывает, а когда солнца не видно, тогда и тень скрыва­ется. Так и находящегося в благополучии все люди славят и почитают, а когда он в чем-ли­бо неблагополучен, все презирают и отвра­щаются от него. Это подобно полевому жел­тому цветку, который с восхождением от вос­тока солнца развивается, а с захождением солнца к западу опять свертывается и никог­да не бывает в одном и том же виде. Таков и мир сей с его обычаями и почитаниями!

8. Люди часто в глаза сладко славят и по­читают, а, отошедши, горько осуждают и кле­вещут. Сегодня одобряют, а завтра осуждают. На глазах так, а за глазами иначе. Непостоян­но и изменчиво почитание человеческое, весьма обольстительно и превратно. Одни почитают, другие бесчестят; одни хвалят, другие порицают; одни говорят доброе, дру­гие — злое. Человеческая слава и почитание никогда не могут быть постоянными и равно­мерными, но всегда они переменны.

9. Мир сей с его почитаниями так устро­ен, что всегда вращается, как мельничное ко­лесо: всегда и непрестанно обращается сверху вниз, снизу вверх, а когда останавливается течь вода, тогда и оно (колесо) стоит праздно. Мир сей всегда лицемерит: для стоящих на высоте почитания перемены от ветров и бури бывают сильнее, чем для идущих по долине смирения и унижения. Насколько велико по­читание, настолько велика и боязнь. На­сколько кто возвеличивается почитанием и славою, настолько потом смирится бесчести­ем или здесь — от людей, или там — от бесов. Елико, сказано, прославися и разсвирепе, то­лико дадите ей мук и рыданий (Апок.18:7).

10. Итак, насколько тебя почитают, на­столько почитай себя недостойным почита­ния — да пребывает в душе твоей всегдашнее смирение. Помни смерть, которая не разби­рает славы и почитания, но всех делает рав­ными. Где теперь славимый, богатый и почи­таемый? Где князья и господа? Где витии и мудрецы века сего? Где обладавшие многими странами и землями? Малый гроб вместил их в себе. Где цветущие, прекрасные и благолеп­ные лица? Отошли, как бы никогда и не бы­ли, — изменились и следа почитания и славы не оставили. "
http://dearfriend.narod.ru/books/other/dr/17.html

 
КлирДата: Воскресенье, 29.05.2011, 19:13 | Сообщение # 9
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Однажды богач и бедняк, пришли к старцу, чтобы высказать свое почтение.

Богач громко воскликнул: «Я так уважаю тебя, отче!» - и протянул старцу свою унизанную драгоценными перстнями руку. Мудрец кивнул богачу, но не пожал ее.

Бедняк же ничего не сказал, а только протянул мудрецу свою мозолистую руку, и тот ее пожал. Когда бедняк ушел, богач подошел к старцу и спросил:

- Почему ты пожал руку бедняку, а мне нет? Хотел показать, что ценишь честную бедность выше богатства?

Дело не в этом, — ответил ему старец. — Бедняк хотел, чтобы я пожал ему руку — и я пожал ее. Но ведь ты сейчас хотел показать себя, покрасоваться! Вот я и ответил тебе взглядом, как твой зритель.
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi....pogatie
 
LenosДата: Понедельник, 13.06.2011, 22:43 | Сообщение # 10
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт Василий Великий
"Правило 60.
О чести и славе человеческой

Христианин не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, превышающей меру, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь или думают о нём более надлежащего.

И се, един некий приступль рече́ Ему: Учителю благи́й, что̀ благо сотворю, да и́мам живот вечный? Он же рече́ ему: что̀ Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:16; Мф. 19:17).

Славы от человек не приемлю (Ин. 5:41). И несколько ниже: Ка́ко вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете? (Ин. 5:44).

Го́ре вам фарисеом, яко лю́бите председания на сонмищих и целования на торжищих (Лк. 11:43).

Никогдаже бо в словеси́ ласкания быхом к вам, якоже ве́сте, ниже́ в вине лихоима́ния: Бог свидетель; не ищуще от человек славы, ни от вас, ни от ине́х (1Фес. 2:5; 1Фес. 2:6).

Якоже бысть вни́ти Петру, сре́те его Корнилий, и пад на ногу́ его поклонися. Петр же воздви́же его, глаголя: востани; и аз сам человек есмь (Деян. 10:25; Деян. 10:26). В нарече́нный же день Ирод, обо́лкся во одежду царску и сед на суди́ще пред народом, глаголаше к ним. Народ же возглашаше: глас Божий, а не человечь. Внезапу же порази́ его Ангел Господень, зане́ не даде́ славы Богу: и быв червьми́ изъяде́н, и́здше (Деян. 12:21; Деян. 12:22; Деян. 12:23).
http://hesychia.narod.ru/
 
Форум » Грехи » Гордость и тщеславие » Славолюбие
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа